Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена
Всякая деятельность имеет определенную Структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией. Именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, не регламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 – в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией: 1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимно существуют, взаимо проникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесение игровых моментов в процесс обучения позволяет повысить эффективность усвоения материала. В жизни взрослого человека игра также имеет большое значение, занимая определенное место в организации отдыха.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.
Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Психологическая структура личности.
Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:
Социальная структура личности.
Проводя
исследование социальной структура
личности, пришлось
столкнуться с рядом теоретических преград,
мешающих построить концепцию личности.
Главным элементом здесь выступает личность,
рассматриваемая как социальное качество.
Социологическая структура
личности состоит
из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются
и функционируют в процессе его жизнедеятельности.
Это может быть как взаимодействие с окружающими,
так и самостоятельная деятельность. В
социологии крайне важным является определение
момента перехода и превращения, происходящего
в структуре личности.
Индивид – единичный
представитель человеческого рода со
всеми присущими ему особенностями.
Индивидуальность - это
набор качеств разного рода, которые позволяют
человеку быть самим собой и отличают
его от других людей.
Личность – качества
человека, которые формируются благодаря
жизни человека в обществе. В процессе
жизнедеятельности человек вступает в
отношения с другими людьми (общественные
отношения) и эти отношения формируют
его личность.
В истории
психологии существует 3 подхода, объясняющих
соотношение биологического и социального
начала:
1-й подход
– биологизаторский, сторонники которого
говорили о преобладании биологического
начала в формировании личности. Представители
– Фрейд, Чизаро Ламбразотто;
2-й подход
– социологизаторский, сторонники которого
утверждали, что не биологическое, а социальное
начало является доминирующим в формировании
личности. Они указывали на необходимость
благоприятных социальных условий, когда
положительные качества будут развиваться,
а негативные будут подавляться;
3. Современный
подход. Указывает, что на формирование
личности влияет как биологическое так
и социальное начало.
8 вопрос
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.
Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).
Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) Экстероцептивные,отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) Интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.
С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.
9 вопрос
Виды
восприятия.
Рассмотрим
две существующие классификации.
1. Основана
на неравноценном участии отдельных анализаторов
в процессе восприятия, т. е. вид восприятия
определяется по тому анализатору, который
наиболее значим. Чаще всего выделяются
такие виды как зрительное, слуховое, осязательное.
Иногда сразу несколько анализаторов
занимают ведущее место.
2. В основе
классификации лежит объект восприятия
Выделяются следующие виды
1) восприятие
предметов;
2) восприятие
отношений
3) восприятие
движений;
4) восприятие
пространства;
5) восприятие
времени;
6) восприятие
человека.
Рассмотрим
подробнее особенности восприятия времени.
Время объективно измеряется в секундах
минутах, часах, сутках и т. д.
Однако
субъективно каждый человек воспринимает
время по-разному Если человек чем-то увлечен,
ему интересно, то и время летит незаметно.
Находясь в состоянии страха или подавленности,
человек часто склонен переоценивать
время. Однако не все так однозначно. Например,
французский спелеолог М. Сифр провел
почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине
135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо
свет и не было никаких указателей времени.
Когда
прошло более 40 суток, ему казалось, что
он находится в изоляции всего 25 дней.
Когда
закончилось добровольное заточение и
друзья пришли за ученым, то он сказал:
«Если бы я знал, что конец так близок,
я бы давно съел оставшиеся помидоры и
фрукты».
Субъективное
ускорение времени отмечали и другие исследователи
пещер.
Парадокс
такого явления заключается в его противоречии
основному психологическому закону восприятия
времени – время недооценивается, если
оно заполнено интересной деятельностью,
и переоценивается, если связано с ожиданием,
скукой.
Некоторые
профессии требуют умения точно оценивать
время (летчики, парашютисты, космонавты
и т. д.). С представителями этих профессий
проводятся специальные тренировки, на
которых обучают сохранять правильное
чувство времени.
Пространство
является неотъемлемой частью самого
человека. Если другой человек вторгается
в личное пространства, то при этом может
нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).
Для
человека очень важна и система организации
пространства. Так, американского психолога
Э. Холла пригласили для выяснения причин
возникающих разногласий в филиалах американских
фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии.
В филиалах работали местные сотрудники
и специалисты из США. Оказалось, что все
дело в двери. Американцы привыкли работать
в больших общих помещениях при открытых
дверях. Таким образом создается ощущение,
что все делают сообща одно общее дело.
Однако согласно немецким традициям каждое
помещение должно иметь надежные двери.
Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство
полного беспорядка. Сходство ощущ