Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"
Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.
Появление категории деятельности в психологии предопределено предшествующей историей философии. У Платона и Аристотеля мы находим уже такие понятия деятельности и ее различных элементов и соотношений, которые прошли через последнюю историю философии почти без всяких изменений». Дальнейшая разработка категорий деятельности в философии XVIII и XIX вв. связана с именами Гегеля, Фихте, Шеллинга, Маркса. Для отечественных психологов философско-методологической основой деятельностного подхода стали взгляды К. Маркса, сформулированные им в «Тезисах о Фейербахе».
Категория деятельности используется в психологии, да и в других науках, в нескольких функциях. Э. Г. Юдин называл пять функций, в которых используется данная категория:
• как объяснительный принцип;
• как предмет объективного научного изучения;
• как предмет управления;
• как предмет проектирования;
• как ценность в системах культуры.
Основными содержательными характеристиками деятельности являются предметность, субъектность, осознанность, целенаправленность, социальность.
Предметность в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. Предмет деятельности при этом выступает двояко: первично — как независимо существующий объект, подчиняющий себе деятельность человека, вторично — как образ предмета, т. е. результат психического отражения.
Мотив у А. Н. Леонтьева понимается как предмет, на который направлена потребность, т. е. как предмет деятельности. Таким образом, главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет.
Другой атрибут деятельности человека — субъектность. Понятие субъектное широко используется в психологии, однако трактовка данного понятия у разных авторов существенно различается. Единство сознания и деятельности основывается на бытие. В его трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования: образ является накопленными движениями, свернутым действием. При этом перцептивная деятельность, насколько бы она ни была автоматизированной, принципиально строится так, как деятельность осязающей руки. Такая трактовка единства сознания и деятельности содержит в себе психологическую конкретизацию и реализуется во многих исследованиях.
Целенаправленность деятельност
Целевой
уровень соответствует
Операции соотносятся с условиями выполнения действия, которые не представлены в сознании, поскольку операции являются автоматизированными и для их осуществления не нужна регуляция на уровне сознания..
Социальность деятельности человека проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами
10. Проблемы классификации видов деятельности.
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. А.Н. Леонтьев выделил в качестве предмета деятельности действительный мотив.
Среди многообразия видов деятельности есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.
Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой).
Игра - это такой вид деятельности, который несёт в себе характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и Алексеем Николаевичем Леонтьевым разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
В теории деятельности реализован генетический подход к пониманию и изучению психики. Ее постулаты касаются, прежде всего, зарождения человеческой психики в деятельности, механизмов ее развития через развитие деятельности.
Одним из краеугольных камней теории деятельности является утверждение о первичности деятельности по отношению к психическому отражению, ее ведущей роли (деятельность прокладывает пути для развития психики, по выражению Леонтьева). Но такое соотношение деятельности и психики выступает на первый план лишь в генетическом анализе. Если же мы хотим взять тот или иной поведенческий акт в его относительной изоляции от предшествующих и последующих актов, то нам, по-видимому, придется «вырезать» из непрерывного потока сменяющих друг друга действий такой участок, в начале которого стоит исходный афферентирующий образ. «Образ — действие — уточненный образ» — вот схема, предлагаемая функциональным анализом в качестве альтернативы схеме генетического анализа «деятельность — отражение — обогащенная деятельность».
Во-первых, сознание нормального человека представляет собой бытие самоочевиднейшее и наиближайшее, Во-вторых, сознание в его существенных чертах может бьпь им свободно управляемо и изменяемо. Так, человек может направить свою мысль на любую предметность, может попытаться вспомнить любой факт своей биографии или представить любую ситуацию, могущую случиться с ним в будущем. Наконец, если он обладает ярким воображением, то способен представить себе даже процесс предсмертного угасания собственного сознания.В-третьих, присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, могущих встретиться человеку в его внешнем опыте.
. Серьезнейшей
проблемой является нахождение
объективных методов е
Отражение — это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления реагировать тем или иным способом на воздействие извне сопровождается определенными изменениями своей структуры, в результате чего между отражаемым и отражающим объектами устанавливается соответствующее структурное отношение.
Отражение заключается в воспроизведении особенностей отражаемого объекта. Поэтому отражение присуще:
- всем телам неорганической природы, например, след, произведенный воздействием одного тела на другое;
Отражение как всеобщее свойство материи обнаруживается при всех формах воздействия. Взаимодействие есть единый процесс действия одного тела на другое и противодействия последнего. Отражение является необходимой основной частью любого противодействия, а значит, и взаимодействия. Существует мнение, что под действием отражаемого тела в отражающем происходят соответствующие внутренние изменения, а именно:
- внутренние
изменения во
- внутренние
изменения, адекватные
- необходимые изменения для активного реагирования тела на внешний фактор, которые и представляют собой процессы отражения.
В процессе
отражения ответное действие отражающего
всегда строго специфично и точно
соответствует характеру
Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы.
Индивид – Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других
.Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:1. Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
2.Внутренняя гармония,
согласованность свойств
А.Н. Леонтьев-Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств. «Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.2 признака: 1. Неделимость или целостность субъекта. 2.Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности. 1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее <личного мира>, т. е. уникальной системы личностных смыслов; 2. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индив-ти, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. 3. Личность описывается и как деятельное <Я> субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. 4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.