Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена
С точки зрения новизны и оригинальности в психологии принято говорить о: 1) творческом (продуктивном) мышлении, которое направлено на создание новых идей, его результатом является создание нового или усовершенствование чего-либо; 2) воспроизводящем (репродуктивном) мышлении, которое представляет собой применение готовых знаний и умений.
В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляются их проверка и выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.
По характеру решаемых задач выделяют: 1) теоретическое мышление, направленное на открытие законов, свойств объектов; 2) практическое мышление, которое связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов, т. е. реальных, физических предметов. Эта форма мышления характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку. Ребенок мыслит, действуя руками, поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Предметно-действенное мышление сохраняется и у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.
Однако,
мысля наглядно-образно, человек в определенной
степени привязан к действительности,
а сами необходимые для мышления образы
представлены в его кратковременной и
оперативной памяти.
15 вопрос
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев
16 вопрос
Темперамент – это
совокупность устойчивых, индивидуальных,
психофизических свойств человека, обусловливающих
динамические особенности его психической
деятельности, психических состояний
и поведения.
Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.
Выделяются три сферы проявления темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.
Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.
В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1. Активность (энергичность) – количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.
Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.
Им соответственно отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.
Сангвиническому типу
свойственен высокий темп деятельности,
достаточно быстрые реакции, не чрезмерная
активность, выраженная эмоциональность
и уравновешенность.Холерик – человек
с гипербыстрой реакцией, с высоким типом
деятельности, с высокой переключаемостью
с одной деятельности на другую и быстрой
сменой настроений. Холерик неуравновешен,
и в нем явно преобладают процессы возбуждения.
Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно
переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален,
он динамически уравновешен. Во многом
похож на флегматический меланхолический
Темперамент
относительно устойчив и мало подвержен
изменениям под влиянием среды и воспитания,
но он изменяется в онтогенезе. Свойства
темперамента могут и благоприятствовать,
и противодействовать формированию определенных
черт личности, так как темперамент может
модифицировать значение факторов среды
и воспитательных воздействий.
17 вопрос
Итак, если понимать темперамент как динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в любой деятельности, независимо от ее целей, содержания, мотивов, то к сангвиникам можно отнести человека с повышенной реактивностью, однако активность и реактивность у него уравновешены; с высоким порогом чувствительности; проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям к работе.
Холерик. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Однако реактивность преобладает в данном случае над активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Он более инертен, чем сангвиник, поэтому здесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить, опечалить. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе. Робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он легко утомляется и мало работоспособен. Замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер делает его интравертом.
Однако,
следует помнить, что нет чистых типов
темперамента. Можно говорить, о преобладании
того или иного типа. При этом, тип темперамента
– врожденный и от каких именно свойств
его врожденной организации он зависит,
еще до конца не выяснено.
18 вопрос
Эмоции – это
процессы, отражающие значение и оценку
внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека.
Функции
эмоций:
1. Это
способ поддержания жизненных процессов
в оптимальных границах.
2. Эмоции
часто свидетельствуют о недостатке или
избытке внешних и внутренних факторов.
В настоящее
время особенно хорошо изучены шесть основных
эмоций:
1. Радость
– активная положительная эмоция, выражающаяся
в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
2. Горе
- глубокая печаль по поводу утраты кого-либо
или чего-либо ценного, необходимого. Оно
сводится к страданию, печали, унынию.
3. Страх
– эмоция, отражающая защитную реакцию
при переживании реальной или мнимой опасности
для здоровья или благополучия человека.
4. Гнев
может быть вызван личным оскорблением,
обманом или неопределимым препятствием,
стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как
и презрение, является специфическим проявлением
враждебности.
6. Удивление
возникает при встрече человека с новым
объектом. Удивление – переживание захваченности,
любопытства.
Самая
старая и простейшая форма переживаний
– это удовольствие инеудовольств
В эмоциональной
жизни человека выделяют следующие проявления
эмоции:
1. Чувственный
тон. Связан
с переживанием удовольствия либо неудовольствия
в процессе ощущения. Для эмоционального
тона ощущений характерно реагирование
на отдельные свойства объектов или явлений,
приятный или неприятный запах либо вкуса
продуктов. Чувственный тон - это реакция
на отдельный раздражитель.
2. Настроение - это
эмоция, которая окрашивает в течение
длительного времени поведение человека.
Настроение - это эмоциональный тон в данный
момент.
3. Аффект - это
мощная эмоциональная реакция, относительно
краткое эмоциональное переживание. Аффект
полностью охватывает психику и определяет
единую реакцию человека на ситуацию.
4. Страсть - это
сложное свойственное только человеку
эмоциональное переживание, представляет
собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных
вокруг какого-либо предмета, явления
или человека.
5. Чувства - это
переживаемые в различной форме отношение
человека к предметам и явлениям к действительности.
Характеристики
эмоций и чувств:
1. Носят
личностный (субъективный) характер.
2. Несут
информацию о действительности и связаны
с потребностями человека.
3. Полярность
(радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть).
4. Интегральность
- эмоции и чувства охватывают весь организм
целиком.
5. Эмоции
и чувства связаны с жизнедеятельностью
организма.
Для
комфортного существования человеку следует
знать, как управлять эмоциями и чувствами.
Отсутствие внешнего проявления эмоций
и чувств не говорит о том, что человек
их не испытывает. Как известно, он может
скрывать свои переживания, загонять их
внутрь. Такое сдерживание приводит к
возникновению различных заболеваний
и неврозов. Поэтому стремление подавлять
эмоции в корне неверно, но умение регулировать
их проявление совершенно необходимо.