Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

У отличников и  некоторых хорошо успевающих детей  складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в  себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей  адекватной самооценки и чувства  компетентности необходимо создание в  классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

 

17 Психологические  новообразования подросткового  периода развития.

Центральное новообразование  подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как  к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система  внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

4. Критичность  мышления, склонность к рефлексии,  формирование самоанализа.

5. Трудности  роста, половое созревание, сексуальные  переживания, интерес к противоположному  полу.

6. Повышенная  возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

7. Заметное развитие  волевых качеств.

8. Потребность  в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность  личности:

- гуманистическая  направленность - отношение подростка  к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная  направленность - он сам никакой  ценности не представляет для  себя. Его отношение к обществу  можно назвать условно положительным;

- суицидальная  направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

 

18 Психологическое  содержание кризиса 3 лет.

У реб возникает желание  целеполагать и быть целеустремленным.

Симптомы:

1 пояс

1 Негативизм- реакция  реб на решение взр.  Происходит  сдвиг мотивировки. Я не хочу, т к этого хочет мама.

2 Упрямство-реакция  реб на собств решение. Реб  настаивает потому, что это его  собствен решение, демонстрация  верности своему решению.

3 Строптивость—генерализов  реакция на дом порядки, против  режима, норм воспитания.

4 Своеволие-желание  эмансипир от взр, самостоят  гулять, делать свои дела.

2 пояс

5 Взр не авторитет  и вызыв обратную реакцию

6 Протест, бунт-постоянная  готовность реб к ссоре, повышен  раздражит, активность, конфликтность,  агрессивность, жестокость, бранные слова в адрес взр.

7 Деспотизм (где реб  один), ревность (в семье, где много  детей)- капризы, желание немедл  удовлетв своих потребностей.

8 гипобулич припадки- крик, наруш дыхания, судорожная двигат  активность.

Взрослому надо быть последовательным, спокойным, предоставить реб активность. Новообразов- гордость за свои достижения. Противоречие-рождение Я и нет способов это Я проявить.

 

19 Старость как  социальная и психологическая  проблема.

Социальное: выход на пенсию, резкое сокращение доходов, изменение  социального статуса и условий жизни

Психологические : стрессы, характ отношения к человеку, есть ли семья интересы, переживания  эмоц стрессов, заболевание.

Биологические: генетические, продолжительность жизни  определена, глубокие физиологические  изменения, отмирают клетки в ЦНС, заболевания.

 

20 Критерии выделения  расстройств в детском и подростковом  возрасте.

Лебединский:6 видов 

1)Недоразвитие. Основная причина - умственная отсталость в основе которой обширное поражение НС. Это необра тимый процесс, проявляю щийся в раннем детстве. Причины:а)генетическая б)повреждение в прената льном периоде. Недоразвитие определя ется по уровню IQ. В 5-6 л. когда созревает мозг реб. 4уровня недоразвития (F7)

1)дебильность IQ снижено до70%. Это человек уме лый, N развитие памяти, моторики, сохраняются элементарные функции. Снижена способность к обучению (нет абстрактного мышления, но могут читать-писать), вырабатываются практические навыки, хорошо делают по образцу, самообслуживание

2)имбецильность IQ от49 до35%. Могут писать печатными буквами, резко сужен словарный запас, способны к самообслуживанию, долго вырабатываются элементарные практические навыки, способны кстанавливать стойкие эмоциональные привязанности клюдям, ухаживающим за ними.

3)Тяжёлая умств отстал  IQ 34-20%, письменной речи нет, мб элементарные речевые навыки, N дви гается, ест, не может самостоятельно сущест вовать. Элем навыки по типу дрессуры. Мб стойкие привязанности.

4)Глубокая умств отстал  IQ ниже20%, речь отсутствует мб отдельные слово сочетания, требует постоянного ухода.

2)Задержанное  развитие – замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер(ЗПР)

Классификация в зави симости  от фактора:

1.Генетический(бол Дауна)

2.Органо-церебральный- мозаичное  наруш ЦНС (ММД)

3.Соматогенный – тяжёлое  соматическое заболевание ребёнка  в первые12мес жизни

4.Психогенное – физи  ческая, педагогическая запущенность, жестокое обращение с детьми, послеродовые депрессии у матери

3)Повреждённое  развитие Вредные факторы, действующие на ребёнка в возрасте 2-3л. (ЧМТ, нейроинфекция, опухоль ГМ) происходит недоразвитие онтогенетически более молодых функций.

