Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена

Файлы: 1 файл

вопросы к психологии.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

19 вопрос                                                                                                                                                               Эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т. д. Основные эмоциональные состояния.

• радость (удовлетворение, веселье);

• грусть (апатия, печаль, депрессия);

• гнев (агрессия, озлобление);

• страх (тревога, испуг);

• удивление (любопытство);

• отвращение (презрение).

20 вопрос                                                                                                                                                                                              Потребность – дефицит, нехватка чего-то необходимого в организме. 
Потребность выступает стимулом деятельности человека. Она побуждает человека кактивности. Активность человека первоначально носит целенаправленный характер и только со временем появляется цель.  
Потребности бывают первичные и вторичные; материальные, духовные (эстетическое наслаждение, творчество, познание); социальные (общение, труд, признание и т.д.). Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней приобретаются по мере общего развития психики и организма. 
Классификация потребностей:  
1. Потребности, связанные с трудом (потребности познания).  
2. Потребности, связанные с развитием (потребности в игре, обучении, самореализации).  
3. Потребности, связанные с социальным общением (нравственные и духовные). 
Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.  
Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.  
Функции мотива:  
1. Побуждающая (активизация человека).  
2. Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).  
3. Управляющая (коррекция поведения).  
Мотивация – Процесс формирования мотивов человека; 
Мотивация - Побуждение к определенному действию или поведению.  
Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.  
Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления. 
Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.                                                                                                                                                     21 вопрос                                                                                                                                                                                              

Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то ради чего она действует

Определяя понятие \"характер\", следует отметить, что оно трактуется в психологии неоднозначно Во-первых, имеющиеся трудности в различении характера и темперамента, поскольку до сих пор сложно установить, что есть свойствами темперамента, а является результатом прижизненных \"наслоений\", то есть относится к свойствам характера Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия \"характер\", поскольку в психологической литературе эти понятия или часто отождествляются и используются как синонимы, или характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, или наоборот, личность понимается как специфическая черта характера.

Каждому человеку, кроме динамики действий, проявляется в темпераменте, кроме направленности действий, присущие существенные особенности, которые влияют на ее деятельность и поведение Об одних говорят, что они трудолюбиво те, дисциплинированные, хорошие, застенчивые, смелые, веселые, альтруистические, коммуникабельны, а о других - ленивые, хвастливые, неорганизованные, честолюбивые, самоуверенные, нечестные, эгоистические Сходные черты являются у людей настолько ярко и постоянно, определяющие собой  типичный вид личности Такие психологические особенности личности называют чертами характера Именно они отражают существенные свойства человека, в совокупности отражают сущность понятия \"характер\" \"Характер\" - слово древнегреческого происхождения и в переводе означает \"чеканка\", \"печать\", \"шаблон\" Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы делать чеканки, штамп, клеймо По образу печати или оттиска в изначала, например, ценность монеты В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черты ее лица, а затем - особенностей поведения человек .Действительно, характер, с одной стороны представляет собой отражение воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность Жизнь чеканит характер человека, а с определенного момента человек сам начинает ковать свой характер В этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания

Понятие \"характер\" было введено коллегой Аристотеля Теофрастом для определения свойств человека

Но слова \"чекан\", \"печать\" в отношении характера имеют, с другой стороны, еще одно довольно существенное значение Характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека За этими проявлениями мы оцениваем характер той или иной личности Так, свойствами характера следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действительности и к самому себе.

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях О характере человека мы делаем вывод и за тем, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, которой она думает о других людях и о самом себе, каким образом части ведет.

Знать характер человека очень важно Это дает возможность предсказать, как она будет себя вести при определенных условиях, чего от нее можно ожидать, как она будет выполнять поручения и т.п.

Идеи о психологическом различения людей возникли еще в эпоху ранней античности и обуславливались общественными потребностями Так, греческий рабовладелец, покупая раба, внимательно осматривал его внешность - мышцы, зубы, для того чтобы определить физическую работоспособность невольника Однако рабовладельца интересовали и психические черты раба - будет ли он послушным, сдержанным, покорным и трудолюбивым Поэтому именно в Древности зарождается на возникает визуальная психодиагностика - теория различения черт характера человека на основе его внешности. Позже философы и психологи, объясняя и классифицируя человеческие характеры, главными факторами их формирования считали особенности тела Так Аристотель совершал попытки определять черты характера человека, отождествляя ее внешность с животными - например, если человек имел толстый бычий нос, то считалась ленивой, форма львиного носа означала уважаемые ость лица, тонкие и редкие волосы, как у зайца, показывало трусость тп.

