Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".

Файлы: 1 файл

Ответы к зачету по предмету психо и нейрофизиология.docx

— 156.63 Кб (Скачать файл)

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

26.Ретикулярная формация, лимбическая система, их роль в организации поведения.

Ретикулярная формация– описана В.М. Бехтеревым в 1898году и Рамон-Кахалем в 1909 году как диффузное скопления разрозненных нервных элементов, пронизанное большим числом проходящих волокон. В стволе мозга – продолговатый мозг, средний мозг и промежуточный мозг – между его специальными ядрами находятся скопления нейронов с отростками, образующую густую сеть, то есть ретикулярную формацию.

По структурно-функциональным критериям ретикулярная формация делится на 3 зоны:

1. медианную, расположенную по средней линии;

2. медиальную, занимающую медиальные отделы ствола;

3. латеральную, нейроны, которые лежат вблизи сенсорных образований;

Медианная зона – представлена элементами шва, состоящая из ядер. Нейроны этих ядер синтезируют медиатор – серотонин. Система ядер шва принимает участие в организации агресивного и полового поведения, в регуляции сна.

Медиальная /осевая/ зона относятся мелкие нейроны, которые не ветвятся. В зоне располагается большое количество ядер. Встречаются также крупные мультиполяры с большим числом густо ветвящихся дендритов. Они образуют восходящие нервные волокна в кору больших полушарии, и нисходящие нервные волокна в спинной мозг. Восходящие пути связи медиальной зоны оказывают активирующее влияние /прямо или опосредовано через таламус/ на новую кору. Нисходящие пути оказывают тормозящее влияние.

Латеральная зона – к этой зоне относятся ретикулярные образования расположенные, а стволе мозга вблизи сенсорных систем, а также ретикулярные нейроны, лежащие внутри сенсорных образований. Основным компонентом этой зоны является группы ядер, которые примыкают к ядру тройничного нерва. Все ядра латеральной зоны /за исключением ретикулярного латерального ядра продолговатого мозга/ состоят из нейронов малой и средней величины и лишены крупных элементов. В этой зоне располагаются восходящие и нисходящие пути, обеспечивающей связь сенсорных образований с медиальной зоной ретикулярной формации и моторными ядрами ствола. Эта часть ретикулярной формации является более молодым и возможно прогрессивнее, с ее развитием связан факт уменьшения объема осевой ретикулярной формации в ходе эволюционного развития.

Таким образом, латеральная зона - совокупность элементарных интегративных единиц, сформированных вблизи и внутри специфических сенсорных систем.

 

Благодаря нисходящим влияниям ретикулярная формация оказывает тоническое влияние и на мотонейроны спинного мозга, что в свою очередь повышает тонус скелетной мускулатуры, совершенствует систему обратной афферентной связи. Благодаря этому любой двигательный акт совершается значительно эффективнее, осуществляет более точный контроль за движением, но чрезмерное возбуждение клеток ретикулярной формации может привести к дрожанию мышц.

В ядрах ретикулярной формации находятся центры сна и бодрствования, и стимуляция тех или иных центров приводит или к наступлению сна или к пробуждению. На этом основано применение снотворных. В ретикулярной формации расположены нейроны, реагирующие на болевые раздражения, идущие от мышц или внутренних органов. В ней также расположены специальные нейроны, которые обеспечивают быструю реакцию на внезапные, неопределенные сигналы.

Ретикулярная формация тесно связана с корой больших полушарии благодаря этому формируется функциональная связь между внешними отделами ЦНС и стволом головного мозга. Ретикулярная формация играет важную роль в интеграции сенсорной информации, так и в контроле над деятельностью всех эффекторных нейронов /моторных и вегетативных/. Она имеет также первостепенное значение для активации коры больших полушарии, для поддержания сознания.

Таким образом, ретикулярная формация может оказывать на кору больших полушарии не только возбуждающее, но и тормозящее влияние, и кора больших полушарии также может оказывать влияние на клетки ретикулярной формации.

Лимбическая система это совокупность опрекционально связанных между собой, образований древней коры /гиппокамп, грушевидная доля/, старой коры /поясная извилина/ и подкорковых структур /миндалевидное ядра, область перегородки, ряд ядер таламуса и гипоталамуса.

