Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
1 Психология как наука. Специфика научного знания, отрасли психологии
Психология –наука о душе, о психике. Психика- субъективное отражение объективного мира, носит активный характер. Принцип фальсифиц. К Поппера- любое теоритич. предполож. Д. Б. Так сформулиров., чтобы его м. Б. Опровергнуть.
Отрасли:
Фундаментальные (базовые) и специальные (прикладные).
Специфика:
1 Совпадает объект и субъект познания, мысль обращается к собственному субстрату, а специфика научного знания чел становится его самосознанием.
2 Психика и душа эмперически
неуловима приходится искать
другие объекты и колсвенно
– через их изучение делать
выводы о закономепрностях
3 Уникальные перактические следствя, познавая себя чел будет себя изменять. Психология – наука познающая и конструирующая человека.
4 Полипредметность –
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Методы психологии:
Организац (сравнит, лонгитюд,комплексн.)
Эмпирич-е обсервационные,
Мет. Обработ. Данных(колич-е и кач-е) ?
Требования к тестам: надежность, валидность.
Научная
1 Знания обобщающ Хар-р
2 наука б конкретна.
3 способ получ знан.-рационал
4метод получ знан-спец.
5 знания накаплив.
Житейская
1конкрет, ситуативн
2 расплывч, неопредел характер
3 интуиция
4 на собств опыте
5 не накаплив
3 Сознание как 1 предмет научно- психологич явления. Свойства сознания, поток сознания
1879г- первая лаболат В Вунда- 1 школа.
Рене Декарт-метод сомнения, цель работы- поиск истинного знания. Мы сомневаемся в этом нельзя усомниться, Я мыслю, значит существую. Наш опыт есть истинное знание.
Джон Локк- учение об
идеях и источниках идей. Идея-то,
чем занят ум во время
2 источника идей:
1 Ощущение- тяжелое, холодное, горячее
2 Наблюдение за деятельностья
нашего собствен ума (
Вунт к 19в- предмет психологии- сознание (внутренний опыт непосредст данный нам ), выявить элементы из которых состоит сознание- метод интроспекции- чел наблюд за своим собств сознанием, строго по правилам, имеющие многолетний опыт (сознание на элементы, избегать ошибки, стимула)
Элементы:
1 Объективные- ощущения- отражение отдельных свойств предмета. 4 атрибута: интенсивность, качество, протяжен во времени и пространстве
2 Субъективные- простые
чувства- удовольствие-
Устройство сознания:
Ясность, отчетливость по мере приближения к периферии они теряются.
V внимания=8 элементам
Перцепция- ввод каких-то элементов в сознание
Апперцепция-переход из поля сознания в поле внимания. Активн процессы связыв более крупные ЕД
У Джеймс- предмет психологии- сознание. Основной метод- интроспекция. Поток сознания- сознание наход в постоянном движении, ни одно ощущение не повторяется одинаковым образом. Однако, не дает объективных результатов, т к опирается только на испытуемого, наблюдение за психич процессом меняет этот процесс.
4 Основные понятия
и положения
Гештальт-психология- направление психолог науки, возникшее в Германии в первой трети 20в и выдвинувшее программу исследования целостных структур психики, несводимых к ее компонентам и первичных по отношению к ним. У истоков стояли Вертгаймер, Коффка, Келер, позднее к ним примкнули Левин, Гольдштейн, Хайдер. Согласно теории, мир состоит из целостных, сложно организованных форм, и человеческое сознание по принципу подобия тоже представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства восприним фигуры не м б адекватно описаны через свойства ее частей. Все псих процессы характериз целостностью, стремлением к интеграции и завершенности. Гештальт- функциональная структура психики, которая согласно присущим ей законам, упорядочивает определен психич материал, придавая ему отчетливую и завершенную форму. Законы: 1 тяготение частей к образованию симметричного целого; 2 выделение в поле восприятия фигуры и фона; 3 Группировка частей целого в направлении максим близости, равновесия и простоты; 4 тенденция каждого психич феномена принять максим определенную, отчетливую и завершенную форму. На положениях гештальт-теории базируется психотерапия.
В. Келер: “инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии. Средство и цель взаимосвязаны. 1) нет палки - функциональная замена палки (хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) много доступных средств. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.
Начало ХХ века - феноменология: феномен - явление, которое можно наблюдать и его описание включает его объяснение. В гештальтпсихологии использовался феноменальный метод (описание целостных явлений).
Рубен: 8-угольник, крест на желтом фоне, крест на голубом фоне
Коффка: ряд столбиков , то, что наход в фигуре, белее, чем фон. Фигура всегда активнее фона, она более структурирована, контуры восприним как принадлежность фигуры, а не фона. Вписанный квадрат в квадрат закрашенный- фигура то отдаляется, то приближается. Фи движение- 4 лампочки попеременно загораются, чем меньше времени между их загоранием, тем явственнее они образуют фигуру- круг.
