Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

 

Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей.

Структурированное с помощью социального  критерия научное психологическое  знание, – это совокупность психологических  знаний о различных социальных явлениях, отношениях, фактах, задачах и способах ее решения исследователями. Психология социального познания ставит своей задачей раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в которой он живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обусловливают эти процессы. Иными словами, это вопрос о том, как человек строит образ социального мира или «конструирует» социальный мир. Под «конструированием» понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Ее результатом является построение образа социального мира, который предстает перед человеком как определенная социальная реальность

Социальная психология – раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, и психологических характеристик самих групп.

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Основные объекты этнопсихологии – племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.).

Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность, психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.

Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей, политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики так и внутренней .

Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология межгруппового  и межличностного влияния – недостаточно пока систематизированная отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.

Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной звена человеческого общества.

Психология конфликтных  отношений (конфликтология) – бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Исполнительная регуляция деятельности: деятельность, действие. Интериоризация и экстериоризация.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Главная отличительная черта деятельности – цель - как регулятором активности. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими.

Каждая конкретная деятельность имеет  свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой  деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек).

Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические

(т.е. действия памяти). Последние  два объединяют термином «умственные  действия».

Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например, определение  размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных  действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия — это действия, направленные на изменение положения объекта  в пространстве путем его непосредственного  перемещения (руками, ногами) или непосредственно  с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем).

Важно отметить, что выполнение предметного  действия заключается в осуществлении  определенной системы движений, которая  зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия.

Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает  разную структуру и мышечной деятельности. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и  внутренняя (психическая) стороны.

Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация — процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.

Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы:

• постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи);

• планирование работы (включает определение  последовательности действий, выбор  для каждого действия соответствующих  средств, способов, определение критериев  выполнения действий и форм контроля);

• выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем  и перестройкой деятельности в случае необходимости;

• проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов  с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Психика как функция  мозга с позиции теорий сигналов.

Сигнал-код и сигнал-образ, их характеристики.

Общая теория сигналов содержит учение как о мере этой взаимной упорядоченности, так и о ее формах. Мера дает количественную, а форма - структурную характеристику информации. Что касается меры, то она получила выражение в специальных математических формулах и единицах измерения, на которых мы останавливаться не будем. Структурной же характеристики (или формы упорядоченности сигналов) необходимо коснуться из-за ее исключительно важного значения для психологии.

Сигналы от одного и того же объекта-источника  могут передаваться с помощью  различных материальных средств (магнитная  запись звука, запись в виде звуковой дорожки патефонной пластинки, запись в виде нервных импульсов). Отношения  сигнала к своему источнику могут  быть различными с точки зрения полноты  воспроизведения этого источника. Временная последовательность изменяющихся состояний электронного луча в телевизоре сама по себе не копирует особенности  источника (его форму, размеры и  т. д.). Чтобы получить воспроизведение  этих свойств, нужно преобразовать  сигнал в другую его форму - оптическое изображение на экране. В тех случаях, когда сигнал выступает в своей  самой общей форме, не копирующей особенности источника, он является сигналом-кодом соответствующего объекта. Такова магнитная запись звука.

Информация не только несет сведения об объекте. Она выполняет жизненно важную функцию в поведении сложных  систем - как технических, так и  живых. Нормальная работа системы требует  приспособления ее действий к условиям среды. Такое приспособление означает приведение действий в соответствие с объектами, на которые они направлены. Чтобы достигнуть этого, система  должна быть информирована как о  свойствах объектов, так и о  характере выполнения самих действий. Например, автоматическое управление космическим кораблем требует непрерывной  информированности об условиях полета; в тех случаях, когда происходит отклонение от трассы, в управляющую  систему поступают сигналы, позволяющие  восстановить намеченный курс.

Сходным образом при выполнении нами двигательных актов нервная  система, управляющая ими, должна получать

информацию не только от внешних  объектов (прямая связь), но и о том, как осуществляется само движение (обратная связь), насколько оно соответствует решаемой задаче. Процесс управления совершается на основе сигналов прямой и обратной связи.

Итак, информация осуществляет две взаимосвязанные функции: с одной стороны, она осведомляет систему о свойствах среды, с другой - организует действия системы соответственно меняющимся условиям. Первая функция информации - осведомительная, вторая - управляющая. Как было показано, управление возможно только на основе осведомления, и чем полнее осведомление, тем эффективнее управление. Между тем общая форма сигналов, а именно сигналы-коды, не дает полного воспроизведения объектов, их качественных особенностей и пространственно-временной структуры.. Для того чтобы сигнал-код мог быть использован в целях управления, неполнота содержащихся в нем сведений должна каким-то образом компенсироваться. Она может быть компенсирована, например, тем, что программа операций, выполняемых системой, фиксируется в конструкции ее рабочих органов..

Современные исследования показали, Что нервное возбуждение как сигнал представляет собой типичную разновидность кода. Поэтому оно достаточно для регулирования тех жизненных процессов, программа осуществления которых фиксирована в организме, в конструкции его внутренних органов. Так, в нормальных условиях регуляция кровяного давления, обмена веществ и т. д. происходит только на основе сигналов нервного возбуждения без участия психики. В области же поведения, т. е. сложного взаимодействия живых существ с окружающей средой, его конкретная программа не может быть жестко фиксирована, ибо это исключило бы возможность гибкого приспособления организма к непрерывно изменяющейся среде. В этом случае неполнота заключенной в нервном коде информации должна быть компенсирована преобразованием самого сигнала, с тем чтобы в этом сигнале получила возможно более содержательное отображение конкретная характеристика объекта - как качественная, так и пространственно-временная.

Такую форму сигналов и  представляют собой сигналы-образы Свойственные этим сигналам-образам экспериментально выявленные особенности относительно полно копируют индивидуальные признаки конкретного объекта. В структуре

сигнала-образа воплощается свойственная психике специфическая представленность в ней внешнего мира, о которой говорилось выше. С этим же связана и другая специфическая особенность психики - ее активность, получающая выражение в регулировании действия посредством предметного образа. Тем самым раскрывается искомое различие между психической формой сигнала, например ощущением, и нервным возбуждением как сигналом.


Информация о работе Шпаргалка по общей психологии