В физиологии лимбическую систему называют висцеральным мозгом, в который поступает информация из рецепторов внутренних органов /интерорецепторы/, висцеральный мозг, т.е. структура ЦНС, связанная с регуляцией деятельности внутренних органов, поскольку перегородка, обонятельный мозг при их возбуждении изменяют активность вегетативных систем организма в соответствии с условиями окружающей среды.

Особенностью лимбической системы является то, что между ее структурами имеются простые двусторонние связи и сложные пути, образующие множество замкнутых кругов. Такая организация создает условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения в системе и, тем самым сохранения единого состояния и навязывание этого состояния другим системам мозга. Благодаря этому поток сенсорных возбуждении получает эмоциональную окраску и сопоставлению с памятью.

Гиппокамп расположен в глубине височных долей мозга, является основной структурой лимбической системы происходит консолидация памяти - переход с краткосрочной памяти в долговременную память.

Миндалины находятся в глубине височной доли мозга. Функции – обеспечивают оборонительное поведение, двигательные, вегетативные, эмоциональные реакции. При нарушении миндалины поведение резко меняется, утрачивается способность к социальному поведению.

Лимбическая система участвует в регуляции вегетативных функции, оказывает влияние на смену сна и бодрствование. Совместно с гиппокампом она обеспечивает процессы запоминания и долговременной памяти. Лимбическая система является высшим подкорковым регулятором поведенческих реакции, связанных с удовлетворением первичных потребностей /еда, питье, половая потребность/.

27.структуры мозга, участвующие  в речевых процессах. Речь и  мышление.

Речь – специфически человеческий феномен, средство общения.  Свойственная только для человека форма существования языка (Язык – система знаков, с помощью которой передается информация).Человеческая речь включает в себя два аспекта. С одной стороны это сп-ть произносить слова и формулировать фразы. С другой стороны – способность понимать слова других и формировать понятия.

Функциональная ассиметрия и мозг.Речь – латерализованная функция. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей степени связано с ф-й речи. Левой полушарие отвечает за обработку и анализ поступающей речи. Также контролирует последовательность речевых движений для воспроизводства звуков.

Роль подкорковых структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.

Теории развития речи. 1. Теории специфичных для формирования речи врожденных способностей («изнутри наружу»); 2. Теории неспецифичных для формирования речи врожденных способностей («снаружи-внутрь»). Теория Выготского (1. Выучивание слов, натуральная; 2. Накопление примитивного опыта, относительно важнейших св-в психич операций, овладение грамматическими структурами).Развитие дыхательных органов для возникновения речи. Генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются волны(голосовые связки гортани, щели и затворы,возникающие во рту при артикуляции).Резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Речь образуется в результатеизменения формы и объема надставной трубки (полость рта, носа и глотки).Сначала сигнал обрабатывается слуховой системой, потом первичная слуховая кора(зона Вернике) – понимание смысла слова, формирование речевого ответа, потом зона Брока, потом лицевая мускулатура и произнесение слова. Превращение мысли в слово происходит во внутренней речи. Эта категория - ключевая в концепции Л.С. Выготского. Это не «речь минус звук». Внутренняя речь имеет особое строение и качественно отличается от внешней. Она состоит из предикатов, ключевых слов, набора рем будущей речи. Рема - это часть предложения, несущая новую, актуальную информацию. Внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение: «Идёт!» - об автобусе, которого давно все ждут на остановке. Это свёрнутая, сжатая, грамматически не оформленная речь; это опорный конспект будущего высказывания.

28. Механизмы кратковременной  и долговременной видов памяти.

Морфологическими и морфофизиологическими исследованиями американских нейрофизиологов Лоренте-де-Но и Мак Кэллока было установлено, что в коре головного мозга существуют аппараты, позволяющие возбуждению длительно циркулировать по замкнутым цепям. Основой служил тот факт, что у аксонов отдельных нейронов существуют веточки, которые возвращаются к телу этого же нейрона и либо непосредственно соприкасаются с ним, либо соприкасаются с отдельными дендритами этого же нейрона; этим самым создается основа для постоянной циркуляции возбуждений в пределах замкнутых круговых цепей, или реверберирующих кругов возбуждения. Некоторые исследователи считают, что «реверберационные круги» возбуждения и являются нейрофизиологической основой «кратковременной» памяти. Существенным механизмом сохранения следов оказывается, по этим предположениям, механизм синаптической передачи возбуждения, который и обеспечивает переход возбуждения с одного нейрона на другой и дает возможность осуществлять длительное сохранение возбуждения, протекающего по «реверберациоиным кругам».

