Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билеты (ответы) психология.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Проводя исследования с использованием метода свободных  ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности.

Фрейда часто  называют «отцом психоанализа». Введенное  Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое»  рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности.

Альфред А́длер (1870 - 1937)— австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии, которая фактически представляет собой вариант фрейдизма. В основе индивидуальной психологии Адлера лежит понятие компенсации, выдвинутое им в качестве психологического аналога свойств, характеризующих биологическое приспособление живых существ. По Адлеру, человек - биологически самое неприспособленное существо: ребенок начинает свою духовную жизнь с осознания (благодаря столкновению с внешним миром) слабости своего организма, что ведет к развитию "чувства (комплекса) неполноценности", которое закрепляется затем под воздействием ближайшего окружения в семье, потом в школе и, наконец, в обществе. В течение всей жизни человек стремится преодолеть свою неполноценность. Это стремление и есть компенсация. Успех "индивидуальной психологии" в Западной Европе и Америке объясняется идеологическим содержанием ее как "естественнонаучной" основы идеологии буржуазного индивидуализма.

 

2) Внутриличностный  конфликт. Причины возникновения.

Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутриличностные  конфликты, связанные с работой  в организации, могут принимать  различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время - произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Внутренние  причины внутриличностного  конфликта коренятся  в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие: противоречие между потребностью и социальной нормой; противоречие мотивов, интересов и потребностей; противоречие социальных ролей; противоречие социальных ценностей и норм. Различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными и должны приобрести глубокий личностный смысл.

Внешние причины внутриличностного  конфликта могут  быть обусловлены: положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе( их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов –выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт: физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей; отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; биологические ограничения; социальные условия.

На  уровне организации  внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации; противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда; противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями; противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения.; противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой; противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации.; противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности.; противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.

Внешние причины внутриличностного  конфликта, обусловленные  положением личности в обществе (характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни), субъективной неразрешимости ситуации.

 

8 билет

  1. Теория социального научения (Д.А. Келли, К. Роджерс)

Теория социального  научения — когнитивная теория личности второй половины XX в., разработанная американским психологом Роттером. Согласно теории социального научения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий поведенческий потенциал, ожидание, подкрепление, ценность подкрепления, психологическая ситуация, локус контроля. В целом в теории социального научения подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Джордж Александр  Келли (1905 —1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов. Основная работа «Психология личностных конструктов» Келли вышла в 1955 году. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». То, какие конструкты выделяет человек, характеризует человека и потому представляет интерес для терапии.

Карл Рэ́нсом  Ро́джерс (1902 —1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической  психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy).

Одним из важных положений теории К. Роджерса является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром  которого является он сам. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

 

2) Внутриличностный  конфликт, его показатели

Внутриличностный  конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов, острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:

особенность структуры  конфликта: отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

специфичность форм протекания и проявления: протекает  в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные  конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся противоречивыми позициями сторон, противоположными мотивами, целями и интересами сторон, противоположными средствами достижения целей в данных условиях, отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

 

9 билет

  1. Теория социального научения (Э.Фромм, К.Хорни)

Теория  социального научения — когнитивная теория личности второй половины XX в., разработанная американским психологом Роттером. Согласно теории социального научения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий поведенческий потенциал, ожидание, подкрепление, ценность подкрепления, психологическая ситуация, локус контроля. В целом в теории социального научения подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Э́рих Фромм (1900—1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателейнеофрейдизма и фрейдомарксизма. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается  человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер, в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"