Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры по психологии.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бессознательное. Неосознаваемые процессы.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

   1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

   2. Поведенческие автоматизмы  и стереотипы, действующие в привычной  ситуации, осознание которых излишне  в силу их отработанности;

   3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Бессозн у Фрейда: многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Несозноваемые процессы:

*1 тип бессознательных  явлений можно обозначить как  «предсознание». Сюда относится  в частности информация, которая  попала в организм, но не дошла  до сознания (слабые подпороговые ощущения). 2 тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Особым классом второго типа является сомнамбулизм («лунатизм») 3 тип , самый обширный тип явлений бессознательного) - бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений: Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда. Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.) 4тип бессознательного - особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.) Наконец, 5 тип бессознательного – это так называемые «надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.

 

  1. Индивидные свойства личности

*Возраст – разные периоды сензитива, Возрастные периоды напрямую связаны с получаемым опытом, ростом физиологическим и умственным. С возрастом мы становимся способны не только овладевать новыми типами работы,

* пол - Половая адекватная роль не данность, а результат развития». Следовательно, именно воспитание принадлежности к определённому полу, а не сам факт рождения, во многом будет являться предопределяющим для дальнейшего развития индивида.

*праворукость-леворукость – различие в развитии полушария и обустроенности предметов и интерьера,

* темперамент- Темперамент – это некий тип человека, концентрация неповторимых душевных свойств и качеств характера. Это то, как человек ведет себя в окружающем мире и то, как он осознает себя. Иными словами, темпераментом можно считать особую модель протекания и интенсивности нервных процессов у человека. Темперамент придает человеку неповторимость,

*телесная конституция- представляет собой генетический потенциал личности, который  реализуется под влиянием социально-экономических условий, питания, физической активности и перенесенных болезней. Это свойство влияет на способности, желания и потребности человека, сказывается в его предпочтениях в образе жизни, в духовных установках, в поведении, в эмоциях и воле. Типы строения тела: астенический – слабый,тощий, вялый, атлетический – крепкое телосложение, накачанность, пикнический – тучные люди, любящие поесть, диспластический -бесформенным строением и различными деформациями телосложения.

*** дополнить самому рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. / (11 билет) Личность как субъект деятельности. (деятельность, её психологич структура)

(от неофита до мастера) – человек развивается сам  только благодаря деятельности, деят чел-а направлена на преобразование  самого себя.

Деят – непосредственное взаимодействие чел-а с окружающей средой, в кот он стремится достигать поставленной перед собой цели.

Цель появляется, когда у чел появляется потребность в чём-либо, мотив к определённым действиям. Мотивы цели не всегда совпадают: то, почему чел совершает определённые дейст-я, часто не совпадает с тем, для чего он таким образом действует.

Чел-я деят делится на: 1. Ориентировочно-мотивированная, 2. Операционально-исполнительная, 3.рефлексивно-оценочная. При отсутствии или невыскоком уровне формировнии рефлексии становится нелегким развитие творческих способностей у чел-а, находится под риском успешность его деят-ти, возможность ее корректировки.

Психологич структура деят (основные понятия): деят-ть, потребность, мотив и виды мотивов, цель – отдаленный результат, действие (операция, навык), задача.

Каждое дейст-е/операцию мы когда-нибудь выучиваем. Умение + повторение = навык (автоматизированное умение). Задача – деят-ть в определенных условиях.

Механизмы деят-ти: интериоризация (процесс вращивания перехода действий из внешнего плпнп во внутренний (Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.))–экстериоризация (процесс вынесения вовне результатов того, что созрело внутри)(главные процессы деят-ти), потребность – объективная нужда организма в чём-то. Мотив – опредмеченная потребность, мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели, В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивация – совокупность мотивов.

Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.

*Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

-Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

-Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения. -Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

-Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер

*Виды деят-ти: физич и  умствен, внешняя и внутрен и  др.

 

  1. Психологическая структура личности.

