Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"
Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.
Категория интегральной индивидуальности является одной из активно разрабатываемых в современной отечественной и зарубежной психологии. Основная трудность в ее исследовании связана, как ни странно, с особенностями перевода и интерпретации в различных научных школах и направлениях.
Также следует отметить, что в зарубежных исследованиях по дифференциальной психологии интегральная индивидуальность трактуется набор индивидуально-психологических свойств (англ. Individual differences), а в исследованиях по психологии личности и социальной психологии - как особое личностное образование (англ. Personality).
В отечественной
психологической школе в
— Биохимический;
— Физиологический;
— Психологический,
находящиеся в сложном взаимоотношении. Единство этих взаимосвязей представлеят собой интегральную характеристику, что накладывает отпечаток на трактовку данного понятия. Подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности представил Мерлин В. С.
Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности. Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:
— Общесоматические (например, анатомо-морфологические);
— Нейродинамические (например свойства нервной системы);
— Психодинамические
(например эмоционально-волевые свойства)
— Психические свойства личности (содержательные отношения личности с её окружением);
— Социально-психологические (например, социальные роли).
Следовательно, личность – это особое качество человека, имеющее определенные функции. Универсальным (родовым) понятием в ряду названных терминов выступает, конечно, "человек", объединяющий в себе различные начала – телесное и духовное, осуществляющий себя в жизнедеятельности на разных ее уровнях. Говоря об индивиде, имеется в виду как раз телесная оболочка человека, его соматические свойства (например, в подходе Б.Г.Ананьева).
Личность
же может быть понята как более
высокий уровень
А. В. Петровский говорит о существовании у человека потребности быть личностью. Потребность индивида быть личностью стано¬вится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференцированной оценки себя как личности, человек в дея¬тельности полагает себя в общность как необходимое условие ее существования.
Принцип
детерминизма в его диалектико-
Анализирую развитие принципа детерминизма, можно выделить ряд эпох:
Системный взгляд на детерминацию психики и поведения человека может быть выражен следующими положениями:
Данная концепция противостоит представлениям линейного детерминизма, позволяя более дифференцированно подойти к решению ряда фундаментальных проблем психологии и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: их динамичность, нелинейность и опосредствованность.
Принцип
детерминизма в его диалектико-
Принцип единства сознания и деятельности — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии, сформулирован С. Л. Рубинштейном в следующей форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.
Утверждение, что сознание есть субъективное отражение объективного мира. Признание необходимости для психологов изучать психику, сознание не как нечто самодовлеющее и развивающееся по собственным имманентным законам, а как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является. Среди всех неожиданных идей, которые можно найти в науке, нет ни одной более непредсказуемой, более иррациональной, и в то же время более глубокой и захватывающей, чем концепция восприятия реальности как проекции внутренних свойств человека.
Принцип активности:
психическая ориентировка живых организмов
носит активный ориентировочно-
Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.
Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.
Но принцип развития реализуется и в исследованиях психики взрослого человека, в частности на уровне микрогенетического анализа. Выделение микроэтапов в развертывании психических процессов реализует подход, раскрывающий функциональное становление, т. е. их актуалгенез.
Термином "системный подход" обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.. Системный подход применяется ко множествам объектов, отдельным объектам и компонентам объектов.Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социального, что в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возм-ти построения «единой психологической теории». Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъе-зм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
Предметом исследования является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (взгляд на него с определенной точки зрения), определяет специфику науки. Предметом психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления любого объекта психологического изучения, то есть психика человека (в индивидуальном и общественном отношениях) и животных. По форме это могут быть психические процессы, состояния, свойства, конструкты как по отдельности, так и в различных совокупностях, дающих основание рассматривать человека на разных уровнях его психической организации. Каждая из этих ипостасей человека становится, в свою очередь, предметом конкретного психологического исследования. Таким образом, любая психическая реальность, свойственная данному объекту, может стать предметом исследования психол.Однако иногда встречаются и другие мнения. В частности, что психика является не предметом, а объектом психологии.Видимо, различ. во взглядах на объект и предмет исследования психологии связаны с динамичностью этих категорий, обусловленной рядом факторов, наиболее существенным из которых следует признать структурированность и многоуровневость объектов реальности, т.е. наличие в их составе связанных между собой определенным образом частей.