Шпаргалка по "Психологии общения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

1 Понятия: функции, виды общения
2 Коммуникативная сторона общения монологическая и диалогическая коммуникация
3 Коммуникативная сторона общения :вербальная и невербальная коммуникация
...
23 Коммуникативная компетентность
24 Характер и динамика общения педагога с ребенком на разных возрастных этапах

Файлы: 1 файл

1Понятия.doc шпоры Надя.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая фаза Становления личности – Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. Субъективно потому, что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сфере других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого.

Вторая фаза - индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Третья фаза - интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями – с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 Особенности  общения ребенка со сверстниками

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения  с взрослым. Первое яркое отличие  общения сверстников заключается  в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность  контактов детей заключается  в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет  ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде.

Одинаковые и необычные  действия приносят малышам уверенность  в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.

Еще одна отличительная  особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

 

 

19 Особенности  общения «популярных» в группе  детей

В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, и дети, в основном, предпочитают удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.

Наиболее существенные различия между популярными и  непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к  сверстникам. Эти различия проявились во всех методиках и по всем показателям.

Во – первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны  к действиям сверстника, проявили интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность  имела положительную окраску  – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во – вторых, они  сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив – радовали их, а промахи – огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.

В – третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности  и инициативности, отвечали на просьбы  сверстников и очень часто  бескорыстно отдавали им то, что  было нужно им самим. Непопулярные не делали этого никогда.

И, наконец, популярные дети, даже в позиции “обиженного” предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных  действиях и угрозах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 Схема  разговоров детей

РАЗГОВОР  РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ:

Задавая ребенку наводящие  вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие –  не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.  Схема может быть такая. 

       Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково. 
       Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном  направлении. 
       Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение. 
     Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. 

Монолог

Разговоры:

   

Стадия I

Стадия II А (1-й тип) Приобщение собеседника к собственному действию и мысли (без совместной работы)

Стадия II А (2-й тип) Совместная работа в деятельности или неабстрактном  мышлении

Стадия III A Совместная работа в абстрактном мышлении

Коллективный монолог

Стадия И В (1-й тип) Ссора (столкновение противоположных  действий)

Стадия II В (2-й тип) Примитивный спор (столкновение мотивированных утверждений)

Стадия III В (2-й тип) Настоящий  спор (столкновение мотивированных утверждений)


 

 

21 Параметры  материнского отношения

 

Материнское отношение  как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность ранее  сложившихся у матери установок  и ценностных ориентации как  устойчивых конструктов сознания  в отношении ребенка (ребенок  как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений — профессиональных, престижных и т.д);

2) особенности структуры  личности матери, ее преобладающих  черт (например, рационализм или  эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.);

3) система мотивационных  отношений как результат конкретных  способов взаимодействия между  ребенком и родителями. 
Можно выделить параметры взаимодействия :

— характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка;

— характер эмоциональных  переживаний матери, вызванных взаимодействием  с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении  ребенка; 
Параметры материнского отношения :

— выраженность в поведении  матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия); 
— эмоциональность матери в целом (неэмоционалы эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфликтная);

  • психологическая дистанция между матерью и ребенком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.); 
    — доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.); 
    — способность матери к поддержанию комфортного стояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой). 
    Возможно выделение 4 типов материнского отношения;
  • эмоционально поддерживающее и принимающее;
  • эмоционально подавляющее;
  • эмоционально отвергающее;
  • жестко агрессивное.

 

 

 

 

 

22 Причины плохой коммуникации

 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуации, проблемы,
  • "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. ("Мы верим тому, чему хотим верить"), Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
  • плохие отношения между людьми, так как если отношение человека враждебное, то трудно убедить его в справедливости вашего взгляда;
  • отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно предупредить нежелательное развитие событий;
  • пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
  • ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;
  • неверный выбор стратегии и тактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии общения"