4)Дефицитарное  развитие при недоразвитии или повреждении анализатора. Мозг не развивается, замещение других систем. Это корректируемо и не приводит к отсталости.

5)Искажёное  развитие Наследственные заболевания, шизофрения, аутизм.

6)Дисгармоничноеразвитие Врождённая диспропорция в развитии ЦНС, мозговых структур.

Ретартация

Акселерация

Критерии:

1.Наличие клинических  психопатологических синдромов

2.Характер развития, его оценка

3.Уровень интеллекта

4.Соматическое  состояние

5.Сопутствеющая  аномальная психосоциальная ситуация

6.Общая оценка  нарушений.

 

21 ЗПР,  причины их вызывающие.

ЗПР-синдромы временного отставания развития психики /отдельных  функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. М б обратима.

Причины: констуциональные фактор, хрон соматич заболеван, органическая недост НС

Певзнер, Власова: 2 формы ЗПР:

1 ЗПР, обуслов  психич и психофизич инфантилизмом  (неослож и осложн недоразвитием познават деятельн и речи, где в основ недоразвитие эмоцион-волев сферы)

2 ЗПР на ранних  этапах развития реб, обусловлен  длител астеническими и церебростеничес  состояниями.

4 варианта ЗПР:

1 констуц происхожд

- инфантильный  тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, эмоц сфера наход на более раннем уровне развития. Гармонич психофизич инфантилизм- некоторое запаздыв темпа физич и психич темпа развития личности, выраж в незрелости эмоц-волев сферы, влияющей на поведение реб и его соц адаптацию.- неутомим в игре, быстро устал на практич занятиях, быстро надоедают однообраз занятия, где нужно удерживать внимание продолжит время, слабая способность к умств напряжению, повышенная подражательность, внушаемость, несамостоятельность, некритичность к своему поведению. Дисгармонич психич инфантилизм- м б связан с эндокрин заболев, недост выработка гормонов. Медлительность, быстро устают, работоспособ неровная, снижение памяти, наруш концентрации внимания, неуклюжи, неповоротливы.

2 соматогенного происх

-эмоцион незрелость, которая обусловлена длит, хронич  заболев, врожд и приобрет наруш  соматич, пороки сердца.

3 психогенного происх

-связ с неправильными  условиями воспитания, в семье  , где 1 реб и несколько взр.  Реб учится неровно, т к не  приучен трудится, адаптация затруднена. Особо выделяют детей с микросоциальной запущенностью- недостат уровень знаний, умений, навыков на фоне N НС, вследствие длит нахождения в условиях дефицита информации.

4 церебрально-органич

-органич поражение  ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Связана с более поздними поражениями мозга. Стойкие формы задержки психич развития, расстр познават деятельности, обусловл наруш работоспособ, часто наблюд недостат сформиров отдельных корковых и подкорковых структур.

Дети с ЗПР  характер более высокой обучаемостью, лучше используют помощь и переносят показан способ действия на аналог задание, всегда пытаются понять прочитанное- отлич от умств отсталых.

 

22 Синдром  дефицита внимания и гиперактивности.

Становиться очевидным  в 3 г, но чаще его диагностируют, когда реб идет в школу, где требуется структурированное поведение. По данным 90-х гг чаще у мальчиков-первенцев, у девочек-редкость. Существует 2 типа развития, которые м привести :

1 Дети чувствит  к раздражителям, легко отвлекаемые. Чрезвычайно спокойные, вялые, плохо сосут, легко просыпаются при различных шумах, нарушено пищевое поведение.

2 Чрезвычайно  активные, активные в кроватке, сон  непродолжителен, мало спят, м  не сформироваться ночной сон  (вместо 5-6, 4,2 часа), дневной сон тоже сокращен, легко отвлек, плохо сосут.

