Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Психология".
1. Предм. Псих. как науки. Этапы стан-ия, принципы, задачи структура. Психология - наука об общих психических закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Основная задача: изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов как отражения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1. Качественное изучение особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. 2. Анализ становление и развития психических явлений и процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей. 3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития. 4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. Отечественной психологией были выделены три философ. идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психол-ого исследования и понимания человеческого сознания: 1. Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованно через деятельность человека и продукты этой деятельности. 2. Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью обусловливает все развитие человеческой психики. 3. Деятельность человека, его психология имеет общественный характер. Психика человека — продукт истории. Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки: Принцип последовательного детерминизма — означает, что психика определяется образом жизни. У животных психика определяется естественным отбором как биологическим законом; у человека — происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяется, в конечном счете, законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшее следствие этого принципа — понимание общественно-исторического характера человеческого сознания. Принцип единства сознания и деятельности — означает, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутреннее поле деятельности, ее программу, создавая динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде. Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Усвоение общественного опыта и выступает в качестве специфической для человека формы психического развития. Выражаясь словами С.Л. Рубинштейна, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности же и формируется.Личностный принцип — выдвигает требование рассматривать психически явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа. Принцип отражения — раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных явлений. Рефлекторный принцип — раскрывает физиологическую основу психических явлений. Принципы принято различать по уровням:
на первом уровне: материалистический монизм;
последовательного детерминизма; принцип диалектического противоречия (единство и борьба противоположностей). на втором уровне: принцип системности;
принцип социальной и культурно-исторической обусловленности; принцип историзма; на третьем уровне: принцип единства сознания и деятельности;
принцип активности. Выделим основные этапы становления психологии как науки: I этап — психология как наука о душе. Такое представление психологии было дано 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 столетии. Задачи психологии состоят в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались. IV этап — психология как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики. структура современной психологической науки
2.Основные
направления зарубежной
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.
Основные понятия: «Стимул» - раздражитель из внешней среды; «реакция» - ответ организма на раздражитель и «связь» - ассоциация между стимулом и реакцией.
S → R – схема дает возможность легко использовать количественное описание психического явления и применить математические методы для обработки результатов исследования.
Другие представители этого направления – Б. Скинер, Э. Толмен, А. Бандура, Э. Торндайк.
Основная идея: идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иначе: восприятие не сводиться к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описывается через свойства ее частей. «Фи-финомен» Вертгеймера – восприятие движения возможно и в отсутствии самого движения. Были открыты законы гештальта: закон близости элементов; симметричность, сходство, замкнутость и др.
Основные понятия: «Фон» и «фигура». На двойственных изображениях отчетливо проявляется внезапное самопроизвольное переструктурирование ситуации: фон и фигура меняются местами.
Другие представители этого направления – К. Левин, В. Райх, Ф. Перлс, К. Дункер.
I. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Фрейд, Адлер, Юнг). Выдвинула идею о несводимости психики только к сознанию и пыталась исследовать подсознание. Основные положения:
1. Ведущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют с одной стороны врожденные инстинкты (Фрейд – секс и агрессия; Адлер – стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; Юнг – энергия бессознательного «либидо» имеет разные формы проявления и в разное время). С другой стороны – желания, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелания (культурная неприемлемость или травмирующее содержание). Содержания бессознательного всегда мощно энергетически заряжены. С точки зрения всех представителей психоанализа эта энергия является основным двигателем человеческого поведения, его устремлений, его личности. 2. Лечение бессознательного находится в противоречии с нормами культуры. Инстинкты асоциальны, эгоистичны (Фрейд). Социальные нормы – узда, накинутая на инстинкты для нормального существования. 3. Психическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития личность человека, его «Я» вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. 4. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Защитный механизм - специфическое изменение содержания сознания, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. Впервые термин «защитный аппарат» предложен Фрейдом в 1894 году в книге «Защитные механизмы», в которых он предложил следующее. Психический аппарат личности делится на: ОНО (ИД) – бессознательная область импульсов, инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; Я (ЭГО) – сознательная область личности, основная задача – цензура импульсов из ИД; СВЕРХ Я (СУПЕР-ЭГО) – структура личности, представляющая собой область нравственной оценки, это нормы, которые должен усвоить человек. По Фрейду человеческой жизнью управляют два импульса: ЭРОС и ДОНАТОС (разрушительный). Эти импульсы пытаются пройти через «Я», «СВЕРХ Я» стремится контролировать «Я», а «Я» - «ИД». Поэтому механизм психической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных переживаний, и поэтому они искажают реальность, с целью сохранить психическое здоровье. Формирование механизмов психической защиты происходит в межличностных отношениях, а затем стано-
4.Классификация методов в психологии. Наблюдение, эксперимент, сравнительная характеристика. Вспомогательные методы. по Ананьеву.
I. Организационные методы:
а) Близнецовый метод – наблюдение близнецов (двойни) с целью регистрации определенных психических явлений, является подходящим моделью для изучения влияния конституциональных и социальных факторов.
По источнику эмпирических данных (Ананьев).
1. Субъективные методы – предполагают, что объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает он сам (самонаблюдение – интроспекция). Долгое время был основным методом в психологии.
2. Объективные методы – предполагает обращение к тем аспектам, которые возможно зафиксировать средствами «стороннего» наблюдения.
II. Эмпирические методы исследования в психологии:
1. Наблюдение – изучение психологического явления в различных условиях, без вмешательства в их течение:
А) включенное – предполагает участие исследователя в деятельности, которую он изучает;
В) невключенное – без участия экспериментатора в деятельности испытуемого.
2. Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельности испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений:
1.
Лабораторный - - протекает в спец организованных
условиях, действия испытуемого определяется
инструкцией.
2. Естественный – изучение в естественных условиях. Метод предложен Лазурским. Метод находиться между наблюдением и экспериментом. Экспериментатор активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.
Лабораторный и естественный эксперимент являются основными.
3. Полевой – иногда выделяется и предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.
По другому основанию:
1. Констатирующий – изучается психологическое явление, как относительно независимое от воспитания и обучения.
4. Психодиагностические методы (тесты, опросники, беседа).
5. Биографический метод.
6. Анализ продуктов деятельности.
III. Методы обработки данных.
IV. Интерпретационные методы.
Классификация по Крысько («Общая психология в схемах…»)
I. Общие методы исследования:
II. Вспомогательные методы исследования:
3. Метод
обобщения независимых
1. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретно поставленные вопросы исследователя:
а) устный
б) письменный (анкетирование)
в) интервью – при котором устанавливается личный контакт.
2. Беседа – предусматривает выявление интересующих связей на основе эмпирических данных, получаемых в живом двухстороннем общении с испытуемым.
4. Анализ результатов деятельности