Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpora_po_psikhologii.doc

— 159.26 Кб (Скачать файл)

А) проективное Т – исследующее многообразие проявления психики индивида и обычно включает конститутивные, интерпретативные, катарсические, импрессивные, экспрессивные и аддитивные методики.

Б) психокоррекционное Т – предполагает применение методик поведенческой и когнитивной коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода.

 

  1. Биографический метод – разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материал – дневники, письма, биографии, продукты детского творчества и т.д.

 

Основные  этапы исследования.

1 этап  – подготовительный. Изучают материал, собирают предварительные сведения.

2 этап  – собственно эксперимент – реализуется конкретная методика исследования.

3 этап  – количественная обработка данных.

4 этап  – интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вятся внутренними характеристиками человека, то есть в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Основные признаки механизмов психической защиты:1. импульсивность (механизмы психической защиты не зависят от воли); 2. искажение реальности; 3. отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Функции механизмов психической  защиты:

1.сохранение личностной  целостности, психического здоровья, определенного «Я» - образа (образа  себя); 2. регуляция межличностных  отношений.

Одной из ситуаций, в которой активизируется механизм защиты, является механизм фрустрации (психическое состояние личности в случае возникновения препятствий, которые воспринимаются личностью как непреодолимые).

Защитные механизмы могут  быть эффективными и неэффективными, в зависимости от того, удается  ли человеку сладить с энергией бессознательного без психических симптомов. По Фрейду главным эффективным защитным механизмом являются:

- сублимация (перенос энергии бессознательного в социально приемлемое русло);

- вытеснение (вытеснение из сознательной сферы);

- проекция (перенос другому человеку своих проблем):

    1. комплиментарная (приписывание другому человеку того состояния, которое отсутствует у субъекта);
    2. атрибутивная (при недостатке знания наивное суждение, например «также как все»);
    3. семилятивная (приписывание собственных качеств, которые «Я» не осознает, другим, например родители)
    4. Панглос – Кассандра (другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект; сам к миру чувствует неосознанную враждебность, но думает, что все его ненавидят).

- отрицание (игнорирование болезненной реальности);

- формирование реакции (преувеличение одного эмоционального проявления для подавления противоп-ой эмоции);

- соматизация (уход в болезнь);

- аскетизм (отказ в удовольствии);

- рационализм (интеллектуализация) (состоит в «заумном» способе переживания конфликта);

- регрессия (в пов-ии чел-ка происходит возвращение к пов-ю более раннего возраста, с целью избежать конфликта).

5. Причина невротических нарушений, неадекватности и аномалий поведения состоит в нарушении баланса между бессозн-ми влеч-ми и культурно – нормативными требов-ми. Это случается при неэффективных защитных механизмах. Задачи психоаналитической терапии: сделать неосознаваемое осознанным.

Способ, стратегия  работы: интерпретация проявлений бессознательного – это толкование сновидений, анализ продуктов творчества, анализ ошибочных действий, анализ фантазий, анализ свободных ассоциаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретиччской (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т.д.

Таким образом, современная  психология представляет собой весьма разветвленную систему научных  дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей психологии кладут различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии.

Психология труда изучает  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических  закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает  психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она  подразделяется на нейропсихологию, изучающую  соотношение психических явлений  с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология рассматривает  психологические воп,-росы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей.

Военная психология исследует  поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны  взаимоотношений начальников и  подчиненных, методы психологической  пропаганды и контрпропаганды и  т.д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного  творчества.

В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические  аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий  ряд отраслей психологии: возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни. И последнее. В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты отношений личности и общества. В этом случче выделится целый ряд отраслей психологии, объединяемых понятием «социальная психология». Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные концепции  отечественной психол-ии. Деятельностный подход.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД. Выгодский, Леонтьев, Рубинштейн, Лурия, Эльконин, Гальперин, Давыдов.

Основные  тезисы:1. Развитие психики человека осуществляется через посредство деятельности, т. е. активного взаимодействия со средой. При этом утверждается, что особенности психических свойств субъекта непосредственно определяются характером …, местом, где он осуществляет развитие. 2. Психика не только формируется в деятельности, но и проявляется через нее. Поэтому существенным источником информации о личности субъекта является изучение процесса и результатов действия. 3. Все психические функции человека, которыми обладает сознание (ВПФ) носят опосредованный характер.