Признаки (для DS надо 8):

Испытывают чувство  беспокойства; их трудно заставить  усидеть; легко отвлекаются при  внешнем раздражителе; не м ждать  своей очереди в игре; отвечают не подумав, не дослушав ?; не м подчинять свои действия инструкции; не м длительно поддерживать внимание при задании, игре; частые переходы от одного вида деятельности к другому; не м хранить молчание в игре; очень говорливы много взахлеб; перебивают, мешают другим; не слушают взрослых; теряют вещи, нужные для выполнения задания; характерны опасные виды деятельности.

По мере развития реб м появится вторичные «дефекты», как реакция  на реакцию взрослого. Собственно ядерным, прямым следствием ГА- явл эмоциональная  лабильность, переменчивость настроения, импульсивность (не м отсрочить получение удовольствия), часто падают, очень раздражительные, взрывчатые. У реб основная проблема- недоразвитость произвольного внимания и как следствие- легко возник психич реакция. Обычно ГА исчезает к пубертату, но 15-20% сохран во взрослой жизни. М приводить к стойкой ЗПР, реб не слушает учителя, неспособен к обучению. Сейчас существ специальные корректир программы, учитыв особенности ЦНС. ГА осложн личностным дефектом (с 9 л), которое предполагает нарушение самооценки- не вызывает особой любви к окружающим, негатив самооценка м привести к чувству собственной неполноценности. Такие дети плохо ориентируются в реальности. Ответная враждебность ведет к асоц поведению или самообвинению, самоуничижению.

Причины: мало изучены, серьез повреждений ЦНС нет. Считается, что ГА определ ММД. Есть некие нарушения в пренатальн, перинат развитии (тяж асфиксии, родовые травмы), ГА м б связана с запаздыв созревания тех отделов ГМ, которые позже развиваются- лобные, теменные доли. Также есть психосоциальные факторы- дети в детских домах ГА, что связано с эмоц депривацией. Как только реб попадает в другую среду- ГА снижает.

Коррекция- невропатолог, программа помощи семье, семейная психотерапия.

 

23 Эмоциональные  расстройства детского возраста: страх сепарации, фобии.

Страх сепарации: выделяется вид расстройств, в основе которого повышение уровня тревоги дети демонстрируют  избегающее поведение. Могут возникать  тревожные расстройства при разлуке  с матерью (страх изоляции переходит  в страх сепарации)

Фобии – устойчивы  предметные страхи дети могут боятся чего угодно

3 модели происхождения  фобий: 1психоаналитич подход –  З Фрейд (случай Ганса) 

2 Бихевиористы о роли  различных видов научения –  Уотсон (страх белого кролика  у маленького Альберта) фобия м.б. сформирована путем научения например подкрепление страха родителями.

3 Когнитивная психология  – сам стимул редко вызывает  особый вид поведения необх  чтобы этот стимул был соответствующим  обр интерпретирован с помощью  родит или реб сам додумался.

Сепарация = страх изоляции у детей излишне опекаемых  развивается незрелое зависимое  поведение страх ангиляции(быть уничтоженным) или же это дети которые  пережили ранние депрессии  связанные  с временной потерей матери –  послеродовая депрессия . Страх перед импульсами, боязнь вести себя осуждающе, страх потерять часть своего тела, появляются трудности в засыпании боли в животе тошнота и проч..

 

24 Нарушение стереотипов  и пищевого расстройства в  детском и подростковом возрастах:  нервная анорексия и булимия.

Нервная анорексия

Страдающие этим расстройством стремятся к тому, чтобы стать как можно более  худыми; они одержимы страхом растолстеть, несмотря на то, что весят меньше N . В качестве ориентира для определения N или пониженого веса используют “индекс массы тела” (BMI= [масса тела]/ [рост в метрах]в квадрате)

Обычно недостаток веса констатируется в том случае, если BMI меньше 17,5. Потеря веса и недостаточное питание приводят к ряду биологических изменений и в дальнейшем- к проблемам со здоровьем. Несмотря на критическое состояние здоровья, многие пациентки, страдающие НА долго не признают у себя расстройства и не хотят лечиться.

Критерии диагноза НА:

1 отказ поддерживать массу  тела на минимальном для своего  возраста и роста уровне 

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"