Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билеты (ответы) психология.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Методы исследования в психологии (методы опроса)

Беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Она должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда требований:

- необходимо  заранее определить содержание  беседы;

- продумать  план выяснения намеченного круга вопросов;

- важно  обеспечить хороший контакт с  человеком (устранить, если 
есть напряженность, настороженность, настороженность или неискренность);

- задаваемые  вопросы должны быть понятными  и продуманными;

- во время беседы надо наблюдать за поведением человека и 
сопоставлять результаты с полученными ответами;

- не рекомендуется  в процессе беседы делать записи. 
           Интересный материал психологии дает биографический метод, т.е. анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Он доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны.

В последнее  время все большую популярность приобретает метод тестирования (от англ. - задача, проба). Применяя их можно получить относительно количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста:

- тест-опросник   основан   на   системе   заранее   продуманных, 
тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и 
надежности    вопросов,    по    ответам    на    которые    можно    судить    о 
психологических качествах  испытуемых;

- тест-задание  предполагает  оценку  психологии  и   поведения 
человека на базе того, что он делает. В них предлагается серия специальных 
заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и 
степени развития у него изучаемого качества;

- проективные  тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим людям. О психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает

 

5 билет

  1. Понятие «личность», ее характеристика

Термин "личность" используется для описания комплекса  качеств, отражающих умения, знания человека, его индивидуальные черты, физические параметры. То или иное влияние на личность оказывает любое из множества его свойств, качеств. Менеджер должен наиболее остро чувствовать, на какое из свойств личности надо повлиять, чтобы интересы личности наилучшим образом способствовали стремлению скорейшего достижения производственной задачи как личной так и коллективной.

Сущность конкретной личности включает в себя отношение к людям, основные качества, мировоззрение, многие личные и внешние воздействия, влияющие на ее поведенческие стереотипы. Первичное мощное воздействие на личность оказывают физиологические (или биологические) качества: пол, возраст, национальность, рост, вес, телосложение и др. Например, человеку высокого роста быстрее отдается предпочтение в лидерских способностях, чем человеку малого роста. Уровень умственного развития, который в основном относится к наследственным факторам, является качеством несколько иного свойства. Однако только физиологические характеристики не являются основными при оценке способности работника. Они играют решающую роль в том случае, если есть ограничения по физическим параметрам. Характеристику личности определяют, главным образом, не физиологические, а ее социальные и психологические черты.

Личность каждого  человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.

Личность - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность

В структуру  личности включаются:

- способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности;

- темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства;

- характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей;

- волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей;

- эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности;

- социальные установки - убеждения и отношения людей.

В структуре  личности выделяют три иерархических уровня, сразу подчеркнув, что границы между ними достаточно условны:

1) уровень ядерных  структур личности, тот психологический  скелет, или каркас, на который  впоследствии наслаивается, нанизывается  все остальное;

2) уровень отношения  личности с миром, взятые с их содержательной стороны, по сути то, что обозначается понятием «внутренний мир человека» (к нему мы относим эмоциональную, волевую и мотивационную сферы личности);

3) это экспрессивно-инструментальные  структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку (здесь мы можем выделить такие составные, как темперамент, характер, способности человека).

 

2) Психология  управления как наука.

Психология  управления – наука, которая продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций. Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источниками психологии управления являются практика управления, теоретические разработки психологической науки и социологии организаций. Психология управления обобщает и систематизирует огромное количество фактов, статистического и экспериментального материала, полученных в области человеческих измерений и управления.

Психологию  управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п. Человек и его психика (поведение, общение, деятельность, личность, сознания и пр.) являются предметом психологии  и, одновременно, отражаются в психологии управления. Поэтому психология управления - отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические явления, реализуемые в системах управления и в процессах взаимоотношений и взаимодействий между людьми.

Но, в отличие  от общей психологии, в которой  основной проблемой является проблема личности, в психологии управления личность рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но, также как и в и социальной психологии и социологии, малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп.

Теория и  психология управления являются областью научного знания о законах и закономерностях  взаимодействия людей, включенных в различные группы и организации. Знания о психологических особенностях поведения человека, взаимодействии и деятельности являются необходимым компонентом как общей, так и профессиональной культуры личности специалиста любого профиля. Психология управления изучает и рассматривает проблемы, во-первых, личности руководителя, ее развитие и совершенствование, в частности, те качества личности, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность, изучается и  моделируется личность "сильного руководителя". Изучается и практически формируется проекция черт личности руководителя на личность подчиненных. Психология управления не только сравнивает, анализирует факты и особенности личности руководителя, а также позволяет изучающему целенаправленно развивать в себе качества эффективного управляющего, лидера.

Во-вторых, изучаются  формы и способы организации  управленческой деятельности с точки  зрения ее эффективности.

В-третьих, изучается  коммуникативная составляющая управленческой деятельности. Психология управления освещает психологическую проблематику связи управления и общения, коммуникативной культуры и умений управляющего, в том числе ведения переговоров, публичного, социального общения, речи и многого другого.

В-четвертых, изучаются  конфликты в организации, их роль в управлении и способы разрешения.

В-пятых, изучается  динамика развития группы. Руководитель управляет динамикой развития группы и оптимизирует групповые отношения через конфликтное взаимодействие.

 

6 билет

  1. Понятие «индивид» и «индивидуальность», их характеристика

Индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

 

2)Межличностные  конфликты, основные факторы

Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

В организациях данный тип  конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Основных причин конфликтов в организациях:

- распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными;

- взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

Например, директор книготоргового предприятия может объяснить низкий уровень продажи книжной и полиграфической продукции пассивностью в работе маркетинговой службы предприятия. Руководитель маркетинговой службы может в свою очередь винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение.

Несколько инженеров, занятых  разработкой одного изделия, могут  обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты  более высокой квалификации могут  быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту;

- различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других;

- различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее;

- неудовлетворительные  коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами;

- различия в  психологических особенностях - еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию «слаженных команд».

 

7 билет

  1. Психологические школы изучения личности (психоанализ Э. Фрейд и А.Адлер)

Зи́гмунд  Фрейд (1856 – 1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных исознательных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"