Шпаргалка по "Психологии общения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

1 Понятия: функции, виды общения
2 Коммуникативная сторона общения монологическая и диалогическая коммуникация
3 Коммуникативная сторона общения :вербальная и невербальная коммуникация
...
23 Коммуникативная компетентность
24 Характер и динамика общения педагога с ребенком на разных возрастных этапах

Файлы: 1 файл

1Понятия.doc шпоры Надя.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Принуждение. В рамках этого стиля преобладает желание  добиться принятия своей точки зрения любой ценой. При этом мнение других сторон не учитывается. Лица, применяющие такой стиль влияния на других, используют власть для принуждения.

Компромисс. Этот стиль  заключается в частичном принятии точки зрения другой стороны. Способность  к компромиссу оппонентов часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовольствию всех сторон. Вместе с тем, приход к компромиссу на ранних стадиях конфликта, возникающего по поводу принятия важного решения, может помешать найти наиболее эффективный путь решения проблемы. Компромисс не должен означать согласия только в избежания конфликта, даже если при этом приходиться отказаться от благоразумных действий.

Решение проблемы. В современной  социальной психологии выделяют, как  минимум пять возможных путей  разрешения конфликтной ситуации. Два из них носят отрицательный характер, но, к сожалению, весьма распространены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Стратегия  поведения в конфликте

Принуждение (борьба, соперничество). Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для  деструктивной модели. При такой  стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет  и т.д.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет  некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса  не только не портит межличностные  отношения, но и способствует их положительному развитию.

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

 

 

 

13 Составление  рекомендаций по профилактике конфликтов

 

  1. Работа по профилактике конфликтов должна проводиться систематически.
  2. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
  3. Соблюдать принцип гуманизации воспитательного процесса.
  • гуманное отношение к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
  1. Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
  1. Воспитатель в своей работе должен опираться на деятельностный подход. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
  2. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
  3. Необходимо воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
  4. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

 

 

14 Феномены группового влияния

 

Любая группа влияет на поведение  и развитие личности. Различают такие  виды влияния как внушаемость, конформность, самоопределение. 
 
Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). 
На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления. 
Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость и конформизм присуща всем людям в той или иной степени, но на степень их выраженности влияют пол, возраст, профессия, состав группы. 
 
На степень их выражнности влияют такие качества:

- характеристики самого человека.

- влияет размер группы.

- влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность.  
Существует и положительное значение конформизма, оно состоит в том, что он выступает: 
- как механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества;  
- механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.  
Но есть и отрицательное - человек, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». 
Самоопределение в групповом общение проявляется как реакция индивида на давление со стороны группы. И оценивается как способность индивида действовать в соответствии со своими внутренними ценностями. 

 

 

 

15 Проблема  лидерства Типы лидеров их  функции и стили

 

Проблеме лидерства  посвящено значительное количество исследований в нашей стране и  за рубежом. Различные подходы к  этой проблеме могут быть условно  разделены наследующие основные группы:

· теории личностных качеств  лидера;

· поведенческие теории лидерства;

· теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

· теории харизматических  качеств лидеров

При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого они ведут за собой, являются:

- честолюбие;

- энергичность;

- желание вести за  собой других;

- честность и прямота;

-  уверенность в  себе;

-  способности и  знания.

Лидерство это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

- социальный  тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

По традиционной системе  классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или  это будет стиль, сосредоточенный  на работе, и стиль, сосредоточенный  на человеке.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 Межличностные  отношения в детской группе – это отношения, которые имеют уровневую организацию функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых связей между детьми.

Функционально-ролевые  отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, присущих данной культуре. Эти отношения являются тем материалом, на основе которого происходит процесс социализации ребёнка.

Эмоционально-оценочные  отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях - симпатии и антипатии, дружбе, привязанности. Этот тип отношений появляется в онтогенезе довольно рано. Главная функция — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно, если отходит от них, то возникают т.н. жалобы взрослому, направляемые желанием ребёнка подтвердить норму.

Формирование  личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребёнка. Это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл «значение-для-меня»

В дошкольном возрасте формируется  довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в детском саду, ежедневным общением детей.

 Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в детском саду: а) роль функций руководства – подчинения в игровых объединениях; б) характер игровых объединений детей; в) успех в совместной деятельности; г) включение детей в значимые для дошкольников виды деятельности, связанные с четкой установкой на результат; д) уровень игровых умений; е) уровень развития общительности ребенка, навыков общения;  ж) наличие потребности в общении; з) характер оценок педагога, воспитателя; и) речевая активность детей, причем речевая активность может изменить межличностный статус в более высокую сторону, или, с дугой стороны, высокий межличностный статус может способствовать улучшению, повышению речевой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 Динамика  вхождения в группу –адаптация, индивидуализация, интеграция

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии общения"