Основные элементы психологчи структуры личности – это её психологич св-ва и особенности, которые называются «чертами личности». 1 уровень развития личности принято делить наподструктуры: биологически обусловленную, в кот входят возрастные, половые св-ва психики, а также врожденные св-ва нервной системы и темперамента, и подструктуру, кот содержит индивидуальные особ-ти пси процессов чел-а. Сюда относится индивидуальные проявления памяти, ощущения, восприятия, мышления, всех тех способ-й, кот зависят как от врожденных факторов, так и от развития и усовершенствования этих факторов. 2 уровень развит личности – индивидуальный социальн опыт этой личн-и. В этот опыт входят приобретённые чел-м знания, навыки, привычки, умения. Такая подструктура формируется в процессе обучения, имеет социал хар-р. 3 уровень развития личности – её направленность. Направленность включает различные влечения, желания, интересы, идеалы, взгляды, склонности, убеждения, мировоззрение чел-а, особенности его хар-а и самооценки.

*Интеллектуальные особенности  личности достаточно отчётливо  проявляются в действии чел-а  в проблемной ситуации. Т.к. разные люди имеют различный опыт, то они по-разному видят задачу и формулируют её, по-разному анализируют и используют исходные данные для решения задачи. Интеллектуальные особенности личности существенно проявляются при выдвижении и проверке гипотез. Особое значение имеет степеньсимультанности мышления т.е. возможность в разных планах, с различных точек зрения подойти к выдвижению гипотез. Здесь здействуется имеющийся опыт, уровень развития самостоятельности, степень инициативности и др. кач-ва личн-и.

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация теорий личности

Все теории личности могут быть разделены на группы: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая теория личности, когнитивизм, гуманистич психология и диспозицион теор личности.

Бихевиаризм (поведенческая т л ) представлен в 2 направлениях: Рефлекторное (Дж Уотсон и Б Скиннер), Социальное (А. Бондура и Дж. Роттер). Согласно обоим направлением, источником развитии личности – среда.Личность – продукт научения, а ее сво-ва – обобщенные поведенческие рефлексы и соц навыки. В Бих. Личность – система навыков и условных рефлексов + система внутренних факторов: самоэффективности, значимости и доступности.

Психоаналитич (основат Фрейд) Личн – не обладает никакой свободой воли. Поведен чел-а полностью детерменированно его бессознательными сексуальными и агрессивными мотивами. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мира скрыто за «фасадом» поведения. Бессознательное человека (Ид) постоянно борется за постоянное удовлетворение и руководствуется принципом удовлетворения. Между Ид и скпер-эго расположено Я чел-а, оно доносит требование реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные требования. Супер-эго – морально нравственные запреты, которые закладываются обществом и семьей.

Аналитическая т. л. (К. Юнг) источник развития личности – врожденные пси факторы. Ребёнок получает от родителей врожденные первичные идеи  - архетипы (идеи бога, добра, зла + идеи культурно – и индивидуально спицефические). 3 концептуальных блока: 1. Коллективное бессознательное – основа структуры л-ти, в кот собран весь опыт человечества, представленный в пси чел-а. 2. Индивид-е бессознат – совокупность комплексов или эмоциональн заряженных мыслей, чувств, вытесненных из сознания. 3. Индивид сознательное – структура служащая основой для самосознания, включает те мысли и чувства благодаря кот мы осознаем себя Целостность личности достигается за счёт архитипа – самость (цель – индивидуализация чел-а,выход из коллекивн бессозн) У самости 2 полюса: Интроверсия (ориентация на внутр мир, на собств переживания*субъект) и экстраверсия (установка нанаполнение враженных архетипов внешней инф-й).

Гуманистич теория – 2 направления: мнемическое (Роджерс) , мотивационный (Маслоу). Несмотря на расхождения их много объединяет: главный фактор активности л-ти – устремленность к будущему, к максимальной самреализации. Рассмотрение чел-а как уникальной целостности, открытой миру и способной совершенствоваться.

Когнитивная –(Келли) единственное что человек хочет знать в жизни – это то что сним произошло и что произойдет в будущем. Источник развития ч – среда, соц окруж-е. эта теор подчеркивает влияние интеллект процессов на поведение чел-а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие личности по Фрейду

См № 9 +

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. 1. Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление - поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии - рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать различие между выражением удовольствия и неудовольствия. Опыт удовольствия приобретается при сосании. Фрейд признавал, что удовлетворение голода и удовольствие от стимуляции оральной слизистой оболочки при сосании являются удовлетворением различных потребностей и качественно различаются. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. "Застревание" на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов.

2. За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"