Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена

Файлы: 1 файл

вопросы к психологии.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Рубинштейн С – не изначальная данность присущая чел-ку, а продукт раз-тия в ходе кот чел-к приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмыс-ния, проходящий через всю жизнь чел-ка, образует самое сокровенное и основное содер-ние его сущ-ва, опред-ет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся у некот людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только найти сред-ва для решения задач, но и опред-ть сами задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это драгоценное и редкое св-во- мудрость. Формирование самосознания идет в общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека. Благодаря С чел-к становится хозяином самого себя, т е он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической основе это ситуации собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно С выражается в переживании чувства Я, которое является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в соответствующих ситуациях. (я пишу, я думаю, я хочу). С. явл. своеобразным ядром центром высшей инстанцией и духовной основой личности. Леонтьев считал, что первое развитие С происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение С – в подростковом возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию С (ребенок-зеркало, пятно на носу 1-1,5 вытирать пятно не будет). Базовый компонент С – самооценка. Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом себе, и дальше поведенческая.

Виды самооценки: 1. по степени обобщения: частная (своих показателей) и обобщенная (глобальная); 2. по уровню: низкая, средняя, высокая; 3. по адекватности: низкая, высокая. Выделяют 4 структурных компонента С, они тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и заканчивая внутренними личностными особенностями. Самосознание – это когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости Необходимым условием возникновения и существования образа Я представляется система познавательных процессов, ориентированных на самопознание. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, комплекс неполноценности. По знаку оно может +,- или двойственное. Отношение к себе определяет внутреннее самочувствие человека, очень важно чтобы оно было позитивным. 3.оценочный – в результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой, я и хороший и плохой). Самооценка явл одновременно и когнитивным и аффективным образованием, т е включает в себя и знания о себе и отношения к себе. Самооценка определяет уровень притязаний человека, измеряемый степенью трудности жизненных целей и задач и уровнем достижений на который он претендует. От нее зависит также оценка результатов своей деятельности, выбор партнеров по общению и по жизни, отношение к людям, она бывает адекватной и не. При наличии адекватной самооценки чел-к более или менее правильно оценивает себя, она выражается в том, что чел-к обычно ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи; способен брать на себя ответ-ть за свои успехи и неудачи. Неадекватная самооценка бывает либо завышена, либо занижена. Самооценка формируется в процессе воспитания. По своей генетической сущности она представляет собой усвоенное ребенком отношение к нему и оценки значимых других, особенно родителей. Поэтому неадекватное отношение к ребенку (эмоциональная холодность, гиперопека, приводит к искажению его самооценки). Чел-к способен не только выделять себя из окруж. мира, познавать и оценивать, но и управлять собой, воздействовать на себя, изменять себя – регулятивный компонент. Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда чел-к обнаруживает, что его реальное поведение и какие-то качества не соответствуют требованиям его духовно-нравственного идеала (П-р, он совершает трусливый поступок в то время как не уважает трусливых людей и не считает себя таковым). Подобные ситуации явл травмирующими и приводят к психической дестабилизации личности. При длительном их воздействии у чел-ка возникает хроническая невротизация и потеря самоуважения. Преодоление осуществляется с помощью механизмов и приемов, которые образуют регулятивный компонент самосознания: 1. на основе механизмов и приемов самовоспитания, психич стабил-я достигается путем реального изменения чел-ка самого себя, для этого используется система спец упражнений, тренировок в рез-те которых происходит «подтягивание» личности к своему идеалу. Такой способ явл очень полезным и эффек-ным, т к приводит к самосовершенствованию и личностному росту. 2. Не связан с изменением личности, он построен на системе особых механизмов и приемов психол-кой защиты (отрицание, вытеснение, проекция…). Они хотя не перспективны в плане личностного роста, но очень важны в психотерапевтическом отношении.

Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение. Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

Главные функции (Гиппенрейтер)С-познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл,который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе. В. Г. Абдрахманова в этой связи считает, что самоценка представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в способности отнестись к себе кр тически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе».


24 вопрос 

Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описание соответствующих явлений с разных сторон.

Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля – высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ – воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля – субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

25вопрос                                                                                                                                                                                                                                            Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений.

Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.

Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская).

1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию.

Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа.

Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию.

Именно поэтому психология и педагогика рекомендует никогда не обсуждать личность человека, а лишь его негативный поступок.

2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов. Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.

3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо.

Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).

4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.

5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком.

У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру.

6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.

Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п.

7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем.

8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.

Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество.

26вопрос                                                                                                                                                                                                     «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова, который полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно П В Симонову принадлежит создание формулы эмоций Э = (-П) / (H-C)

где Э – эмоции

П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»);

Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности;

С – информация, которую можно использовать, то что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;

3) если С = 0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание»;

4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).

Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;

2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:

а) удовольствие – неудовольствие;

б) напряжение – разрядка;

в) возбуждение – торможение;

4) современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные. К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"