Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:25, шпаргалка
1 Понятия: функции, виды общения
2 Коммуникативная сторона общения монологическая и диалогическая коммуникация
3 Коммуникативная сторона общения :вербальная и невербальная коммуникация
...
23 Коммуникативная компетентность
24 Характер и динамика общения педагога с ребенком на разных возрастных этапах
4 Не принижайте статус
Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию. Один из мэтров рекламы выразился так: «Не думайте, что потребитель рекламы глупее вас».
5 К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением Механизм действия этого правила такой же, как и правила Сократа: приятный собеседник стимулирует выработку «гормонов удовольствия» и нежелание вступать в конфронтацию. Неприятный — наоборот
7 Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем собеседник согласится с вами
8 Проявите эмпатию Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
8 Избегайте конфликтогенов Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».
9 Мимика,
жесты и позы убеждающего
10 Покажите,
что предлагаемое вами
7 Перцептивная сторона общения
В самом общем плане можно сказать, что социальная перцепция – это восприятие другого человека, т.е восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому.
Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека
через осознанное или бессознательное
уподобление его характеристикам самого
субъекта. Люди часто пользуются таким
приемом, когда предположение о внутреннем
состоянии партнера строится на попытке
поставить себя на его место.
Механизм эмпатии
сходен с механизмом идентификации: там,
и здесь присутствует умение поставить
себя на место другого, взглянуть на вещи
с его точки зрения.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:
- Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
- Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
- Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
- Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
8 Эффекты межличностного восприятия
Аттракция - особый вид социальной установки на другого человека. Преобладание эмоционального компонента в данном случае является основным. Ряд эмпирических исследований направлены именно на выяснение факторов, благодаря которым, формируются положительные эмоциональные отношения между людьми.
Весь процесс межличностной
перцепции не может быть рассмотрен
вне возникшего отношения. Процесс
аттракции - это возникновение
Люди испытывают положительное отношение друг к другу и принимают позицию другого человека, если условия общения равны. Соответственно человек воспринимает другого человека гораздо сложнее, если есть определенное негативное отношение - неприязнь, антипатия.
Рассматривая общий психологический механизм формирования аттракции, необходимо отметить существование проблемы бессознательного в оценке людьми друг друга.
Обычно возникновения
чувства неприязни или
Зачастую это связано с тем, что существует ряд сигналов, которые в ином состоянии или в другом действии или отношение были бы для человека явными, но на данный момент времени по ряду причин он их не воспринимает. В то же время сигнал является значимым для личности человека. Данный сигнал, минуя сознание, которое на данный момент времени занято чем-то другим, остается в бессознательной области и уже оттуда подает определенные сигналы, оказывая свое влияние. Именно это влияние и проявляется в виде эмоционального отношения.
Следовательно, для того, чтобы создать положительное эмоциональное поле для общения, необходимо соблюдать следующие приемы:
- данные сигналы должны
иметь для собеседника
- это значение должно
иметь положительную
В этом заключается механизм формирования приема аттракции.
Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения людей друг к другу в процессе восприятия.
Первичное исследование данного процесса было начато в 30-х годах прошлого столетия и началось с анализа вопросов: почему людей друг в друге привлекает то или иное, т.е был исследован процесс привлекательности. В зарубежной психологии особое влияние на развитие данных исследований оказали ученые Морено и Ньюкомб. В это же время выходит легендарная книга Д. Корнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», которая стала своего рода настольной книгой нескольких поколений людей.
9 Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — условный
термин, обозначающий характеристику
компонентов общения, связанных с взаимодействием
людей, непосредственной организацией
их совместной деятельности. Цели общения отражают
потребности совместной деятельности
людей. Общение всегда должно предполагать
некоторый результат —
Кооперация обозначает координацию единичных сил
участников (упорядочивание, комбинирование,
суммирование этих сил). Важным показателем
“тесноты” кооперативного взаимодействия
является включенность в него всех участников
процесса.
Что касается конкуренции, то здесь
анализ чаще сконцентрирован в наиболее
яркой её форме — конфликте, столкновении
целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов
(субъектов взаимодействия).
Но общение не всегда строится успешно
и часто не лишено внутренних противоречий.
В некоторых ситуациях обнаруживается
антагонизм позиций, отражающий наличие
взаимоисключающих ценностей, задач и
целей, что иногда оборачивается взаимной
враждебностью. В этом случае возникает
межличностный конфликт.
В совместной деятельности
причинами конфликтов могут выступать
два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение
личностно-прагматических интересов.
Причиной конфликта являются также непреодолённые
смысловые барьеры в общении, которые
препятствуют налаживанию взаимодействия
общающихся. Смысловой барьер в общении
— это несовпадение смыслов высказанного
требования, просьбы, приказа для партнеров
в общении, создающее препятствие для
взаимопонимания и взаимодействия.
10 Психологические барьеры общения
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры и психологические барьеры
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.
Барьер «боязни» контакта с человеком. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер «ожидания непонимания». Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений.
11 Конфликтная ситуация
Структура конфликта
как совокупность необходимых и
достаточных элементов при
1. конфликтную ситуацию;
2. проблему, которая включает интересы, позиции и объект спора;
3. стратегию - способ
поведения участников
4. инциденты - события,
конкретная ситуация в
5. дополнительные сведения ( наличие нейтрального или третьего лица, например, медиатора, профессионального посредника в конфликте; соотносительность сил, например, конфликт между ребенком и родителем).
Методы разрешения конфликтов.
- Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, то есть не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Можно сказать, что единственный способ одержать верх в споре - уклониться от него.
Сглаживание. В основе этого стиля поведения лежит убеждение в том, что не стоит выпускать наружу признаки конфликта, потому что все делают одно дело, стремятся к одной цели, или что разногласия несущественны. В результате может наступить мир и согласие, но противоречия остаются. Более того, они живут и накапливаются, в результате чего растет вероятность возникновения конфликта в будущем.