Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpora_po_psikhologii.doc

— 159.26 Кб (Скачать файл)

      2. Представители перцептивной стадии отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. На данной стадии находятся, прежде всего, позвоночные, начиная с рыб и кончая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а так же головоногие моллюски. На этой стадии мы встречаемся с большим разнообразием форм и проявления психики, а также градаций её сложности. Самое общее, что объединяет это разнообразие, заключается в разрастании и усложнении «промежуточных» или «предваряющих» форм поведения на пути к конечным биологическим целям. Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения – ухода, то теперь такие «реакции» превращаются часто в развернутую многозвенную цепь действий. Благодаря этим действиям конечные акты питания, самосохранения, размножения как бы отодвигаются во времени и пространстве и одновременно эффективно обеспечиваются.

Более сложное строение деятельности у представителей перцептивной психики Леонтьев выражает через идею выделения операций. Операции – это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а

6.Сознательное  и бессознательное. Структура  сознания.

Сознание - высшая форма отражения  действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. «Сознание» буквально означает «совокупность знаний» Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це-лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят 1} психические явления, возникающие во сне (сновидения), 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями, 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые, 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3 Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание). В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами, 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности, 3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Структура (составляющие) сознания по Леонтьеву:

  1. Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функции чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность, сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности.
  2. Значение – обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. Функция значения: 1) связь индивидуального сознания с обществом; 2) представление объективного знания об объекте.
  3. Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения. Функция личностного смысла – пристрастность сознания. Осознание-расширение круга деятельности. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.

Выделяют следующие свойства сознания: - построение отношений,   - познание         и   - переживание.

Эпицентром  сознания является сознание собственного «Я».

Сознание: 1) рождается в бытие; 2) отражает бытие; 3) творит бытие.

Функции сознания:

  1. отражательная;
  2. порождающая (творчески-креативная);
  3. регуляторно-оценочная;
  4. рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:

  • усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
  • совершенствование способности к индивидуальному научению;
  • усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  О ДЕЯТ-СТИ И ЕЕ СТРУКТУРА. ОСВОЕНИЕ ДЕЯТ-СТИ. Деят-сть — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии. Деят-ть — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Деятельность — это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной. Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деят-сти определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний). Деят-ость — это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.. Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деят-ти. 1.Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деят-сти, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности. 2.Субъектность деят-сти. Деят-сть всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности. 3.    Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации. 4.Системность деятельности. Деят-сть предстает не ря-доположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем. Основные виды деятельности: по Рубинштейну 1. Игра – предпосылка освоения Д. Это условная деятельность, в которой объекты игры функционируют не по своим натуральным свойствам, а по символическим, заданным условными наименованиями – символическая Д. Цель – не сама Д, а те результаты, которые достигаются в ходе игры – Д по присвоению социального опыта. Формы игры: А. Индивидуальная; Б. Групповая. А. Предметно-манипулятивная игра – 2-3 года; использование каких-либо предметов. Б. Ролевая игра – т.к. развивается речь, идет замещение игрушек словами, наименование получают игрок. А не предметы, хотя присутствует и первый вид игры. Идет присвоение наблюдаемых социальных ролей. В. Игры по правилам – «сюжетные игры» - определена появлением детского общества, учитывая его – устанавливают правила, в этом заключается важность игры по правилам. 2.Учебная деятельность – Д., цель которой приобретение и освоение навыков. Формирование психических структур в определенном возрасте позволяют заняться УД, которая предполагает постановку цели и разворачивается в процессе научения. Учение есть там, где есть цель что-либо освоить. Цель – подготовка к труду, является промежуточной стадией. Важно в УД учитывать: А. Произвольность – механизм школьной готовности, умение сосредоточится на объектах Д. Б. Мотивация – может возникнуть только при умении освоить Д, необходима для этого произвольность. 2.Труд – это Д, целью, которой является создание материальных и духовных ценностей – специфическое видовое поведение человека. ТД требует для реализации ВПФ, это формирование личности, обусловленное социально исторически.

4. Общение  – этот вид Рубинштейном не выделялся.

8.Общее представление о личности. Проблема развития личности.

* Леонтьев

«Личность – есть относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития».

Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.  Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности. Присвоение социального опыта детерминировано 2 сторонами:

1. Глобальная детерминация  – общественно исторический опыт вообще (каждый человек продукт своей эпохи). 2. Опыт социальной микросреды, в которой формируется данный человек (национальность, место жительства, семья, ближайшее социальное окружение).

Личность создается системой общественных отношений, в которую индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидные особенности не уничтожаются, а являются предпосылкой развития личности. Понимание личности становится возможным, через анализ деятельности. В личности отражаются жизненные отношения субъекта, причем, прежде всего это специфические для человека общественные отношения. Человек в течение жизни включен в систему разных отношений, но в возрастном определенном этапе – есть ведущая деятельность. Деятельность определена мотивом. Ведущая деятельность – ведущим мотивом. Формируется система - иерархия мотивов. К понятию личность Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, задатки, ЗУНы) – это индивидуальные свойства человека. Личность «снимает характер». Определение личности рассматривается в контексте методологии (принцип единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, историзма, развития, активности, целостности). Но во всех определениях есть общее: 1) целостность (интегрированность); 2) формирование через системы общественных отношений, через деятельность.

На развитие личности влияют генетические, климатические, стиль питания, семья, обычаи, культура общества, поворотные моменты в судьбе личности и пр.

Мотивационно-потребностная сфера является основной структурой личности в отечественной психологии. Структура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер – содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.

Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности.Социальные установки – это убеждения людей. Существует два подхода к пониманию структуры личности при описании личности: качества личности и типология личности.

Качество  личности – стабильная черта, за которой стоит потребность. Свойства личности могут иметь разные виды черт, которые могут быть стабильными или утрачиваться.  Личностные качества могут быть легко наблюдаемы и могут быть глубинные качества.

Тип личности – обозначение комплекса отдельных черт или свойств. Некоторые типологии выделяют одно ведущее свойство, организующее вокруг себя другие; другие выделяют комбинацию качеств и т.д. Принадлежность к типу носит относительный характер.

*Гиппократ положил основу типологий в зависимости от преобладающих сред в личности: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.Направление концепций:

Биогенетический подход – Холл, Кречмер, Фрейд, Шелдон; Социогенетический подход – К. Левин Теория полей. Психогенетический подход – развитие психических процессов и личности в целом возможно благодаря генетике и среде. Пиаже, Келли, Эриксон, Маслой, Роджерс. Проблема развития личности: В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания, т.к. человек существо социальное. Социализация – процесс и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Но усвоение опыта субъективно. Разные люди по разному

9.Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания их характеристика.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Под направленностью следует понимать избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов и сохранение деятельности на промежуток времени. Сосредоточенность внимания, есть углубление внимания на какой-то деятельности, все остальное воспринимается в этот момент слабо или не воспринимается вообще, все зависит от степени сосредоточения. Функция внимания – контроль и регуляция деятельности. Данной проблемой занимались * Рибо, Гальперин, Узнадзе (установка связана с вниманием, изучал физиологические аспекты установки).  Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, двигательных процессах. ! Внимание единственная функция, не имеющая собственного содержания, входит в другие психические процессы и управляет ими. Внимание есть проявление связи сознания и предмета. Выражается в заторможенности внешней деятельности и сосредоточено на объекте. Внимание не имеет специального нервного центра, как восприятие и ощущение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"