Как известно, в состав ядер подкорковых образований, как и в состав коры, кроме нейронов входит еще и глия, которая облегает нервные клетки плотной губчатой массой. В течение длительного времени глия считалась лишь опорной тканью мозга, однако за последнее время стало ясно, что она имеет и другие, гораздо более сложные функции, участвуя как в обменных процессах, так и в регуляции процессов возбуждения, протекающего в нервных аппаратах, а возможно, и в процессе сохранения следов тех возбуждений, которые возникают в нервной ткани мозга.Циркуляции возбуждений по реверберационным кругам и указаний на биохимические сдвиги, возникающие под влиянием раздражений, доходящих до нервной ткани, все же недостаточно для объяснения механизмов, лежащих в основе долговременной памяти. Поэтому некоторые исследователи считают необходимым искать механизмы долговременной памяти в некоторых морфологических изменениях, возникающих в синаптическом аппарате нейронов, и высказывают предположение, что именно эти морфологические новообразования являются субстратом долговременной памяти. Если в основе кратковременной памяти лежит движение возбуждения по реверберационным кругам, а в основе долговременной памяти – рост аксодендритического аппарата глии, образование новых синапсов еще нельзя считать доказательным, но многие современные попытки найти физиологическую основу явлений памяти идут в этом направлении.

29.Единство психического и соматического. Понятие психосоматики.

Психосоматическая медицина (психосоматика) - раздел общей патологии, изучающий соматические расстройства и болезни, возникающие под влиянием или при участии эмоционального напряжения, в частности психических воздействий, испытанных индивидуумом в прошлом или в настоящее время. Психосоматическая медицина — это метод лечения, опирающийся на принцип единства души и тела (психики и сомы), а также наука о взаимоотношениях душевных и телесных процессов.

30.Структура поведенческого  акта по Анохину.

С точки зрения П.К. Анохина, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:

o афферентного синтеза;- анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в ЦНС

o принятия решения;

o акцептора результатов действия;-поставленная цель и ее результат .

o эфферентного синтеза;

o формирования самого действия;

o оценки достигнутого результата.

Теория функциональной системы П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

31.Динамика развития  основных структур мозга.

Характеризуя деятельность мозга в целом, исследователи, как правило, выделяют несколько его структурных образований - блоков и рассматривают работу всего мозга, оперируя функциональными особенностями его основных блоков. Так, отдельно анализируется вклад в психическое функционирование глубоких (подкорковых) структур мозга, коры больших полушарий, ее передних и задних отделов, левого и правого полушарий. Каждому из блоков, по данным многих экспериментальных и клинических исследований, приписываются разные функции.В клинической неврологии при интерпретации функций разных отделов мозга используют представления, опирающиеся на биогенетический закон, в соответствии с которым последовательность созревания ЦНС отражает эволюционное прошлое человека как биологического вида. Иллюстрирует это положение схема Маклина.

По этой схеме в мозге человека выделяют три отдела: «древний мозг рептилий», «древний мозг млекопитающих» и «новый мозг млекопитающих». Первый отдел (ствол мозга, промежуточный мозг, базальные ганглии) контролирует стереотипные, преимущественно врожденные поведенческие акты/инстинкгы, имеющие большое значение для выживания. Этому отделу не свойственна функциональная пластичность, и он может обеспечивать жизнедеятельность лишь в условиях постоянства окружающей среды. «Древний мозг млекопитающих», называемый также висцеральным, включает лимбическую систему. Этот отдел, будучи тесно связан с эмоционально-потребностной сферой, обеспечивает видоспецифические паттерны поведения млекопитающих, которые обладают определенной степенью гибкости. Третий отдел («новый мозг», образованный неокортексом) отвечает за формирование концепций и схем поведенческих актов, т. е. за прогнозирование, и вносит изменения в «консервативные» программы поведения. Фактически он является органом индивидуальной адаптации.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"