Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка
Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".
32.Бодрствование и его значение.
Состояние бодрствования – это результат активного приспособления организма к изменяющимся условиям существования. Уровень бодрствования является внешним проявлением активности нервных центров. Это понятие характеризует интенсивность поведения. Все поведенческие проявления в первом приближении можно рассматривать как континуум (или одномерную шкалу), обусловленный колебаниями возбуждения модулирующих систем мозга. По некоторым представлениям, между сном и состоянием крайнего возбуждения имеется непрерывный ряд изменений уровня бодрствования, вызываемых изменениями уровней активности нервных центров. Максимальная эффективность деятельности соответствует оптимальному уровню бодрствования. В нашем организме присутствует ритмичность многих процессов. ЦиклС-Б постоянно подстраивается под внешние датчики и составляет 24 часа.
Йеркс и Дадсон открыли закон, согласно которому для каждого типа заданий есть свой континуум активации, обеспечивающий наиболее успешное выполнение. Графически он представлен колоколообразной кривой. На практике она проявляется в низкой эффективности любой д-ти как при сильном возбуждении, так и при полном расслаблении.
Ретикулярная формация
Кроме РФ выделяются структуры базальной области переднего мозга, которые отвечают за регуляцию уровня бодрствования. Их разрушение приводит к бессоннице у крыс. Стриопалидарная система, таламус, лимбическая система.
33.Сон, его значение. Фазы сна. Теории сна.
Сон- наиболее таинственное состояние, в кот человек пребывает около трети своей жизни. Человек способен контролировать время сна и произвольно от него отказаться. Основные средства анаиза сна – регистрация эЭГ, мышечного тонуса,движений глаз. Так были обнаружены стадии сна.
Стадии сна. Сон человека имеет правильную циклическую организацию. В течение сна различают пять стадий. Четыре стадии медленноволнового сна и одна стадия быстрого. Иногда говорят, что сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. Завершенным циклом считается отрезок сна, в котором происходит последовательная смена стадий медленноволнового сна быстрым сном. В среднем отмечается 4-6 таких циклов за ночь, продолжительностью примерно 1,5 часа каждый.
Первая стадия является переходной от состояния бодрствования ко сну, что сопровождается уменьшением альфа-активности (8-12гц)и появлением низкоамплитудных медленных тета –волн (3.5 – 7,5 гц). Длительность первой стадии обычно не больше 10-15 мин. В конце этой стадии могут появляться короткие вспышки так называемых сонных веретен, хорошо видимых на фоне медленноволновой активности.
Вторая стадия занимает чуть меньше половины всего времени ночного сна. Эта стадия получила название стадии "сонных веретен", т.к. наиболее яркой ее чертой является наличие в ЭЭГ веретенообразной ритмической активности с частотой колебания 12-16 Гц. Длительность этих "веретен", хорошо выделяющихся из фоновой высокоамплитудной ЭЭГ со смешанной частотой колебаний, составляет от 0,2 до 0,5 секунд. Человек перестает реагировать на свет, ноостается чувствительным к значимым для него звукам.
Третья стадия характеризуется всеми чертами второй стадии, к которым добавляется наличие в ЭЭГ медленных дельта колебаний с частотой 2 Гц и менее, занимающих от 20 до 50% эпохи записи. Этот переходный период длится всего несколько минут.
Четвертая стадия характеризуется преобладанием в ЭЭГ медленных дельта колебаний с частотой 2 Гц и менее, занимающих более 50% эпохи записи ночного сна. Третья и четвертые стадии обычно объединяют под названием дельта-сна. Глубокие стадии дельта-сна более выражены в начале и постепенно уменьшаются к концу сна. В этой стадии разбудить человека достаточно трудно. Именно в это время возникают около 80% сновидений, и именно в этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары, однако человек почти ничего из этого не помнит. Первые четыре стадии сна в норме занимают 75-80% всего периода сна.
Пятая стадия сна. Пятая стадия сна имеет ряд названий: стадия "быстрых движений глаз" или сокращенно БДГ, "быстрый сон", "парадоксальный сон". Во время этой стадии человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, и лишь глазные яблоки под сомкнутыми веками совершают быстрые движения с частотой 60-70 раз в секунду. Количество таких движений может колебаться от 5 до 50. Причем была обнаружена отчетливая связь между быстрыми движениями глаз и сновидениями. Так, у здоровых людей этих движений больше, чем у больных с нарушением сна. Характерно, что слепым от рождения людям снятся только звуки и ощущения. Глаза их при этом неподвижны. Считается, что по интенсивности БДГ можно судить о яркости и эмоциональности сновидений. Однако движения глаз во сне отличаются от тех, которые характерны для рассматривания объектов в состоянии бодрствования.
Кроме
того, на этой стадии сна
Периоды
БДГ сна возникают
Теории сна Сосудистая теория – сон связан с изменением кровенаполнения мозга, когда кровь начинает приливать к внутренним органам. Эти изменения действительно происходят, но не только во сне.
Гистологическая – чувствительные нейроны во время сна втягивают свои окончания и не происходит никакого воздействия извне
Химическая теория. Во время активной деятельности накапливаются продукты обмена(холестирин,кислоты) и нужно время, чтобы освободиться от них. Но: сросшиеся близнецы, у них общий кровоток,но 2 ЦНС и 1 может спать, а второй бодрствовать.
