Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры по психологии.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологическая структура общения

Коомуникатор – тот кто говорит

Реципиент – тот кто воспринимает информацию (слушатель)

    1. Перцепция - процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств.

- адекватное восприятие

-неадекватное восприятие

-восприятие и понимание  другого

Ввиду непонимания друг друга могут возникнуть ошибки восприятия:

    1. Фактор превосходства – возвышение человека ввиду какого-то его таланта или отличительной черты, кроме которой на самом деле ничего не замечается. Происходит возведение важности такого человека в абсолют.
    2. Ошибка привлекательности – человеку причисляют заслуги или какие то положительные качества только из-за его привлекательной или неординарной внешности. (отрицательное не замечается или игнорируется)
    3. Отношение к нам – когда нам льстят, мы готовы возвысить такого человека (который льстит). Из за того что он делает нам приятно.
    4. Коммуникативная (передача информации)

- доверяете ли  вы коммуникатору

- считаем ли мы коммуникаора  компетентным человеком чтобы  доверять тому, что он нам говорит

    1. Интерактивная сторона (взаимодействие)

- коммуникация в зависимости  от ситуации, от человека и  тп.

*Умелое взаимодействие  происходит только тогда, когда все три стороны совпадают. В противном случае могут возникать те или иные ошибки взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Средства общения

Все средства  общения  делятся  на  две  большие  группы:  вербальные

(словесные)  и  невербальные. 

      Рассмотрим  кратко основные невербальные  средства общения.

Кинесические средства  наиболее  значимы.  Это

зрительно   воспринимаемые   движения    другого    человека,    выполняющие

выразительно-регулятивную  функцию   в   общении.   К   кинесике   относятся

выразительные  движения,  проявляющиеся  в  мимике,  позе,  жесте,  взгляде,

походке.

      1. Особая  роль в передаче информации  отводится  мимике  –   движениям

мышц лица, которую недаром называют зеркалом души

      2. взгляд,  или  визуальный  контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди  стремятся  к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Визуальный контакт свидетельствует о  расположении  к  общению.  Можно

сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все  основания  полагать,

что к нам или к тому, что мы говорим  и  делаем,  относятся  плохо,  а  если

слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

      3. Поза –  это  положение  человеческого  тела,  типичное  для  данной

культуры, элементарная единица пространственного поведения  человека.  Общее

количество  различных  устойчивых  положений,   которые   способны   принять

человеческое тело, около 1000

      4. Жесты,  тех разнообразных  движений  руками  и  головой,  смысл  которых   понятен   для общающихся сторон. От той  информации,  которую  несёт  жестикуляция,  известно  довольно много. Прежде всего важно количество  жестикуляции

      Конкретный  смысл отдельных жестов различен  в разных культурах.  Однако

во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

             1) коммуникативные (жесты  приветствия,  прощания,  привлечения

                внимания,   запретов,   удовлетворительные,   отрицательные,

                вопросительные и т.д.);

             2)  модальные,  т.е.  выражающие  оценку  и  отношение   (жесты

                одобрения,   неудовлетворения,    доверия    и    недоверия,

                растерянности и т.п.);

             3)  описательные  жесты,  имеющие  смысл  только  в   контексте

                речевого высказывания.

      В  процессе  общения  не  нужно  забывать  о  конгруэнтности,  т.е.  о

совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и  жесты,  их

сопровождающие, должны  совпадать.  Противоречие  между  жестами  и  смыслом

высказываний является сигналом лжи.

      5. походка  человека, т.е. стиль передвижения, по  которой

довольно легко распознать его эмоциональное состояние.

      Вербальные   средства   общения   образуют   логико-смысловую   линию,

определяющую его содержание.  Эту  линию  целесообразно  назвать  «словесным

действием».

      Ведущей  стилистической  чертой   современного   публичного   общения

является  разговорность,  т.е.  простота   и   живость   построения   фразы,

использование разговорной лексики и фразеологии.

      Стилистическое  своеобразие   словесного   действия   проявляется   в

особенностях   синтаксического   строя,   т.е.   в   построении    фраз    и

словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного  стиля  словесного

действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

      а)  воображаемой  диалогизацией  (синтаксический   строй   словесного

действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

      б) вопросно-ответным  ходом (субъект общения сам задаёт  себе вопрос  и

сам на него даёт ответ);

      в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение

или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

      г) эмоциональными  восклицаниями (что  позволяет  усилить  внимание  к

теме общения, стимулирует разговорность общения);

     д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

      Качество  и эффективность  словесного  действия,  его  коммуникативная

действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой  речи

(именно психотехникой,  а не техникой, как считают некоторые авторы).

      Психотехника  речи  –  это  система   индивиндуально-психологического

управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-

психологическими условиями общения.

      Словесное  действие, как  видно  из  его  характеристик,  аккумулирует

паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом  смысле

психотехника речи – это раздел  психотехники  общения,  раскрывающий  приёмы

эффективного   пользования    лингвистическими,    паралингвистическими    и

экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

      Если лингвистические  средства определяют содержательность  словесного

действия,   то   паралингвистические   и   экстралингвистические    –    его

выразительность.

      Интонация  и тональность воздействуют не только на сознание, но  и  на

сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

      Темп словесного  действия – это скорость  его  осуществления.  быстрый

темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на  логике  и  содержании

словесного действия, медленный  –  утомляет.  Наиболее  оптимальный  вариант

темповой организации словесного  действия  –  психологически  целесообразное

управление.  Паузы,  при  их  правильном  использовании,   позволяют   лучше

передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

      Дикция, т.е. ясное, чёткое  произношение  звуков,  облегчает  процесс

проникновения в содержание словесного действия.

      Оптико-кинетические  средства организуют динамические  психофизические

действия.

      Жест –  это движение, передающее психическое  состояние говорящего или

думающего про себя человека.

      Мимика –  это динамическое выражение лица  в конкретный момент общения.

      Пантомимика  – это динамическое состояние  позы  в  конкретный  момент

общения.

      Слияние  словесного и оптико-кинетического  действий  образует  процесс

воздействия  одного  субъекта  общения  на  другой  и   наоборот.   Но   это

воздействие эффективно только в том случае,  если  в  его  ткань  включаются

механизмы взаимопонимания.

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"