Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

1 Психология как наука.  Специфика научного знания, отрасли  психологии

Психология –наука о душе, о психике. Психика- субъективное отражение объективного мира, носит  активный характер.  Принцип фальсифиц. К Поппера- любое теоритич. предполож. Д. Б. Так сформулиров., чтобы его м. Б. Опровергнуть.

Отрасли:

Фундаментальные (базовые) и  специальные (прикладные).

Специфика:

1 Совпадает объект и  субъект познания, мысль обращается  к собственному субстрату, а  специфика научного знания чел  становится его самосознанием.

2 Психика и душа эмперически  неуловима приходится искать  другие объекты и колсвенно  – через их изучение делать  выводы о закономепрностях психич  реальности

3 Уникальные перактические  следствя, познавая себя чел будет  себя изменять. Психология – наука  познающая и конструирующая человека.

4 Полипредметность – множественность  предмета психологич исследования

 

2 Научная и житейская  психология. Методы психологии. Требования  к тестам.

Методы психологии:

Организац (сравнит, лонгитюд,комплексн.)

Эмпирич-е обсервационные,эксперемент-е, психодиагн-е,биограф,модел-е, ан-з деят-ти

Мет. Обработ. Данных(колич-е  и кач-е) ?

Требования к тестам: надежность, валидность.

Научная

1 Знания обобщающ Хар-р

2 наука б конкретна.

3 способ получ знан.-рационал

4метод получ знан-спец.

5 знания накаплив.

Житейская

1конкрет, ситуативн

2 расплывч, неопредел характер

3 интуиция

4 на собств опыте

5 не накаплив

 

3 Сознание как 1 предмет  научно- психологич явления. Свойства  сознания, поток сознания

1879г- первая  лаболат В Вунда- 1 школа.

 Рене Декарт-метод сомнения, цель работы- поиск истинного знания. Мы сомневаемся в этом нельзя усомниться, Я мыслю, значит существую. Наш опыт есть истинное знание.

 Джон Локк- учение об  идеях и источниках идей. Идея-то, чем занят ум во время мышления. Первоначально доска нашего сознания чиста, потом появл идеи.

2 источника идей:

1 Ощущение- тяжелое, холодное, горячее

2 Наблюдение за деятельностья  нашего собствен ума (рефлексия)- мышление, желание

Вунт к 19в- предмет психологии- сознание (внутренний опыт непосредст данный нам ), выявить элементы из которых состоит сознание- метод интроспекции- чел наблюд за своим собств сознанием, строго по правилам, имеющие многолетний опыт (сознание на элементы, избегать ошибки, стимула)

Элементы:

1 Объективные- ощущения- отражение отдельных свойств предмета. 4 атрибута: интенсивность, качество, протяжен во времени и пространстве

2 Субъективные- простые  чувства- удовольствие-неудовольствие; возбуждение- успокоение; напряжение-разрядка.

Устройство сознания:

  • точка сознания
  • порог внимания
  • периферия
  • порог сознания.

Ясность, отчетливость по мере приближения к периферии  они теряются.

V внимания=8 элементам

Перцепция- ввод каких-то элементов  в сознание

Апперцепция-переход из поля сознания в поле внимания. Активн процессы связыв более крупные ЕД

У Джеймс- предмет психологии- сознание. Основной метод- интроспекция. Поток сознания- сознание наход в  постоянном движении, ни одно ощущение не повторяется одинаковым образом. Однако, не дает объективных результатов, т к опирается только на испытуемого, наблюдение за психич процессом меняет этот процесс.

 

4 Основные понятия  и положения гештальтпсихологии. Примеры гештальтфеноменов, представление  об инсайте.

Гештальт-психология- направление психолог науки, возникшее  в Германии в первой трети 20в и выдвинувшее программу исследования целостных структур психики, несводимых к ее компонентам и первичных по отношению к ним. У истоков стояли Вертгаймер, Коффка, Келер, позднее к ним примкнули Левин, Гольдштейн, Хайдер. Согласно теории, мир состоит из целостных, сложно организованных форм, и человеческое сознание по принципу подобия тоже представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства восприним фигуры не м б адекватно описаны через свойства ее частей. Все псих процессы характериз целостностью, стремлением к интеграции и завершенности. Гештальт- функциональная структура психики, которая согласно присущим ей законам, упорядочивает определен психич материал, придавая ему отчетливую и завершенную форму. Законы: 1 тяготение частей к образованию симметричного целого; 2 выделение в поле восприятия фигуры и фона; 3 Группировка частей целого в направлении максим близости, равновесия и простоты; 4 тенденция каждого психич феномена принять максим определенную, отчетливую и завершенную форму. На положениях гештальт-теории базируется психотерапия.

В. Келер: “инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными  обезьянами. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое  для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии. Средство и цель взаимосвязаны. 1) нет палки - функциональная замена палки (хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) много доступных средств. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Начало ХХ века - феноменология: феномен - явление, которое можно наблюдать и его описание включает его объяснение. В гештальтпсихологии использовался феноменальный метод (описание целостных явлений).

Рубен:  8-угольник, крест на желтом фоне, крест на голубом фоне

Коффка: ряд столбиков , то, что наход в фигуре, белее, чем фон. Фигура всегда активнее фона, она более структурирована, контуры восприним как принадлежность фигуры, а не фона. Вписанный квадрат в квадрат закрашенный- фигура то отдаляется, то приближается. Фи движение- 4 лампочки попеременно загораются, чем меньше времени между их загоранием, тем явственнее они образуют фигуру- круг.

5 Предмет,  методы и задачи психологии  поведения. Объяснит. Схема S-R Исследование обуславливания и научения. Виды научения: классич, оперант.

Основоположник- Уотсон. Психология д заниматься поведением.  Поведение- внешне наблюдаемая активность. Задачи: 1накопление наблюдений за поведением, чтобы м было предсказать реакцию  чел на стимул и наоборот, 2выявить  и описать мах число возмож типов поведенч реакций;3 изучить процесс их образования; 4установ законы их комбинации. Повед явл рез-том научения или заученного репертуара навыков. Методы: наблюдение, эксперимент.

3 класса поведенч  явлений: 1)внешние проявления физиологич. Процессов; 2)отдельные движения; 3)действие, направл на достижение цели.

Э. Торндайк (США) изучал поведение животных. Проблемный ящик. Поведение кошки - пробы и ошибки. Теория научения - теория проб и ошибок. Пробы 1) подкрепляются - поведение сохраняется, 2) нет - нет. Закон эффекта. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее научение. Инструментальное научение (= Б. Ф. Скиннер: оперантное обуславливание) выработка определенных средств, инструментов, способов решения конкретной задачи. Сочетание способа поведения и его последствий - ассоциация.

Б. Ф. Скиннер: оперантное обуславливание. Субъект научается оперировать разными способами поведения. Правила оперантного обусловливания: подкрепление(+ или-), в рез-те изменяется вероятность соверш действия в дальнейшем.

 

6 Исследование поведения в необихевиоризме. Понятие промежуточной переменной, латентного научения. Активность и целостность поведение.

Э. Толмен (США): субъект активен. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Эксперимент:3 группы крыс и т-образный лабиринт 1) группа крыс - сразу же подкреплялась; 2) на 3 день; 3) подкрепление - на 7день. 1 группа научалась быстрее, чем остальные. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Под промежуточной переменной понимаются внутренние процессы, опосредующие дей-е S на организм и т о влияющие на внешнее поведение  к ним относ  цели, намерения, и когнит карты. Когнитивная карта - познавательное представление о местности. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Субъект активен, сам определяет свое поведение.

 

7 Неосознаваемые  психические процессы, их классификация  и общая характеристика. Бессознательное  как предмет психологии: определение,  факты, интерпретации. Методы изучения бессознательного.

1 Неосознаваемые механизмы  сознат действ-й(автоматизмы1-е –  врожденные действ-я или формирующ.  На ранних стад онтогенеза  и 2-е - навыки), (установки- Узнадзе  – готовность индивидак совершению  опр. Д-й или к реагированию опр образом м.б. моторные, умств-е и перцептич-е.;стереотипы восприятия; сопровождение(жестикул, мимика).

2 неосознаваемые побудители сознательных  д-й - неосознаваемая мотивация./сноведения ,ошибочные действия, невротические  симпт.

3 Надсознательные процессы – особые явления типа инсайта

Методы изучения бессозн

-М свободных  ассоциаций

- Ассоц-й экспер-т(Юнг)- испытательный комплекс (работа  сопротивления и бессознат) детектор  лжи

- Толкование  сновидений

Анализ ошибок

Психика не ограничивается только состояниями сознания.

Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.

Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).

Словарь по психологии: бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

 

8 Проблема  возникновения и развития психики.  Критерии психического отражения.  Основные стадии развития психики  животных.

1 Панпсихизм- у всего  сущего.

2 биопсихизм- у всего  живого.

3 нейропсихизм- если есть НС, то сущест психика.

4 Антропопсихизм-только  у человека.

Функцион критерии: поисковое поведение, способность  к научению- образование новых  форм поведения.

Позиции Леонтьева: критерий психики- способность организма реагировать на абиотич (не представ угрозы)стимулы- связаны со знаками. Способность реагировать на абиотич стимулы- чувствительность. А на биотические- раздражимость. Когда у живот появляется чувствит, появл знаковая функция. У живот появл новый вид активности, в связи с реакцией на абиотич стимулы.  Академик Северцев выделил 2 вида адаптации к среде :

изменение строен и функц  тела; изменение строен органов, внешне незаметно. Необход психика и  способность к научению.

Стадии развития психики:

1 Элементарная сенсорная

все животные, ЕД психич отражения- ощущение/ отражение  отдельного свойства предмета.

Формы поведения:

1 таксис. Движение  в определ направлении, вызван  воздействием факторов внешней  среды. Явл врожден. В зависимости от фактора выдел виды таксиса: фото-, хемо- и т д таксис=тропизм(движен растений, реакция на биотич стимулы)

2 инстинкт чем более  сложно орган психика, тем туманнее  выраж инстинкты. Инстинкт- врожд  последоват реакций в ответ  на определ стимулы.

Фабри основная идея И.-жесткая слепая форма поведения (например оса-сфекс- обездвижив кузнечика и откладыв личинку ему на спину и закапывает его. Сложная врожден последоват действий у птиц. Кошки- охота у хищников. Мал котенок играет в охоту). Две фазы: поисковая-врожден более жесткая и завершающая- более гибкая, зав от услов и опыта животного.

3 научение(=приобрет реакция)  чем примитивнее животное, тем  хуже научение, но даже они  способны к научению.-парамеции,  инфузории-туфельки.Услов рефлексы  м выработ у жив с НС, но случалось выработать их у дождев червей. Приобрет реакции развиты слабо.

2 перцептивная.

Более высоко организован  позвоночные, членистоногие, насеком, головоногие, моллюски ЕД отражения-целостный  образ предмета. Деятельность этих живот подчин логике целост ситуаций. Например- осьминоги различают форму. Формы поведения: инстинкты, безуслов врожден реакции, но выше уд вес приобрет форм поведения, легко образ условные рефлексы, навыки. Услов рефлекс-1 реакция на 1 стимул. Навык-последоват действий, необязат формир на основе услов рефлексов. Животное м выжить, если имеет способность к прижизненному научению.

Научение:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"