Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
У отличников и
некоторых хорошо успевающих детей
складывается завышенная самооценка.
У неуспевающих и крайне слабых учеников
систематические неудачи и
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.
17 Психологические новообразования подросткового периода развития.
Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания
(формирование "Я-концепции" система
внутренне согласованных предст
4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
5. Трудности
роста, половое созревание, сексуальные
переживания, интерес к
6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
7. Заметное развитие волевых качеств.
8. Потребность
в самоутверждении, в
Направленность личности:
- гуманистическая
направленность - отношение подростка
к себе и обществу
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная
направленность - он сам никакой
ценности не представляет для
себя. Его отношение к обществу
можно назвать условно
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
18 Психологическое содержание кризиса 3 лет.
У реб возникает желание целеполагать и быть целеустремленным.
Симптомы:
1 пояс
1 Негативизм- реакция реб на решение взр. Происходит сдвиг мотивировки. Я не хочу, т к этого хочет мама.
2 Упрямство-реакция
реб на собств решение. Реб
настаивает потому, что это его
собствен решение,
3 Строптивость—генерализов
реакция на дом порядки,
4 Своеволие-желание эмансипир от взр, самостоят гулять, делать свои дела.
2 пояс
5 Взр не авторитет и вызыв обратную реакцию
6 Протест, бунт-постоянная
готовность реб к ссоре,
7 Деспотизм (где реб один), ревность (в семье, где много детей)- капризы, желание немедл удовлетв своих потребностей.
8 гипобулич припадки- крик,
наруш дыхания, судорожная
Взрослому надо быть последовательным, спокойным, предоставить реб активность. Новообразов- гордость за свои достижения. Противоречие-рождение Я и нет способов это Я проявить.
19 Старость как социальная и психологическая проблема.
Социальное: выход на пенсию, резкое сокращение доходов, изменение социального статуса и условий жизни
Психологические : стрессы, характ отношения к человеку, есть ли семья интересы, переживания эмоц стрессов, заболевание.
Биологические: генетические, продолжительность жизни определена, глубокие физиологические изменения, отмирают клетки в ЦНС, заболевания.
20 Критерии выделения
расстройств в детском и
Лебединский:6 видов
1)Недоразвитие. Основная причина - умственная отсталость в основе которой обширное поражение НС. Это необра тимый процесс, проявляю щийся в раннем детстве. Причины:а)генетическая б)повреждение в прената льном периоде. Недоразвитие определя ется по уровню IQ. В 5-6 л. когда созревает мозг реб. 4уровня недоразвития (F7)
1)дебильность IQ снижено до70%. Это человек уме лый, N развитие памяти, моторики, сохраняются элементарные функции. Снижена способность к обучению (нет абстрактного мышления, но могут читать-писать), вырабатываются практические навыки, хорошо делают по образцу, самообслуживание
2)имбецильность IQ от49 до35%. Могут писать печатными буквами, резко сужен словарный запас, способны к самообслуживанию, долго вырабатываются элементарные практические навыки, способны кстанавливать стойкие эмоциональные привязанности клюдям, ухаживающим за ними.
3)Тяжёлая умств отстал IQ 34-20%, письменной речи нет, мб элементарные речевые навыки, N дви гается, ест, не может самостоятельно сущест вовать. Элем навыки по типу дрессуры. Мб стойкие привязанности.
4)Глубокая умств отстал IQ ниже20%, речь отсутствует мб отдельные слово сочетания, требует постоянного ухода.
2)Задержанное развитие – замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер(ЗПР)
Классификация в зави симости от фактора:
1.Генетический(бол Дауна)
2.Органо-церебральный- мозаичное наруш ЦНС (ММД)
3.Соматогенный – тяжёлое
соматическое заболевание
4.Психогенное – физи ческая, педагогическая запущенность, жестокое обращение с детьми, послеродовые депрессии у матери
3)Повреждённое развитие Вредные факторы, действующие на ребёнка в возрасте 2-3л. (ЧМТ, нейроинфекция, опухоль ГМ) происходит недоразвитие онтогенетически более молодых функций.
4)Дефицитарное развитие при недоразвитии или повреждении анализатора. Мозг не развивается, замещение других систем. Это корректируемо и не приводит к отсталости.
5)Искажёное развитие Наследственные заболевания, шизофрения, аутизм.
6)Дисгармоничноеразвитие Врождённая диспропорция в развитии ЦНС, мозговых структур.
Ретартация
Акселерация
Критерии:
1.Наличие клинических психопатологических синдромов
2.Характер развития, его оценка
3.Уровень интеллекта
4.Соматическое состояние
5.Сопутствеющая
аномальная психосоциальная
6.Общая оценка нарушений.
21 ЗПР, причины их вызывающие.
ЗПР-синдромы временного отставания развития психики /отдельных функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. М б обратима.
Причины: констуциональные фактор, хрон соматич заболеван, органическая недост НС
Певзнер, Власова: 2 формы ЗПР:
1 ЗПР, обуслов
психич и психофизич
2 ЗПР на ранних
этапах развития реб,
4 варианта ЗПР:
1 констуц происхожд
- инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, эмоц сфера наход на более раннем уровне развития. Гармонич психофизич инфантилизм- некоторое запаздыв темпа физич и психич темпа развития личности, выраж в незрелости эмоц-волев сферы, влияющей на поведение реб и его соц адаптацию.- неутомим в игре, быстро устал на практич занятиях, быстро надоедают однообраз занятия, где нужно удерживать внимание продолжит время, слабая способность к умств напряжению, повышенная подражательность, внушаемость, несамостоятельность, некритичность к своему поведению. Дисгармонич психич инфантилизм- м б связан с эндокрин заболев, недост выработка гормонов. Медлительность, быстро устают, работоспособ неровная, снижение памяти, наруш концентрации внимания, неуклюжи, неповоротливы.