5 Предмет, методы и задачи психологии поведения. Объяснит. Схема S-R Исследование обуславливания и научения. Виды научения: классич, оперант.
Основоположник- Уотсон. Психология д заниматься поведением. Поведение- внешне наблюдаемая активность. Задачи: 1накопление наблюдений за поведением, чтобы м было предсказать реакцию чел на стимул и наоборот, 2выявить и описать мах число возмож типов поведенч реакций;3 изучить процесс их образования; 4установ законы их комбинации. Повед явл рез-том научения или заученного репертуара навыков. Методы: наблюдение, эксперимент.
3 класса поведенч
явлений: 1)внешние проявления
Э. Торндайк (США) изучал поведение животных. Проблемный ящик. Поведение кошки - пробы и ошибки. Теория научения - теория проб и ошибок. Пробы 1) подкрепляются - поведение сохраняется, 2) нет - нет. Закон эффекта. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее научение. Инструментальное научение (= Б. Ф. Скиннер: оперантное обуславливание) выработка определенных средств, инструментов, способов решения конкретной задачи. Сочетание способа поведения и его последствий - ассоциация.
Б. Ф. Скиннер: оперантное обуславливание. Субъект научается оперировать разными способами поведения. Правила оперантного обусловливания: подкрепление(+ или-), в рез-те изменяется вероятность соверш действия в дальнейшем.
6 Исследование поведения в необихевиоризме. Понятие промежуточной переменной, латентного научения. Активность и целостность поведение.
Э. Толмен (США): субъект активен. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Эксперимент:3 группы крыс и т-образный лабиринт 1) группа крыс - сразу же подкреплялась; 2) на 3 день; 3) подкрепление - на 7день. 1 группа научалась быстрее, чем остальные. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Под промежуточной переменной понимаются внутренние процессы, опосредующие дей-е S на организм и т о влияющие на внешнее поведение к ним относ цели, намерения, и когнит карты. Когнитивная карта - познавательное представление о местности. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Субъект активен, сам определяет свое поведение.
7 Неосознаваемые психические процессы, их классификация и общая характеристика. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации. Методы изучения бессознательного.
1 Неосознаваемые механизмы
сознат действ-й(автоматизмы1-
2 неосознаваемые побудители
3 Надсознательные процессы – особые явления типа инсайта
-М свободных ассоциаций
- Ассоц-й экспер-т(Юнг)-
испытательный комплекс (работа
сопротивления и бессознат)
- Толкование сновидений
Психика не ограничивается только состояниями сознания.
Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.
Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.
Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).
Словарь по психологии: бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).
8 Проблема
возникновения и развития
1 Панпсихизм- у всего сущего.
2 биопсихизм- у всего живого.
3 нейропсихизм- если есть НС, то сущест психика.
4 Антропопсихизм-только у человека.
Функцион критерии: поисковое поведение, способность к научению- образование новых форм поведения.
Позиции Леонтьева: критерий психики- способность организма реагировать на абиотич (не представ угрозы)стимулы- связаны со знаками. Способность реагировать на абиотич стимулы- чувствительность. А на биотические- раздражимость. Когда у живот появляется чувствит, появл знаковая функция. У живот появл новый вид активности, в связи с реакцией на абиотич стимулы. Академик Северцев выделил 2 вида адаптации к среде :
изменение строен и функц тела; изменение строен органов, внешне незаметно. Необход психика и способность к научению.
Стадии развития психики:
все животные, ЕД психич отражения- ощущение/ отражение отдельного свойства предмета.
Формы поведения:
1 таксис. Движение в определ направлении, вызван воздействием факторов внешней среды. Явл врожден. В зависимости от фактора выдел виды таксиса: фото-, хемо- и т д таксис=тропизм(движен растений, реакция на биотич стимулы)
2 инстинкт чем более
сложно орган психика, тем
Фабри основная идея И.-жесткая слепая форма поведения (например оса-сфекс- обездвижив кузнечика и откладыв личинку ему на спину и закапывает его. Сложная врожден последоват действий у птиц. Кошки- охота у хищников. Мал котенок играет в охоту). Две фазы: поисковая-врожден более жесткая и завершающая- более гибкая, зав от услов и опыта животного.
3 научение(=приобрет реакция)
чем примитивнее животное, тем
хуже научение, но даже они
способны к научению.-
2 перцептивная.
Более высоко организован позвоночные, членистоногие, насеком, головоногие, моллюски ЕД отражения-целостный образ предмета. Деятельность этих живот подчин логике целост ситуаций. Например- осьминоги различают форму. Формы поведения: инстинкты, безуслов врожден реакции, но выше уд вес приобрет форм поведения, легко образ условные рефлексы, навыки. Услов рефлекс-1 реакция на 1 стимул. Навык-последоват действий, необязат формир на основе услов рефлексов. Животное м выжить, если имеет способность к прижизненному научению.
Научение: