Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билеты (ответы) психология.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Ка́рен  Хо́рни (1885 —1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

 

2) Динамика  конфликта. Этапы конфликта

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Динамика  конфликта включает в себя понятия этапов конфликта и его фаз. Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

  • предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).
  • инцидент
  • эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие
  • сбалансированное противодействие
  • завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта
  • послеконфликтная стадия

Конфликтная ситуация - это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворенностью (персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия) и социальной (или психической) напряженностью.

Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

Инцидент  может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности.

Инцидент  может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент  демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидент, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

Конфликтогены это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта. Можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах.

Эскалация конфликта – это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной  с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

Причины остановки эскалации: одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии; первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу; одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом; одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом; наступает мертвая точка в противостоянии.

Этап  баланса сил или  мертвая точка (тупик) конфликта –  это равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой (ложной) победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка - это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте: провал тактики противостояния; истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время); потеря социальной поддержки.

Завершение  конфликта. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия. Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (осуществление действий, направленных на завершение столкновения).

В зависимости от вида конфликта его  решением могут заниматься разные службы: руководство организации, администрация предприятия, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком и другие общественные организации, отдельные лица, милиция, суд, арбитраж, органы власти, стороны, участвующие в конфликте (тогда речь идет о саморегулировании).

Послеконфликтная  стадия состоит из 2 фаз:

частичная нормализация отношений  характеризуется  наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

полная  нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

На  этом этапе наступает  пора подведения итогов, оценки результатов  достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.

 

10 билет

  1. Структура личности. Черты личности

Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Под структурой личности понимают определенную совокупность врожденных и социальных качеств конкретной личности, характеризующую ее социальную направленность, уровень подготовленности, особенности психических процессов, темперамента, характера. Черта личности - внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия специфических потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу только ей присущих склонностей (установок, привычек), стилевых особенностей поведения (стилевые черты).

Комплексный анализ стойких и психических свойств (черт личности) целесообразно выполнять  исходя из концепции динамической функциональной структуры личности по Платонову К.К. (табл. 3.1).

Таблица 3.1 – Структура личности

№ п/п

Подструктуры

Группировки черт личности

1

Социальные  свойства личности

Направленность - влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, моральные качества, мировоззренческие установки

2

Уровень подготовленности личности

Знания, умения, навыки, привычки, способности и др.

3

Особенность психических  процессов личности

Эмоции, ощущения, чувства, аффективность, воля, память, эмоциональная стабильность, нестабильность, импульсивность, эмпатий-ность, истероидность и др.

4

Врожденные  свойства личности

Темперамент, художественный или мыслительный тип высшей нервной  деятельности, интро-и экстраверсия


Концепция динамической функциональной структуры личности предполагает изучение индивидуальных свойств человека на основе социологического и психологического аспектов. Социологический подход отражен в первой подструктуре (табл. 1), наиболее существенной для индивида и содержащей такие важные для него черты, как желания, интересы, идеалы, моральные качества и др.

Практическая  деятельность менеджера требует  от него определенной автономности, самостоятельности, способности отстаивать свою точку зрения. Личная независимость любого индивида, а также и менеджера в существенной мере зависят от его мышления, волевых качеств, способностей к правильной самооценке и самоконтролю.

Все эти качества в значительной мере формируются  на основе особенностей социальной подструктуры, среди которых выделяют моральные ценности, мировоззренческие позиции, идеалы личности. Именно на их основе, в конечном итоге, формируется жизненная позиция личности, определяющая ее поведение в малой группе, коллективе, обществе.

По мере учета  индивидуальных качеств личности, сосредоточенных  во второй, третьей и особенно четвертой подструктурах, на социальное поведение индивида все большее воздействие оказывают его психологические свойства. Во второй подструктуре уже заметно появление врожденных качеств, влияющих на социальный опыт: знания, привычки, навыки и умения. Еще больше усиливается это влияние в третьей подструктуре, содержащей черты личности, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности.

И, наконец, сильнейшее воздействие на деятельность человека в малой группе, коллективе, обществе оказывают такие его врожденные качества, как темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.

 

2) Динамика  конфликта. Инцидент и конфликтогены.

Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт..

Инцидент информационный событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент – это деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может  быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности.

Инцидент может  быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует  участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидент, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"