Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"
Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.
28.
Современные подходы к
Предмет психологии сложен и не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.
1. Первые псих исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, на раскрытие их специфических характеристик (следовательно, существует множество концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности).
2. Начинается
обобщение и объяснение
3. Построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии.
Психология как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в.
Психика
– система формирующихся путем
научения отношений и связей между
внешней стимуляцией и
Психика - система функций организма, заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного образа объективного мира (деятельностный подход).
Психика — это система функций, которые обеспечивают живому организму: 1. ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма; 2. организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки; накопление на протяжении индивидуальной жизни знаний и умений, навыков.
В психологической науке категория образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение образа имеет огромное значение для теоретических основ психологии, теоретических позиций специальных психологических дисциплин, решения практических и прикладных задач современной психологии.
Обращение
к образу широко распространено в
различных психодиагностических методиках,
психологических и
Платон и Аристотель рассматривают образы как результат воспроизводящей деятельности, как копирование, имитацию.
В западной философии анализ категории образа развивается в двух направлениях: 1. Образ – его источник - мир идей, полагается пассивной копией объектов материального мира, связывающей человека с объективной реальностью, 2. образ является активным творческим началом, порождающим сознание и дающим возможность познания действительности.
Методологически образ становится одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «материальным бытием» и «идеальным сознанием».
В середине XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа.
В теоретико-методологическом контексте категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.
Согласно теории отражения, способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека.
Мотив – это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.
Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант – образа, отношения, действия, которые конституируют общий строй психической жизни.
Будучи непременным "запалом" любых действий и их "горючим материалом", мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечения и т.д.
Категория мотива, как и другие звенья категориального аппарата психологии, вбирает признаки, "детектируемые" научной мыслью в общении с исследуемой реальностью. Этой реальностью выступает система особых, предметно-ориентированных энергетийно-динамических отношений субъекта с действительностью, заданная взаимодействием природных и социокультурных начал в его психической организации.
Любая
трактовка психической
С возникновением психологии как самостоятельной науки сразу же определились два радикально различных направления в трактовке действия как одного из непременных компонентов психической жизнедеятельности человека. В теориях, считавших предметом психологии сознание субъекта, действие рассматривалось как проявление его имманентной активности, источник которой заложен в нем самом и первичен по отношению к другим, внутрипсихическим явлениям.
Наряду с этим направлением, которое отстаивало уникальность психического действия сравнительно с телесным, складывалось другое, определившее статус категории действия как телесно-психической. (Это предполагало коренной пересмотр представлений и отеле, и о психике. Эти глубинные сдвиги позволили разработать категорию действия в качестве детерминанты процесса решения биологически значимых для организма задач, в который повлечена мышечная система. Первые решающие шаги в этом направлении принадлежали Гельмгольцу, Дарвину и Сеченову.)
Начав выполнять дейсвие ради тех или иных мотивов, субъект может затем выполнять действие ради него самого. Тогда происходит "смена мотива на цель", действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых "мотивов-целей" является одним из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. В динамическом плане устойчивость действия определяется целевой установкой.
32. Методологическое и конкретно научное содержание категории личность.
Личность
– важнейшая среди
проблема
личности и сущности ее психологических
характеристик приобрела в
Как
и всякая научная теория, теория
личности должна отвечать общему методологическому
требованию – дать целостное представление
о закономерностях и
Возникновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще разрозненных и не обобщенных.
сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся продуктом исторического развития человека и возникающую в процессе совместной продуктивной, предметной деятельности людей и их общения посредством языка.
Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - это субъективный мир сознания.
Психоанализ
рассматривал сознание - пространство,
которое порождается
В бихевиоризме сознание - это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем.
Когнитивная психология Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.
Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Между развитием знаковой системы как средства отображения категорий отношений и развитием сознания имеется прямая связь, Л.С. Выготский подчеркивает очень важный момент — речь не является сознанием, она лишь коррелирует с его содержанием. Следовательно, чем богаче речь, тем богаче и содержание сознания. Речь же в свою очередь тем богаче, чем богаче деятельность и общение в процессе ее осуществления.
Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собственных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвижения.
Г. А.
Суворова выделяет теоретические ориентиры
в анализе категории
1. Деятельность
характеризует бытие человека. С.
Л. Рубинштейн определил
2. Деятельность
– форма и проявление
3. Деятельность
– базовая категория
Термин "отношение" охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга и взаимосвязи. Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т.п.
Термин
"отношение" может быть принят
при условии выделения в
В.Н.Мясищев видел психологический смысл отношения в одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.