Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка
Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".
Ответы к зачету по предмету психо и нейрофизиология.
1.Предмет и задачи психо и нейрофизиологии. Связь с другими науками.
Нейрофизиология - специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы и её структурно-функциональных единиц - нейронов. Она имеет связь с другими науками, такими как нейробиология, психология, неврология и другие. Все эти науки имеют общий предмет исследования – головной мозг, только отличие нейрофизиологии в том, что она занимается теоретической разработкой всей неврологии.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.
Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности. Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.
2.Электрофизиологические методы в психофизиологических исследованиях(ЭЭГ,РЭГ,Эхо-ЭГ). В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.
Электроэнцефалография. Метод электроэнцефалографического объективного исследования функционального состояния головного мозга, основанный на графической регистрации его биопотенциалов. Наиболее широко используют при решении следующих задач: для установления локализации патологического очага в головном мозге, дифференциального диагноза заболеваний центральной нервной системы, изучения механизмов эпилепсии и выявления ее на ранних стадиях; для определения эффективности проводимой терапии и оценки обратимых и необратимых изменений мозга. Обследуемый во время записи электроэнцефалографии сидит полулежа в специальном удобном кресле или, при тяжелом состоянии, лежит на кушетке с несколько приподнятым изголовьем.
Перед исследованием
пациента предупреждают о том,
что процедура записи
Реоэнцефалограмма.РЭГ Метод РЭГ (реоэнцефалография), наряду с ЭЭГ, представляет собой способ обследования сосудов головного мозга. В основе способа изменение сопротивления ткани при прохождении сквозь нее электрического тока малой силы и высокой частоты. Данный метод дает возможность изучить состояние сосудов головного мозга, эластичности сосудистых стенок, тонусе. К положительным сторонам данного способа относится его простота. Для проведения данного обследования не нужны специальные кабинеты и дорогостоящее оборудование. Можно получать данные о состоянии отдельно артерий и вен головного мозга, независимо от их диаметра.
Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — метод исследования внутричерепных структур с помощью ультразвука. Метод заключается в том, что с помощью генератора высокочастотных электрических колебаний приводится в колебательное состояние пьезоэлектрическая пластинка, приложенная к голове. Эхоэнцефалография – ультразвукое исследование головного мозга. Эхоэнцефалография (ЭХОЭГ) позволяет заподозрить опухоли, гематомы, абсцессы, повышение внутричерепного давления. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) показана при головной боли, головокружении, травме, нарушениях зрения, нарушениях движений.
3.Учение о ВНД и основы рефлекторной теории И.П.Павлова.
Физиология высшей нервной деятельности — это закономерности нервного процесса головного мозга, а не психических функций нервной системы. Высшая нервная деятельность головного мозга высших животных обеспечивает поведение животного во внешнем мире, соответствующее условиям жизни. Низшая нервная деятельность обеспечивает рефлекторную саморегуляцию работы всех внутренних органов. П. П. Павлов, как это видно из его определения, противопоставлял высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности. Однако, вопреки этому утверждению И. П. Павлова, получило распространение отождествление высшей нервной деятельности с низшей. В единстве обоих видов нервной деятельности, т. е. в единстве двигательных и вегетативных рефлексов, ведущая роль принадлежит двигательным рефлексам, которые определяют рефлекторную саморегуляцию работы сердечнососудистой, пищеварительной и других систем внутренних органов. Ведущая роль двигательных рефлексов обеспечивается моторно-церебральными и моторно-висцеральными рефлексами.
Высшая нервная деятельность животного организма состоит из условных и безусловных рефлексов. Образование условных рефлексов без безусловных невозможно. И. П. Павлов подчеркивал, что у высших животных органом высшей нервной деятельности являются большие полушария и подкорковые центры.Высшая нервная деятельность — объединенная функция больших полушарий головного мозга и подкорковых центров.
Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы (ЦНС) в динамических особенностях поведения впервые дал И.П.Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний он выделил четыре типа высшей нервной деятельности:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный
(живой) тип с сильно выраженными
процессами возбуждения и
2. Сильный, уравновешенный, инертный
(спокойный) тип отличается также
сильными уравновешенными
3. Сильный неуравновешенный тип
– с сильными процессами
4. Слабый тип отличается слабыми
процессами возбуждения и
И. П. Павлов утверждал, что высшая нервная деятельность имеется у всех животных, обладающих нервной системой, и осуществляется высшим отделом нервной системы данного животного организма. В этом состоит общебиологическое значение учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:
1) принципе материалистического детерминизма;
2) принципе структурности;
3) принципе анализа и синтеза.
Принцип материалистического детерминизма означает, что каждый нервный процесс в головном мозге обусловливается (вызывается) действием определенных раздражителей.
Принцип структурности заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в процессе развития обусловливается изменением функций. Так, у животных, которые не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного речевого общения.
Принцип анализа и синтеза выражается в следующем. При поступлении в центральную нервную систему центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других — торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является различение конкретных предметов и явлений действительности и процессов, происходящих внутри организма.
Одновременно при образовании условного рефлекса устанавливается временная нервная связь (замыкание) между двумя очагами возбуждения, что физиологически выражает собой синтез. Условный рефлекс есть единство анализа и синтеза.
4.Ощущение. Физиологическая основа. Пороги ощущения.
Ощуще́ние— простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Физиологической основой ощущений является условно-рефлекторная деятельность анализаторов, возникающая на базе числа безусловных рефлексов.
Орган чувств (анализатор) - анатомо-физиологический аппарат, состоящий из рецепторов (воспринимающих нервных клеток), проводящих нервов и участка в коре головного мозга. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя.
Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума.
Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п.
5.Теория управления
По мнению Н.А. Бернштейна, для тех, кто хочет понять, как работает мозг, как функционирует центральная нервная система (ЦНС), в природе едва ли существует более благодатный объект, чем исследование процессов управления движениями. Если до него движения человека изучали для того, чтобы их описать, то Н.А. Бернштейн стал изучать их, чтобы понять, как происходит управление ими. В процессе исследования этих механизмов им были открыты такие фундаментальные явления в управлении, как сенсорные коррекции и принцип иерархического, уровневого управления, которые лежат в основе работы этих механизмов и без понимания которых правильное представление о закономерностях работы мозга в процессе управления движениями оказывается невозможным. В соответствии с теорией сенсорных коррекций для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и исполнительными органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь.
Дальнейшие исследования привели Н.А. Бернштейна к гипотезе о том, что для построения движений различной сложности команды отдаются на различных уровнях (иерархических этажах) нервной системы. При автоматизации движений функции управления передаются на более низкий (неосознаваемый) уровень.
Еще одно достижений Н.А. Бернштейна представляет явление, которое он назвал «повторением без повторения». Суть его заключается в следующем. При повторении одного и того же движения (например, шагов в ходьбе или беге), несмотря на один и тот же конечный результат (одинаковая длина, время выполнения и т.п.), путь работающей конечности и напряжения мышц в чем-то различны. При этом многократные повторения таких движений не делают эти параметры одинаковыми. Из всего этого следует еще один важный вывод: движение не хранится готовым в памяти, как это следует из условно-рефлекторной теории (и как, к сожалению, многие думают до сих пор), не извлекается в случае нужды из кладовых памяти, а каждый раз строится заново в процессе самого действия, чутко реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы самих движений, а предписания (логарифмы) для их конструирования, которые строятся на основе механизма не стереотипного воспроизведения, а целесообразного приспособления. В настоящее время у человека выделяют пять уровней построения движений, которые обозначаются буквами А, B, C, D и E и имеют следующие названия:
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"