Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билеты (ответы) психология.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Билеты.

 

1 билет.

  1. Объект психологии управления.

Объектом  психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Основные принципы психологии:

единство личности и деятельности - обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности;

социальная  обусловленность психики человека. Нельзя, например, понять свойства личности работника, не сопоставив их с социальными условиями формирования.

Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но, также как и в и социальной психологии и социологии, малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп.

Теория и  психология управления являются областью научного знания о законах и закономерностях  взаимодействия людей, включенных в  различные группы и организации. Знания о психологических особенностях поведения человека, взаимодействии и деятельности являются необходимым компонентом как общей, так и профессиональной культуры личности специалиста любого профиля. Психология управления изучает и рассматривает проблемы, во-первых, личности руководителя, ее развитие и совершенствование, в частности, те качества личности, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность, изучается и  моделируется личность "сильного руководителя". Изучается и практически формируется проекция черт личности руководителя на личность подчиненных. Психология управления не только сравнивает, анализирует факты и особенности личности руководителя, а также позволяет изучающему целенаправленно развивать в себе качества эффективного управляющего, лидера.

Во-вторых, изучаются  формы и способы организации  управленческой деятельности с точки  зрения ее эффективности.

В-третьих, изучается  коммуникативная составляющая управленческой деятельности. Психология управления освещает психологическую проблематику связи управления и общения, коммуникативной культуры и умений управляющего, в том числе ведения переговоров, публичного, социального общения, речи и многого другого.

В-четвертых, изучаются  конфликты в организации, их роль в управлении и способы разрешения.

В-пятых, изучается  динамика развития группы. Руководитель управляет динамикой развития группы и оптимизирует групповые отношения через конфликтное взаимодействие.

 

2) Общение.  Потребность в общении (по Э.Берну) 

Выделяется несколько видов голода на общение:  
1. Голод на стимуляцию развивается при отсутствии раздражителей, необходимых для общения, т.е. в ситуации полного одиночества. У младенцев, лишенных необходимого контакта с людьми в условиях детских домов, наступают необратимые изменения в психике, которые в последующем мешают человеку приспособиться к социальной жизни. Взрослый человек, не имеющий специальной подготовки, в условиях одиночества гибнет на 5-10-й день.  
Но удовлетворение голода только на стимуляцию не может сделать общение полноценным. Так, попав в командировку в многомиллионный город или на отдых, на многолюдный курорт, мы можем испытать острое чувство одиночества, если не сможем удовлетворить еще один вид коммуникативного голода.  
2. Это голод на узнавание. Вот почему мы на новом месте стараемся обзавестись новыми знакомыми и приятелями, чтобы потом узнавать их! Вот почему мы с радостью встречаем в чужом городе человека, с которым по месту жительства мы не поддерживали особых отношений! Но и этого еще мало.  
3. Необходимо ликвидировать еще и голод на удовлетворение. Он развивается тогда, когда человек вынужден общаться с людьми, которые его не интересуют глубоко, а само общение носит формальный характер. Вроде бы общался.  
4. Затем необходимо удовлетворить голод на события. Даже если вокруг глубоко симпатичные тебе люди, но не происходит ничего нового, одни и те же события повторяются в той же последовательности, развивается скука. Так, нам надоедает пластинка, которую еще недавно мы слушали с большим удовольствием. Вот почему люди с большим наслаждением сплетничают, когда вдруг становится известна какая-нибудь скандальная история с их добрым знакомым. Это сразу освежает общение. Скучную канву любого застолья освежает хороший скандал, драка или сексуальный инцидент, который может возникнуть во второй стадии праздника, когда в связи с нарушениями восприятия могут возникнуть ложные узнавания. Человек вместо того, чтобы ухаживать за сексуальным партнером, с которым он пришел на вечеринку, начинает оказывать недвусмысленные знаки внимания сексуальному партнеру соседа, искренне считая, что имеет дело со своим.  
5. Существует еще голод на достижение. Необходимо добиться какого-то результата, к которому ты стремился, овладеть каким-то навыком. Человек радуется, когда у него вдруг начинает хорошо получаться то, что он делает. Но и этого мало.  
 
 
6. Необходимо удовлетворить и голод на признание. Так, спортсмен выступает на соревнованиях, хотя на тренировках уже показывал рекордные результаты, писатель старается опубликовать написанную книгу, а ученый - защитить уже подготовленную диссертацию. И здесь дело не только в материальном вознаграждении. Мы все это делаем для того, чтобы удовлетворить голод на признание. Многие спортсмены отказываются иногда от довольно большого количества денег, если условием их получения является уступка более слабому противнику на соревнованиях.  
7. Выделяется еще структурный голод. Мы едим не просто продукты, а готовим из них какие-то блюда и можем остаться неудовлетворенными, если давно не ели борща или не пили компота. Мы обмениваемся приветствиями (ритуалы), работаем (процедуры), ведем на перерывах разговоры (развлечения), любим, конфликтуем. Отсутствие некоторых форм общения может привести к структурному голоду. Например, если человек только работает и совсем не развлекается. 

 

2 билет.

  1. Предмет психологии управления

Слово психология в переводе с древнегреческого означает «psyhe» - душа, «logos» - наука, учение, т.е. - «наука о душе».

Предметом психологии управления является продуцирование 
психологических     знаний, применяемых     при     решении     проблем управленческой деятельности.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации  предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации - такие отношения и называются управленческими.

Таким образом, предмет  психологии управления — это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности, таких как психологические факторы эффективной деятельности менеджеров, психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений, психологические проблемы лидерства, проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и других.

 

2) Общение.  Трансактный анализ Э.Берна 

 

3 билет

  1. Психологические закономерности управленческой деятельности (Закон неопределенности отклика; Закон неадекватности отображения человека человеком)

1. Закон неопределенности  отклика. Другая его формулировка  – закон зависимости восприятия  людьми внешних воздействий от  различия их психологических структур. Разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат – к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

2. Закон неадекватности  отображения человека человеком.  Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.

Таким образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

 

  1. Методы исследования в психологии (наблюдение и эксперимент)

Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность.

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

На  основе наблюдения делаются выводы о  тех или иных психических процессах. Виды наблюдения:

- сплошное,  наблюдение,  когда фиксируются  все  особенности  и 
проявления   психической   деятельности   человека   в   течение   какого-то 
определенного периода;

- выборочное, наблюдение, при котором обращается внимание только 
на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное 
отношение к изучаемому вопросу.

При использовании  метода наблюдения необходимо соблюдать следующие требования:

предварительно  намечать программу наблюдения с  выделением 
наиболее важных объектов и этапов наблюдения;

проводимые наблюдения не должны влиять на естественный 
ход изучаемого явления;

3) наблюдения    одного    и    того    же    психического    явления 
целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения 
является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая 
с другими;

4) наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности 
- систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, т.е. повторные 
наблюдения     учитывали     сведения,      полученные     при     предыдущих 
наблюдениях. Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т.д.).

В психологии используются специально организуемые эксперименты.

Психологический эксперимент - это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.

Эксперимент может  проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный  эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического   моделирования   этой   деятельности,   что   позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно.

Естественный  эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. В нем человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего, забывая, что он является объектом исследования.

В практической психологии находит свое применение формирующий (обучающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития. Методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т.д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

 

4 билет

  1. Психологические закономерности управленческой деятельности (Закон расщепления смысла управленческой информации; Закон компенсации и самосохранения)

1. Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой – различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит

2. Закон самосохранения. Его смысл состоит в том,  что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.

3. Закон компенсации.  При высоком уровне стимулов  к данной работе или высоких  требованиях среды к человеку  нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"