2 соматогенного происх
-эмоцион незрелость,
которая обусловлена длит, хронич
заболев, врожд и приобрет
3 психогенного происх
-связ с неправильными условиями воспитания, в семье , где 1 реб и несколько взр. Реб учится неровно, т к не приучен трудится, адаптация затруднена. Особо выделяют детей с микросоциальной запущенностью- недостат уровень знаний, умений, навыков на фоне N НС, вследствие длит нахождения в условиях дефицита информации.
4 церебрально-органич
-органич поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Связана с более поздними поражениями мозга. Стойкие формы задержки психич развития, расстр познават деятельности, обусловл наруш работоспособ, часто наблюд недостат сформиров отдельных корковых и подкорковых структур.
Дети с ЗПР характер более высокой обучаемостью, лучше используют помощь и переносят показан способ действия на аналог задание, всегда пытаются понять прочитанное- отлич от умств отсталых.
22 Синдром
дефицита внимания и
Становиться очевидным в 3 г, но чаще его диагностируют, когда реб идет в школу, где требуется структурированное поведение. По данным 90-х гг чаще у мальчиков-первенцев, у девочек-редкость. Существует 2 типа развития, которые м привести :
1 Дети чувствит
к раздражителям, легко
2 Чрезвычайно активные, активные в кроватке, сон непродолжителен, мало спят, м не сформироваться ночной сон (вместо 5-6, 4,2 часа), дневной сон тоже сокращен, легко отвлек, плохо сосут.
Признаки (для DS надо 8):
Испытывают чувство беспокойства; их трудно заставить усидеть; легко отвлекаются при внешнем раздражителе; не м ждать своей очереди в игре; отвечают не подумав, не дослушав ?; не м подчинять свои действия инструкции; не м длительно поддерживать внимание при задании, игре; частые переходы от одного вида деятельности к другому; не м хранить молчание в игре; очень говорливы много взахлеб; перебивают, мешают другим; не слушают взрослых; теряют вещи, нужные для выполнения задания; характерны опасные виды деятельности.
По мере развития реб м появится вторичные «дефекты», как реакция на реакцию взрослого. Собственно ядерным, прямым следствием ГА- явл эмоциональная лабильность, переменчивость настроения, импульсивность (не м отсрочить получение удовольствия), часто падают, очень раздражительные, взрывчатые. У реб основная проблема- недоразвитость произвольного внимания и как следствие- легко возник психич реакция. Обычно ГА исчезает к пубертату, но 15-20% сохран во взрослой жизни. М приводить к стойкой ЗПР, реб не слушает учителя, неспособен к обучению. Сейчас существ специальные корректир программы, учитыв особенности ЦНС. ГА осложн личностным дефектом (с 9 л), которое предполагает нарушение самооценки- не вызывает особой любви к окружающим, негатив самооценка м привести к чувству собственной неполноценности. Такие дети плохо ориентируются в реальности. Ответная враждебность ведет к асоц поведению или самообвинению, самоуничижению.
Причины: мало изучены, серьез повреждений ЦНС нет. Считается, что ГА определ ММД. Есть некие нарушения в пренатальн, перинат развитии (тяж асфиксии, родовые травмы), ГА м б связана с запаздыв созревания тех отделов ГМ, которые позже развиваются- лобные, теменные доли. Также есть психосоциальные факторы- дети в детских домах ГА, что связано с эмоц депривацией. Как только реб попадает в другую среду- ГА снижает.
Коррекция- невропатолог, программа помощи семье, семейная психотерапия.
23 Эмоциональные
расстройства детского
Фобии – устойчивы предметные страхи дети могут боятся чего угодно
3 модели происхождения фобий: 1психоаналитич подход – З Фрейд (случай Ганса)
2 Бихевиористы о роли различных видов научения – Уотсон (страх белого кролика у маленького Альберта) фобия м.б. сформирована путем научения например подкрепление страха родителями.
3 Когнитивная психология
– сам стимул редко вызывает
особый вид поведения необх
чтобы этот стимул был
Сепарация = страх изоляции у детей излишне опекаемых развивается незрелое зависимое поведение страх ангиляции(быть уничтоженным) или же это дети которые пережили ранние депрессии связанные с временной потерей матери – послеродовая депрессия . Страх перед импульсами, боязнь вести себя осуждающе, страх потерять часть своего тела, появляются трудности в засыпании боли в животе тошнота и проч..
24 Нарушение стереотипов
и пищевого расстройства в
детском и подростковом
Страдающие этим
расстройством стремятся к
Обычно недостаток веса констатируется в том случае, если BMI меньше 17,5. Потеря веса и недостаточное питание приводят к ряду биологических изменений и в дальнейшем- к проблемам со здоровьем. Несмотря на критическое состояние здоровья, многие пациентки, страдающие НА долго не признают у себя расстройства и не хотят лечиться.
Критерии диагноза НА:
1 отказ поддерживать массу
тела на минимальном для