  Механизм усвоения  средств, которые формируют внутренние  структуры – это интериоризация. Для психотерапии деятельностного подхода важны следующие положения: 1.для эффективности требуется активность клиента; 2.эффективное воздействие то, которое приводит к реальному изменению способа действия или образа жизни; 3.успеху деятельностной терапии способствует обучающее воздействие, т.е. снабжение клиента понятиями, схемами, ориентирами, которые позволили бы клиенту ориентироваться в своем внутреннем мире. Основные направления отечественной психологии: Бехтерев Владимир Иванович (1857-1927) – физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, рефлексологию. Блонский Павел Петрович (1884-1941) – психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Выготский Лев Семенович (1896-1934) – психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологии. Ланге Николай Николаевич (1858-1921) – основатель экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – психолог. Вместе с Выготским и Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологии. Лурия Александр Романович (1902-1977) – психолог. Основоположник нейропсихологии в стране. Основное внимание уделил экспериментальному исследованию локализации высших психических функций. Павлов Иван Петрович (1849-1936) – физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – психолог и философ. Разработал деятельный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – физиолог и психолог. Разработал теорию психической регуляции поведения.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – психолог. Основатель теории «установок», рассматривал психологию. Как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Мясищев Виктор Николаевич (1892-1972) – психолог. Создатель теории «отношений», считал, что изучение природы в целом является принципом изучения ее объектов во взаимосвязях. Отношение человека к миру выражается в его психической деятельности.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – развил положения Бехтерева, создатель дисциплины – человекознания, включающей многие науки о человеке. Главная работа «Человек как предмет познания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Психика как  функция мозга. Стадии разв-ия. Отражател. И регул. Функции. Качественное отличие от других форм отражения. П — функция головного мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности. Благодаря психике у человека формируются наиболее адекватные представления о реальности, в т. ч. о себе самом, как путем непосредственных контактов с объектами окружающей действительности, так и опосредованно, путем умозаключений, суждений. Головной мозг осуществляет свою отражательную функцию через посредство органов чувств. Поставляемую ими информацию этот высший орган психической деятельности сличает, комбинирует, сопоставляет с прежним опытом, проверяет практикой, накапливает, закрепляет в памяти, она служит основой для сознательных действий человека, ответных по отношению к окружающей среде.

       Леонтьев выделяет  в эволюционном развитии психики  три стадии: стадию элементарной  сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих. Затем Фабри вводит разделение каждой стадии, по крайней мере, на два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также промежуточных уровней.

         1. Животные на стадии элементарной сенсорной психики отражают лишь отдельные свойства. Интерес представляют существа, которые находятся на низшем уровне этой стадии, т.е. обладают лишь зачатками психики. К ним относятся многие простейшие. Краткий портрет их поведения можно резюмировать по описанию Фабри.

       Простейшие способны  к остаточно сложным перемещениям в пространстве: в толще воды, по поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоемов. Некоторые виды обитают в почве или паразитируют в организмах других животных. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Такие реакции наблюдаются в отношении многообразных компонентов среды; соответственно у них описаны термо-, хемо-, гальвано-, гео-, фото-, тигмомаксисы. У тех же простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания. Предполагается, что простейшие способны также к ассоциативному научению, т. е. к выработке условных реакций.  Мы видим, во-первых, что простейшие реагируют на абиотические воздействия среды, и при том на отдельные её свойства (признаки психики вообще и её элементарной сенсорной формы в частности). Во-вторых, отчетливо выступает приспособительная функция психики: здесь она выражается в ориентировании поведения (положительные и отрицательные таксисы), а также, хотя и в самых элементарных формах, в изменении поведения в результате индивидуального опыта. Далее у некоторых простейших можно наблюдать преемственную связь между раздражимостью и чувствительностью. Наконец, как показали специальные исследования, высшие представители простейших превосходят по сложности своего поведения некоторых примитивных многоклеточных животных, подтверждая положение об отсутствии соответствия между уровнями биологического и психического развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"