Нервная теория. Гесс открыл центр сна в гипоталамусе (гипногенная зона). При его повреждении – вялость, апатичность, длительноевремя сна. Павлов считал, что сон это результат иррадиации торможения по кре большихполушарий.
Информационная теория – мозг за день накапливает информацию, и для её усвоения требуется сон – происходит её переход их КП в ДП.
34.Теории научения. Нейрофизиология научения.
Психофизиологические теории научения.Существует три типа психофизиологических теорий научения: 1 – инструктивные, 2 – инструктивно-селективные; 3 – селективные.
-Для инструктивных теорий характерно признание полной зависимости научения от закономерностей внешней среды. Существуют попытки в подобном плане смоделировать обучение нейронной сети определенным навыкам при воздействии внешней среды, например, в опытах Спинелли с обучением котят видеть только горизонтальные, либо только вертикальные линии.
-Однако гораздо большей популярностью пользуются инструктивно-селективные теории, согласно которым обучение нейронной сети происходит благодаря изменениям эффективности одних синапсов, выбор (селекция) которых производится за счет инструктирующего возбуждающего воздействия других синапсов (учитывается и влияние мотивации, и состояние возбудимости системы при модулирующем возбуждении определенных входов нейрона).
-Селективные теории исходят исключительно из выбора во время обучения необходимых или наиболее подходящих интеграций нейронов из уже заложенного многообразия подобных конструкций (Эдельман).
35.Организация произвольного двигательного акта.
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микроскопом. Обеспечение всех видов двигательной активности осуществляется на основе движения двух потоков информации. Один поток берет начало на периферии: в чувствительных элементах (рецепторах), которые находятся в мышцах, суставных сумках, сухожильных органах. Через задние рога спинного мозга эти сигналы поступают вверх по спинному мозгу и далее в разные отделы головного мозга.
Манипуляторные движения - яркий пример произвольных движений, которые обусловлены мотивацией. Эти движения локальны и решают следующие задачи:
· выбор ведущего мышечного звена;
· компенсация внешней нагрузки;
· настройка позы;
· соотнесение координат цели и положения собственного тела.
Отличительной чертой манипуляторных движений является их зависимость от центральной программы, поэтому ведущая роль в их осуществлении играют фронтальная кора, базальные ганглии и мозжечок. Ведущая роль в программировании быстрых манипуляторных движений принадлежит мозжечковой системе, а в программировании медленных - базальным ганглиям.
36.-46.Возрастные
Психофизиологические особенности, человека претерпевают определенные изменения в онтогенезе. Они связаны с анатомо-физиологическими перестройками, происходящими в организме человека и его нервной системе, идущими по определенной генетической программе.
Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, начинается еще до появления ребенка на свет, во время внутриутробного развития. Нервная система начинает формироваться уже на третьей неделе внутриутробного развития, на третьем месяце формируются связи между левым и правым полушариями, а на шестом можно увидеть все отделы мозга, включая кору больших полушарий. С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет.
На раннем этапе онтогенеза продолжается анатомическое развитие мозга, которое влечет за собой соответствующие физиологические перестройки: появление новых рефлексов, формирование анализаторов, усложнение форм поведения. Функциональные изменения, которые отчетливо проявляются в виде последовательного становления новых рефлексов, являются надежным показателем психофизиологического созревания ребенка. Раньше всех появляются так называемые натуральные рефлексы, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка.
Для нормального развития психики в грудном возрасте (до 1 года) и в раннем детстве (1–3 года) имеет огромное значение тесный контакт ребенка с матерью. Сначала это контакт преимущественно телесный (прикосновения, поглаживания и т.д.), затем он дополняется эмоциональным. Отсутствие таких психосоматических контактов или их недостаток приводят к нарушению психики ребенка с длительными, отдаленными последствиями в виде трудностей в создании семьи, нарушения сексуальной ориентации и т.д.
В дошкольном возрасте (3–6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Этот процесс тесно связан со структурно-функциональными перестройками в мозгуй изменением характера обмена веществ, который в 5–6 лет устанавливается по типу взрослого.
Второе детство (7–11 лет) соответствует младшему школьному возрасту. Начало обучения в школе, как правило, совпадает с характерным для этого возраста психологическим кризисом развития ребенка. У него резко меняется система отношений, что влечет за собой изменение восприятия (себя, своего положения, окружающих ценностей и т.д.). Резко усложняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка.
Подростковый возраст (11–12 – 15–16 лет) связан с половым созреванием, определяемым эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки.
Юношеский возраст уже мало отличается от зрелого (взрослого), который начинается с 21–22 лет. Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие – более низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми.
Несмотря на то что возрастное развитие до 55–60 лет рассматривается как единый период, психофизиологическая конструкция человека в течение жизни претерпевает определенные изменения, в первую очередь потому, что все большая социализация человека оказывает действие на многие его биологические и психические функции, хотя и достаточно медленно.
37.Теории сознания.
В каждой теории сознания предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желания. Эти подходы не исключают друг друга.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"