Популярность этой теории подорвала нелепая смерть Лафатера - его зарезал солдат-мародер Основателю френологии упрекали, что будучи прославленным диагностом характеров людей, он не смог распознать собственного убийцы. В Средневековье наиболее известным стал исследователь характера И Лафатер основавший целую теорию - френологии изучавшая черты характера человека по форме его черепа Согласно идей френологии череп делился на 27 участков, выпуклая форма которых говорила о выраженности определенной черты характера или способности человека - об отсутствии или слабой степенью развития признака Хотя взгляды френологии сегодня отрицаются официальной наукой, учеными была заимствована идея о функциональном распределение не черепа, а го головного мозга.

Известными в историческом контексте также взгляды Ч Дарвина на проявления черт характера человека через морщины на ее лице Например, характер морщин на лбу диагностирует совершенно разные черты характера-если морщины имеют горизонтальный характер, то показывают без посредственно единство, оптимизм и простодушие человека, а вертикальные морщины свидетельствуют о вдумчивость, эмоциональную сдержанность и критичность личностей.

На сегодня ученые несколько скептически относятся к диагностике черт характера на основе внешности человека, психологи-практики выбирают для этого многочисленные стандартизированные и проективные тесты Ученые труд над изучением вопросов формирования характера, проявлений национального характера, проблемы гармоничности структуры и проявлений характеру.

22 вопрос

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени, что человек становится крайне уязвимым по отношению к определенным психогенным воздействиям, сохраняя при этом хорошую устойчивость к другим. Рассмотрим типологию акцентуаций характера. 1. Гипертимный тип – характеризуется активностью, выносливостью, способен вызывать доверие. Это человек общительный, находчивый, который не теряется в стрессовых и нестандартных ситуациях, предпочитает быть лидером. 2. Аутичный тип проявляется в таких качествах, как способность принимать нестандартные решения, сохранять трезвый ум в любых ситуациях, проявлять глубокие познания в интересующем предмете. Такой подросток может долго работать в одиночестве, он склонен к точным фактам, отличается информированностью. 3. Демонстративный (истероидный) тип характеризуется развитой интуицией, артистизмом, способностью к перевоплощению, ко всему яркому, нестандартному. В ситуациях общения предпочитает различные формы шантажа («Если ты не сделаешь этого, то я. . . »), зная, чего боятся те, кого он шантажирует. 4. Застревающий тип характеризуется упорством в достижении поставленных целей, пунктуальностью и обязательностью, вниманием к деталям, стремлением к тщательности выполнения задания. В сложных ситуациях, где покушаются на их авторитет и власть, обвиняют всех и вся, легко впадая в гнев. 5. Неустойчивый тип характеризуется доверчивостью и преданностью к группе. Подросток с таким типом характера способен ежедневно получать сильные яркие впечатления от жизни, не переутомляться. 6. Лабильный тип проявляется в мягкости по отношению к окружающим, способностью к сопереживанию. Для таких подростков характерно развитое чувство благодарности к тем, кто им сочувствует и любит. 7. Сензитивный тип способен проникать в суть происходящего, ориентироваться на истинные, а не на показные чувства людей. Эти люди не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до крайнего отчаяния. 8. Болезненный тип отличается повышенной чувствительностью и неспособностью рассчитывать на свои силы. Такие люди протестуют редко, и выражен этот протест, как правило, в реальных болезненных симптомах. 9. Педантичный тип характеризуется заботой о благополучии других людей, привязанностью к матери, близким людям. Они ответственны и исполнительны, способны проверить все, включая незначительные мелочи. 10. Конформный тип отличает преданность группе, стремление к стабильности и устойчивости. 11. Циклоидный тип характеризует большая привязанность к дому, домашним традициям. Для таких подростков характерна смена настроения от оптимистического до пессимистического.

23вопрос                                                                                                                                                                             Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отношение к себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий посв-ной роблеме С. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отеч психологии как Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество исслед-ий посв проблеме С. Этой прблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В заруб лит-ре С понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе.Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления. «Я-концепция» по К. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое тоже становится важной потребностью чедовека С это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности чел-ка выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"