Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"

Содержание работы

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.

Файлы: 1 файл

OTVET_METOLOGIY2.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Современные подходы к пониманию  предмета психологии.

Предмет психологии сложен и не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических  явлений даже в том, что такое  психика.

1. Первые  псих исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, на раскрытие их специфических характеристик (следовательно, существует множество концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности).

2. Начинается  обобщение и объяснение теоретических  знаний. Объяснения ведутся терминами,  на которых производилось эмпирическое  и феноменологическое описание  психических явлений.

3. Построение  общих теоретических принципов  организации психики, выходящих за пределы психологии.

Психология  как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в.

Психика – система формирующихся путем  научения отношений и связей между  внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Психика - особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология). Психика представляет собой систему процессов и механизмов в ЦНС, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды и внутренней (когнитивная).

Психика - система функций организма, заключается  в ориентировке и организации  поведения, действий и деятельности на основе субъективного образа объективного мира (деятельностный подход).

Психика — это система функций, которые  обеспечивают живому организму: 1. ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма; 2. организацию  и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки; накопление на протяжении индивидуальной жизни знаний и умений, навыков.

29 Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.

В психологической  науке категория образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение образа имеет огромное значение для теоретических основ психологии, теоретических позиций специальных психологических дисциплин, решения практических и прикладных задач современной психологии.

Обращение к образу широко распространено в  различных психодиагностических методиках, психологических и психотерапевтических практиках (гештальттерапии, когнитивной  терапии, символдраме и т.д.).

Платон  и Аристотель рассматривают образы как результат воспроизводящей деятельности, как копирование, имитацию.

В западной философии анализ категории образа развивается в двух направлениях: 1. Образ – его источник - мир  идей, полагается пассивной копией объектов материального мира, связывающей  человека с объективной реальностью, 2. образ является активным творческим началом, порождающим сознание и дающим возможность познания действительности.

Методологически образ становится одной из центральных  категорий, объясняющей и описывающей  внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «материальным бытием» и «идеальным сознанием».

В середине XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа.

В теоретико-методологическом контексте категория образа рассматривается  в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.

Согласно  теории отражения, способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека.

30. Методологическое и конкретно  научное содержание категорий  потребности и мотива.

Мотив – это то, что движет живым  существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.

Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант – образа, отношения, действия, которые конституируют общий строй психической жизни.

Будучи  непременным "запалом" любых действий и их "горючим материалом", мотив  издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечения и т.д.

Категория мотива, как и другие звенья категориального  аппарата психологии, вбирает признаки, "детектируемые" научной мыслью в общении с исследуемой реальностью. Этой реальностью выступает система особых, предметно-ориентированных энергетийно-динамических отношений субъекта с действительностью, заданная взаимодействием природных и социокультурных начал в его психической организации.

31. Методологическое и конкретно  научное содержание действия

Любая трактовка психической организации  живых существ предполагает включенность в структуру этой организации  особого компонента, обозначаемого  термином "действие".

С возникновением психологии как самостоятельной науки сразу же определились два радикально различных направления в трактовке действия как одного из непременных компонентов психической жизнедеятельности человека. В теориях, считавших предметом психологии сознание субъекта, действие рассматривалось как проявление его имманентной активности, источник которой заложен в нем самом и первичен по отношению к другим, внутрипсихическим явлениям.

Наряду  с этим направлением, которое отстаивало уникальность психического действия сравнительно с телесным, складывалось другое, определившее статус категории действия как телесно-психической. (Это предполагало коренной пересмотр представлений и отеле, и о психике. Эти глубинные сдвиги позволили разработать категорию действия в качестве детерминанты процесса решения биологически значимых для организма задач, в который повлечена мышечная система. Первые решающие шаги в этом направлении принадлежали Гельмгольцу, Дарвину и Сеченову.)

Начав выполнять дейсвие ради тех или  иных мотивов, субъект может затем выполнять действие ради него самого. Тогда происходит "смена мотива на цель", действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых "мотивов-целей" является одним из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. В динамическом плане устойчивость действия определяется целевой установкой.

32. Методологическое и конкретно  научное содержание категории  личность.

Личность  – важнейшая среди метапсихологических  категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

проблема  личности и сущности ее психологических  характеристик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80-е  годы XX века и породила оживленные дискуссии.

Как и всякая научная теория, теория личности должна отвечать общему методологическому  требованию – дать целостное представление  о закономерностях и существенных связях определенной области действительности (личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выведения ее содержания из некоторой совокупности исходных утверждений.

Возникновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще разрозненных и не обобщенных.

33. Методологическое и конкретно  научное содержание категории  сознания.

сознание  представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся продуктом исторического развития человека и возникающую в процессе совместной продуктивной, предметной деятельности людей и их общения посредством языка.

Сознание (или шире – психическое) не управляет  деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.  Психическая реальность,  которая непосредственно открывается нам, - это субъективный  мир   сознания. 

Психоанализ рассматривал сознание - пространство, которое порождается бессознательным  и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

В бихевиоризме сознание - это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем.

Когнитивная психология Сознание объясняется логикой  процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс  переработки информации, когда-то оно лишь маркирует. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Согласно  Выготскому, именно сознание — главное  условие и средство овладения  собой: осознать — значит в известной  мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Между развитием знаковой системы как средства отображения категорий отношений и развитием сознания имеется прямая связь, Л.С. Выготский подчеркивает очень важный момент — речь не является сознанием, она лишь коррелирует с его содержанием. Следовательно, чем богаче речь, тем богаче и содержание сознания. Речь же в свою очередь тем богаче, чем богаче деятельность и общение в процессе ее осуществления.

34. Методологическое и конкретно  научное содержание категории деятельности.

Основная  задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического  плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления  ее собственных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвижения.

Г. А. Суворова выделяет теоретические ориентиры  в анализе категории деятельности.

1. Деятельность  характеризует бытие человека. С.  Л. Рубинштейн определил человека  как существо изначально сознательное, способное отдавать себе отчет  о сделанном, и деятельное, способное к осознанному преобразованию. На важную роль деятельности как категории, указывал А. Н. Леонтьев, без данной категории анализ человеческого бытия не возможен.

2. Деятельность  – форма и проявление активности. Б.Ф. Ломов отмечает, что в широком значении слова термин деятельность эквивалентен термину активность, и, в этом смысле деятельность первоначально отождествлялась с разными формами активности человека. Деятельность, по С. Л. Рубинштейну, – это всегда отношение человека к миру, она целенаправленна, сознательна.

3. Деятельность  – базовая категория психологии. А. Н. Леонтьев, в качестве категорий,  наиболее важных для построения  целостной системы психологии  как науки о порождении, функционировании  и строении психического отражения реальности выделяет категорию предметной деятельности, категорию сознания человека и категорию личности. Категория деятельности отмечается при этом как не только исходная, но и важнейшая. деятельность является способом объективации субъективного и дает возможность проникнуть во внутренний мир человека, открывает пути для применения объективного метода в психологии.

35. Методологическое и конкретно  научное содержание категории  отношение.

Термин "отношение" охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга и взаимосвязи. Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т.п.

Термин "отношение" может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого  содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.

В.Н.Мясищев  видел психологический смысл  отношения в одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"