Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Пси – наука о закономерностях, механизме и фактах психич жизни человека и животных.
Наука психологи имеет тысячелетнюю предысторию. Происходит от мифа об Амуре и Психее. Психея – символ души, ищущей свой идеал. Термин «пси» - образован от греч слов (душа, смысл, разум, познание, изучение) т.е. Пси – это знание о психике, наука изучающая её. В ходе истор развития понятие о пси явлениях и о её предметах изучения- менялись. Сначала пси была наукой о отношениях с окруж миром, затем как наука о душе, затем о поведении, и наконец о психике.
Основные задачи пси: изучение психики в филогенетическом (рассматривает развитие биологического вида во времени / эволюция в качестве процесса)и онтогенетическом (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.)развитии чел-а и животных. Пси изучает процессы, состояние и св-ва чел-а на конкретных этапах ег развития, а также закономерности формирования чел-а как активного деятеля соц процесса. Чел изучается как: представитель биологич вида, как член общества, как субъект деятельности.
Предмет психологии не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, то есть активное взаимодействие человека с реальностью. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.
Общая пси- изучает общие закономерности психич деятельно чел. Возрастная – закономерности пси развит чел-а в зависимости от возраста. Педагогич – психологич особен-ти воспитания. Инженерная – взаимодействие чел-а и машины. Исскуства – деятельность направленную на создан искусства , закономерности восприятия эти творений. Военная – состояние чел-а в военной обстановке. Социальная – различные соц общности, характер взаимоотношений людей в группах. Срвнительная – сопоставляет психику животн и людей, причины сходств и различий. Медицинская – вопросы психотерапии, процесс общения врача и больного.
1 этап (VI до н. э.- V н. э.)– психология как наука о душе (все непонятные процессы человека обусловлены деятельностью души)Психология – наука о душе (Демокрит).
Платон – «Истинным бытием обладают лишь идеи. Мир идей более реален, чем те чувственные вещи, которые чел. Имеет перед собой.»
Аристотель – (дуалист - одновременно признавал идеально и материальное) «душа и тело едины и неотделимы. Душа – суть тела, она движет им, а также решением и мыслью. Есть 3 вида души: растительная, животная и разумная(включ разум и волю, кот даны божествен замыслом) »
*Причины перехода – Развитие учений о душе в рамках философских учений и на базе мед знаний. Развитие учения о душе в подтекстах анатомо-физиологич знаний + открытий. Пересмотр отношения к душевнобольным. Отказ от души как от предмета объяснит принципа душевных заболеваний. Итог: выявление проблем, формулирование важных вопросов, описание множества проявлений души.
2 этап (XVI – XVII -- сер XIX) – психол стала наукой изучающ сознание. Способность думать, чувствовать, желать и называли сознанием. Основной метод из-я сознания – наблюдение чел-а за самим собой (интроспекация).
Рене Декарт – (картезианство) пси – это то что осознается т.е. это состояние когда я знаю, что я мыслю или переживаю.
Джон Локк – 2 источника идей: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий т.е. все идеи происходят от ощущения или рефлексии.
*Причины перехода – кризис науки, разделение на точные и гуманитарные, стремление психологии стать точной наукой, работы исследователей.
3 этап (развитие пси) – пси как наука о поведении и эксперементальная пси. В начале 2 в задача пси – ставить эксперименты и наблюдать за поведением, поступками, реакцией чел-а.
Вильгельм Вунд – изучает элементы сознания в психологич лаборатории. Исследует ощущения, а также представления у чувства (инструментарий – тахистоскоп и метроном) бихевиаризм.
*Причины перехода – дискуссии. Учение о рефлексе. Концепция Фрейда (пси сноведений, введение в психоанализ). Возникновение новых направлений в пси. Фрейд говорил о 2-х источниках энергии: Эрос- сексуальной и Танатас – разрушительной.
4 этап (с начала 20 гг 20 в - ***) психология как наука, изучающая объективные факты, закономерности, проявления и механизмы психики. Пси определяют как научное исследование поведения и внутр психич процессы, а так же практическое применение полученных знаний.
Три принципа построения пси исследования: 1. Принцип объективности – предполагает, что изучение чел-а должно происходить как в естественных условиях, так и не в естеств , чтобы определить, зависит ли какое-нить проявление психики чел-а от внешних факторов. Этот м. требует внимания ко всем получаемым данным, особенно тем, что протеворечат первому впечатлению. 2. Принцип досконального изучения всех пси явления в их развитии – предпол. Изучение воздействия на чел-а. Важен не только результат но и сам процесс. Выделяются не только актуальные но и потенциальные возм-ти исследуемого индивидуума. 3. Аналитико-синтетический принцип – изучаются отдельные проявления психики в разн условиях. Отмечается синтетич подход т.е. изучается связь отдельных проявлений меж собой.
*В основе каждого из методов пси используется 1 из принципов, это определяет индивидуальные особенности каждого метода: Лонгитюдный способ – неоднократное исследование на протяж долгого времени. Сравнительный с – изучение нескольких чел по одной проблеме. Комплексный с – включает достоинства и недостатки первых двух способов. Цель каждого из методов сбора материала в пси – раскрытие закономерностей и механизмов психики и поведения чел-а.
Метод Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Набл м.б. прямым (изучает реакции чел-а на раздражитель или поведение в группе (мб активным пассивным или обычн)) и косвенным (в ситуациях, когда мы хотим с помощью объектных методов изучить психич процессы, поддающиеся прямому наблюднию )
Процессы наблюдения:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит в беседу к эксперимент.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Разновидность наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Главный метод П исследования - эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных Пх качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.
Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояние св-ва и формируется устойчивая картина мира.
Высщий уровень психики, свойственной человеку формирует сознание.
Функ-я сознания – формирование всех целей деятельности, предварительном осмысленном построении действий и анализе их результатов. Именно это обеспечивает разумное регулирование в поведении и деятельность чел-а. В сознание каждого чел-а вложено определенное отношение к окр среде, людям. Типы сознания: 1. Бытийное (сознание для бытия) – включает биодинамические св-ва движений и чувственные образы. 2. Рефлективное – сознание для сознания. * существуют методы формирования сознания у чел, они заключаются в: обучении (целенаправленный процесс деятельности препода и учащ-ся, заключ в передаче и степени усвоения знаний, умений и опрдел навыков.), воспитании (целенаправленный процесс формирования и равития интеллекта, физич и духовн сил личности, подготовки лич-и к жизни и участию в труд деят-ти), образовании (достигнутый результат(среднее, высшее, бакалавр и тд)).
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.1. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. 2. более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. 3. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.
* Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут.Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.