Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Коомуникатор – тот кто говорит
Реципиент – тот кто воспринимает информацию (слушатель)
- адекватное восприятие
-неадекватное восприятие
-восприятие и понимание другого
Ввиду непонимания друг друга могут возникнуть ошибки восприятия:
- доверяете ли вы коммуникатору
- считаем ли мы коммуникаора компетентным человеком чтобы доверять тому, что он нам говорит
- коммуникация в зависимости от ситуации, от человека и тп.
*Умелое взаимодействие происходит только тогда, когда все три стороны совпадают. В противном случае могут возникать те или иные ошибки взаимопонимания.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные
(словесные) и невербальные.
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Кинесические средства наиболее значимы. Это
зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие
выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся
выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде,
походке.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям
мышц лица, которую недаром называют зеркалом души
2. взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно
сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать,
что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если
слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
3. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной
культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее
количество различных устойчивых положений, которые способны принять
человеческое тело, около 1000
4. Жесты, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции
Конкретный
смысл отдельных жестов
во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
1) коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения
внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные,
вопросительные и т.д.);
2) модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты
одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия,
растерянности и т.п.);
3) описательные жесты, имеющие смысл только в контексте
речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. о
совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их
сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом
высказываний является сигналом лжи.
5. походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой
довольно легко распознать его эмоциональное состояние.
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию,
определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным
действием».
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения
является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы,
использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в
особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и
словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного
действия создаётся рядом психотехнических приёмов:
а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного
действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и
сам на него даёт ответ);
в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение
или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);
г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к
теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).
Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная
действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи
(именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).
Психотехника
речи – это система индивиндуально-
управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-
психологическими условиями общения.
Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует
паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле
психотехника речи – это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы
эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и
экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.
Если лингвистические
средства определяют
действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его
выразительность.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на
сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Темп словесного действия – это скорость его осуществления. быстрый
темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании
словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант
темповой организации словесного действия – психологически целесообразное
управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше
передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс
проникновения в содержание словесного действия.
Оптико-кинетические
средства организуют
действия.
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или
думающего про себя человека.
Мимика –
это динамическое выражение
Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент
общения.
Слияние
словесного и оптико-
воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это
воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются
механизмы взаимопонимания.