Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".

Файлы: 1 файл

Ответы к зачету по предмету психо и нейрофизиология.docx

— 156.63 Кб (Скачать файл)

1-й блок: энергетический.Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

Энергетический блок включает в себя:ретикулярная формация ствола мозга,неспецифические структуры среднего мозга,диэнцефальные отделы,лимбическая система,медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

18.Второй функциональный  блок мозга.

2-й блок: приём, переработка, хранение  экстероцептивной информации.Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

19.Третий функциональный  блок мозга.

3-й блок: программирование, регуляция  и контроль.Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

20.Классификация видов  памяти. Память и ее значение. Нарушение памяти. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Виды памяти

Модально-специфические виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.

1.      Образная память (аффективная)

2.      Эмоциональная память

3.      Словесно-логическая

По долговременности:

1.      Иконическая (сенсорная) память 350-400 м или сек от 12 до 20 элементов

2.      Кратковременная (оперативная) 12 сек до нескоьких дней, Хранятся 7 плюс\минус 2 элемента КВД

3.      Долговременная (декларативная) – года ДВП.: эксплицитная, имплицитная.

3 сост процесса памяти:  1)фиксация (запомнить), 2) зранение (помнить), 3) вспомнить.

На запоминание влияют: эмц окраска, новизна, повторение, ритмичность воздействия (стихи), ароматичесие воздействия, уровень питания мозга.

Способствуют забыванию: интерференция (наложение одной на др), неиспользование, возраст, тип информации (моторная дольше всех), подавление инфо (аффектов).

Нарушения:

1.      Гипамнезия (ослабление)

2.      Амнезия:  Антероградня, ретроградня

3.      Гиперамнезия (избыточная)

4.      Парамнезия (ложное  воспроизведение того, что не  было)

5.      Криптоамнезия (присвоние себе чужой инфо).

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Существует множество причин нарушения памяти, которые возникают при воздействии различных неблагоприятных факторов на центральную нервную систему. К причинам можно отнести: ликвородинамические отношения, опухоли головного мозга, хронический алкоголизм, травмы мозга, хроническая или острая цереброваскулярная недостаточность (инсульты), задержки развития у детей. К основным нарушениям памяти относятся:

1. Амнезия - нарушение памяти на  события мозга. 2. Агнозия-нарушение  восприятия. При этом расстройстве  памяти происходит избирательное  нарушение какой-либо специфической  памяти - слуховой, тактильной или  зрительной. 3. Апраксия-нарушение программирования  движений. При этом расстройстве  памяти больной теряет способность  выполнять привычные движения, например, такие, как умывание, одевание, приготовление  пищи, и т. п., хотя способность  двигаться и мышечная сила  сохраняются прежними.

21.Нейрофизиологическая  основа сознания. Сознание - это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных. Сознание - это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга), но оно нематериально (идеально). Материя первична, сознание вторично. Нейрофизиологические основы сознания.

1. Подключение сознания обычно  достигается активацией большого  количества структур, где ведущее  значение имеет кора большого  мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

2. Для сознания необходим некий  промежуточный уровень активности  ЦНС, соответствующий, например, десинхронизированной ЭЭГ при бодрствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. В то же время сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов, в частности при эпилептических припадках, характеризующихся пиками и волнами на ЭЭГ, оно может выключаться в состоянии ярости (состояние аффекта).

3. Минимальный период времени  активации мозговых структур  для осознанного восприятия сигнала составляет 100 - 300 мс.

4. Наблюдения за действиями и  мышлением людей с расщепленным  мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие является  базовой основой логического  мышления, а правое - образного (конкретного) мышления.

5. Полагают, что лобные доли имеют  ведущее значение для проявления  высших психических функций. Поражение  лобных долей у человека сопровождается  психической неустойчивостью, эйфорией, раздражительностью. Отмечается отсутствие  твердых планов, основанных на  прогнозировании, наличие легкомыслия  и грубости. Часто возникают настойчивые  повторяемые действия, конфликты  с окружающими.

22.Внимание, его значение, виды. Характеристики внимания.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

23.Нейрофизиологические  основы восприятия. Отличия восприятия  и ощущения.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов - образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая - составляет из установленных подобразов целостное изображение.

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. (Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.)

Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы (фреймы - "скелеты"). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированного фрейма - и наши глаза ищут соответствующую детализацию.

В формировании перцептивного образа левое и правое полушария мозга осуществляют различные функции. Сенсорная сторона восприятия обслуживается правым, а категориальная, смысловая его сторона - левым полушарием мозга.

Если в результате ощущения человек получает знания лишь об отдельных качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в цельный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Говоря другими словами, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

24.Поведенческий акт. Структуры  мозга, участвующие в поведении.

Поведенческий акт - то же самое, что и поведенческий паттерн - единица поведения - одно завершенное сложное действие которое начинается восприятием окружающего мира и ответной реакции на него с целью достичь желаемого или избавиться от нежелательного.

Структура поведенческого акта:

-Восприятие реальности, которая не устраивает.

-Формирование программы поведения (на основе врожденных инстинктов, приобретенного опыта и случайных догадок)

-Реализация программы поведения - собственно действие.

-Сопоставление полученного результата с результатом желаемым.

-В случае, если результат желаемый с полученным совпал - прекращение действия.

-В случае, если результат желаемый с полученным не совпал - формирование новой или повторение сформированной до этого программы поведения.

Структурами, принимающими активное участие в образовании доминанты, являются апикальные дендриты пирамидных клеток, интернейроны и клетки глии.

Первичный очаг возбуждения при формировании некоторых естественных биологических доминант (голода, жажды) может возникать в ядрах гипоталамуса. Инертность такого очага обеспечивается за счет длительной активации соответствующих низкопороговых хеморецепторных нейронов и окружающих их глиальных клеток.В формировании коркового доминантного очага участвуют различные неспецифические образования таламуса.

25.Нейрофизиологические  механизмы произвольного и непроизвольного  внимания.

Внимание является необходимым условием эффективности любой неавтоматизированной деятельности. Это его функциональное значение хорошо отражено в определении внимания, данном психологами. Внимание – это направленность на объект и сосредоточенность на нем так, что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания. Направленность отражает привлечение внимания, сосредоточенность – его поддержание, а результат свидетельствует о том, что внимание – обязательное условие результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, совершаемые в уме. Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"