Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры по психологии.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

3. Между тремя и шестью  годами интересы ребенка, обусловленные  либидо, сдвигаются в новую эрогенную  зону, в область гениталий. Фрейд  считает, что эту стадию лучше  всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. * Развитие Эдипова коплекса и комплекса Электры (вокруг них строится поведении девочки или мальчика).

4. После пяти лет наступает  длительный период латентной  детской сексуальности (5-12 лет), когда  прежнее любопытство в отношении  сексуальных проявлений уступает  место любопытству по отношению  ко всему окружающему миру. Либидо  в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности. Теперь родительские ожидания и запреты воспринимаются им более последовательно, как требования, направленные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения и усиливают подавление Эдиповых инцестуозных желаний. К тому же, окрепшее Эго способно держать под контролем воздействия инстинктов и сублимировать их, как только найдется приемлемое средство удовлетворения.

Вывод: Фрейд предположил, что в основе сексуального поведения лежит особый вид силы или психической энергии и предложил назвать эту энергию "либидо". "Либидо", по его мнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря "либидо" сексуальные стремления начинаются в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось до этого.

 

  1. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация человека (описание структуры, краткая хар-ка мотивов)

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы могут трансформироваться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается по преобразованной мотивации.

Мотивация: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивы бывают осознанными и неосознанными.

    1. Осозн. это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.
    2. Неосозн - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения, когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея­тельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной  силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотививированная» деятельность – та , мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей.

Сдвиг мотива на цель- стихийный механизм формирования личности. Нормы поведения формируют культуру и должны быть внутренне приняты чел. Ре-ты освоения норм не огранич.внешним поведением, но вызывают изменения во внутреннем плане. Сначала ребенок выполняет требуемое, т.к.требование матери имеет для него личностный смысл. Ее похвала-предмет потребности. Со временем действие приобретает самост.побуд.силу-становится мотивом (мыть руки, делать уроки)

Функции мотивов:* побуждение и направление деятельности * смыслообразующая функция, Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол­няют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных)* определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д. 

**Мотивы классифицируются  также по их отношению к  самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют  внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ощущения как основа чувственного сознания

Ощущ – это отражение различных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира – исходное, но, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств раздражителей. Раздражение => Возбуждение систем нервных клеток, при обязательном участии клеток коры головного мозга дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Типы класс. ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем: дистантные: Зрение, слух, обоняние относятся. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

2) по месту расположения  рецепторов; 3) по времени возникновения  в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя:

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку, рецептор зрительного анализатора. Слуховые ощущения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Слуховые ощущения: Вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека нет. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.  Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

интероцептивные (органические) ощущения, о внутр. органах.  Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закономерности ощущений

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторнои системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхових раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности.

Итак, все наши анализаторни системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

- сенсибилизация вследствие  необходимость компенсации сенсорных  дефектов (слепота, глухота);

- сенсибилизация, обусловлена  специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты прикосновений ощущение, вибрационная чу-ность.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражители.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнишою. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Синестезиею обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторних систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотрены закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматными веществ наступает с разной скоростью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды восприятия, их развитие

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования инф-и, в результате кот чел создает себе наглядный образ окруж-о мира.

Восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой ?, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по выделению специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"