Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"

Содержание работы

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.

Файлы: 1 файл

OTVET_METOLOGIY2.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

17. Интегральная индивидуальность  — термин, используемый для обозначения  индивидуальности, когда она понимается  как сложный, междисциплинарный,  объект исследования, не сводящийся  к сумме своих частей.

Категория интегральной индивидуальности является одной из активно разрабатываемых в современной отечественной и зарубежной психологии. Основная трудность в ее исследовании связана, как ни странно, с особенностями перевода и интерпретации в различных научных школах и направлениях.

Также следует отметить, что в зарубежных исследованиях по дифференциальной психологии интегральная индивидуальность трактуется набор индивидуально-психологических свойств (англ. Individual differences), а в исследованиях по психологии личности и социальной психологии - как особое личностное образование (англ. Personality).

В отечественной  психологической школе в наиболее общем виде индивидуальность понимается как некое системное образование, включающее в себя разные уровни:

— Биохимический;

— Физиологический;

— Психологический,

находящиеся в сложном взаимоотношении. Единство этих взаимосвязей представлеят собой интегральную характеристику, что накладывает отпечаток на трактовку данного понятия. Подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности представил Мерлин В. С.

Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный  анализ характера взаимосвязей и  взаимозависимостей различных уровней  интегральной индивидуальности. Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:

— Общесоматические (например, анатомо-морфологические);

— Нейродинамические (например свойства нервной системы);

— Психодинамические (например эмоционально-волевые свойства);

— Психические  свойства личности (содержательные отношения  личности с её окружением);

— Социально-психологические (например, социальные роли).

18 Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.

Следовательно, личность – это особое качество человека, имеющее определенные функции. Универсальным (родовым) понятием в ряду названных терминов выступает, конечно, "человек", объединяющий в себе различные начала – телесное и духовное, осуществляющий себя в жизнедеятельности на разных ее уровнях. Говоря об индивиде, имеется в виду как раз телесная оболочка человека, его соматические свойства (например, в подходе Б.Г.Ананьева).

Личность  же может быть понята как более  высокий уровень психологической  организации человека, включающий (в  преобразованном виде) характеристики человека как субъекта жизнедеятельности, а также, помимо этого, и другие признаки. Прежде всего, это относится к тем свойствам личности, наличие которых позволяет говорить о ней как об оценочной категории. Это наличие осознанного нравственного идеала и, соответственно, те формы активности, которые свойственны человеку в связи со стремлением достичь соответствия идеалу, т.е. формы нравственного самоопределения.

А. В. Петровский говорит о существовании  у человека потребности быть личностью. Потребность индивида быть личностью  стано¬вится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференцированной оценки себя как личности, человек в дея¬тельности полагает себя в общность как необходимое условие ее существования.

19) Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной  психологии

 

Принцип детерминизма в его диалектико-материалистическом понимании всегда был связан с  решением основного вопроса философии, доказывая первичность бытия, вторичность  сознания, отстаивая в борьбе с  идеализмом детерминированность всех явлений материального мира, включая материалистическое объяснение истории. Одновременно в противоположность всем формам механистического материализма он выявил диалектику и разнообразие причинно-следственных зависимостей, открывая путь конкретным наукам для исследования различных типов детерминации на различных уровнях бытия.

Анализирую развитие принципа детерминизма, можно выделить ряд эпох:

  • Предмеханистический детерминизм (Аристотель, Августин) – античность-XVII века;
  • Механистический (Декарт, Спиноза, Гартли, Дидро) – XVII-XIX века. Вульгарный материализм;
  • Биологический  (Ч. Дарвин, К. Бернар, Ф. Гальтон). Вероятностный детерминизм;
  • Психологический (В.Вундт, Гельмгольц, Сеченов, Кюльпе). Структурализм, функционализм;
  • Макросоциальный (Штейнтайль, Лазарус);
  • Микросоциальный.

20) . Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.

Системный взгляд на детерминацию психики и  поведения человека может быть выражен  следующими положениями:

  • возможность возникновения и существования любого психического явления определяется различными обстоятельствами (детерминантами), которые могут выполнять функции причины, следствия, внешних и внутренних факторов, условий, предпосылок и опосредствующих звеньев;
  • указанные типы детерминант взаимосвязаны, образуют систему;
  • соотношение между детерминантами подвижно; то, что в одних случаях является предпосылкой, в других может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном; конкретный состав и структура системной детерминации зависят от текущих обстоятельств жизни человека;
  • движение или смена детерминант носят закономерный характер и являются необходимым условием развития субъекта (его психики, поведения);
  • включаясь в систему объективных связей и отношений действительности, то или иное психическое явление (форма активности субъекта) само выступает в роли важнейшей детерминанты жизненных процессов - как природных, так и социальных.

Данная  концепция противостоит представлениям линейного детерминизма, позволяя более дифференцированно подойти к решению ряда фундаментальных проблем психологии и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: их динамичность, нелинейность и опосредствованность.

21) Принцип историзма, заключается в объяснении особенностей и закономерностей развития психики человека при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития.

Принцип детерминизма в его диалектико-материалистическом понимании всегда был связан с  решением основного вопроса философии, доказывая первичность бытия, вторичность сознания, отстаивая в борьбе с идеализмом детерминированность всех явлений материального мира, включая материалистическое объяснение истории. Одновр. в противоположность всем формам механистич. материализма он выявил диалектику и разнообразие причинно-следственных зависимостей, открывая путь конкретным наукам для исследования различных типов детерминации на различных уровнях бытия. В 40-х г. период в философско-психологической литературе имели место две тенденции – 1. гносеологизация психических явлений, 2. физиологизация, служившая цели доказательства материальности психики посредством ее отождествления с деятельностью мозга. Одновременно с этим философская интерпретация соотношения психического и физиологического как субъективного и объективного уже философски закрепляла и оправдывала физиологизацию психологии.

22) принцип единства сознания и деятельности. 

 

Принцип единства сознания и деятельности —  основополагающий принцип деятельностного  подхода в психологии, сформулирован  С. Л. Рубинштейном в следующей форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

23 Принцип отражения.

Утверждение, что  сознание есть субъективное отражение  объективного мира. Признание необходимости  для психологов изучать психику, сознание не как нечто самодовлеющее  и развивающееся по собственным имманентным законам, а как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является. Среди всех неожиданных идей, которые можно найти в науке, нет ни одной более непредсказуемой, более иррациональной, и в то же время более глубокой и захватывающей, чем концепция восприятия реальности как проекции внутренних свойств человека.

24 Принцип активности. 

Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.

Вместе с тем  активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.

25.Принцип развития в психологии. Принцип развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Психологические теории используют при этом представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Более широкое понимание предполагает принцип развития, используемый как методологическая опора в рамках любой теории, где обсуждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В отечественной психологии разработана концепция ведущей деятельности, в рамках которой в онтогенезе происходит становление основных новообразований психического развития. В некоторых зарубежных теориях продолжает проявляться «конечная» причина, предуготавливающая движение психического развития к некоторому финальному состоянию. Таким конечным состоянием в эпигенетической концепции Эрик Эриксона выступает этап индивидуальности, в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже — стадия операционального интеллекта (формальное завершение структуры группировок) .

Но  принцип развития реализуется и в исследованиях психики взрослого человека, в частности на уровне микрогенетического анализа. Выделение микроэтапов в развертывании психических процессов реализует подход, раскрывающий функциональное становление, т. е. их актуалгенез.

26.Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.

Термином "системный  подход" обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.. Системный подход применяется ко множествам объектов, отдельным объектам и компонентам объектов.Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социального, что в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возм-ти построения «единой психологической теории». Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъе-зм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

27.Проблема  предмета и методов психологического  исследования

Предметом исследования является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (взгляд на него с определенной точки зрения), определяет специфику науки. Предметом психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления любого объекта психологического изучения, то есть психика человека (в индивидуальном и общественном отношениях) и животных. По форме это могут быть психические процессы, состояния, свойства, конструкты как по отдельности, так и в различных совокупностях, дающих основание рассматривать человека на разных уровнях его психической организации. Каждая из этих ипостасей человека становится, в свою очередь, предметом конкретного психологического исследования. Таким образом, любая психическая реальность, свойственная данному объекту, может стать предметом исследования психол.Однако иногда встречаются и другие мнения. В частности, что психика является не предметом, а объектом психологии.Видимо, различ. во взглядах на объект и предмет исследования психологии связаны с динамичностью этих категорий, обусловленной рядом факторов, наиболее существенным из которых следует признать структурированность и многоуровневость объектов реальности, т.е. наличие в их составе связанных между собой определенным образом частей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"