Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:21, шпаргалка
1.Основные понятия и принципы теории деятельности. Мотивационно-личностные основы деятельности.
2.Потребности как источник развития личности.
3.Общее понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений.
6.Виды восприятия, их характеристика.
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля. Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.
В соответствии с этой классификацией всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.
Восприятие как
Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.
Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.
Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
7.Основные особенности процесса восприятия.
К основным свойствам
восприятия следует отнести
Константность восприятия формы предметов
заключается в относительной неизменности
восприятия при изменении положения предметов
по отношению к линии взора наблюдателя.
С каждым изменением положения предмета
относительно глаз форма его изображения
на сетчатке меняется (например, можно
смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной
стороны и т. д.). Однако благодаря движению
глаз по контурным линиям предметов и
выделению характерных сочетаний контурных
линий, известных нам по прошлому опыту,
форма воспринимаемого предмета для нас
остается постоянной.
Источником константности восприятия
являются активные действия перцептивной
системы. Многократное восприятие одних
и тех же предметов при разных условиях
обеспечивает постоянство (инвариантность,
неизменную структуру) перцептивного
образа относительно изменчивых условий,
а также движений самого рецепторного
аппарата. Таким образом, свойство константности
объясняется тем, что восприятие представляет
собой своеобразное саморегулирующееся
действие, обладающее механизмом обратной
связи и подстраивающееся к особенностям
воспринимаемого объекта и условиям его
существования. Без константности восприятия
человек не смог бы ориентироваться в
бесконечно многообразном и изменчивом
мире. Следующим свойством восприятия является
его осмысленность. Хотя восприятие
возникает при непосредственном действии
раздражителя на органы чувств, перцептивные
образы всегда имеют определенное смысловое
значение. Как мы уже говорили, восприятие
человека теснейшим образом связано с
мышлением. Связь мышления и восприятия
прежде всего выражается в том, что сознательно
воспринимать предмет — это значит мысленно
назвать его, т. е. отнести к определенной
группе, классу, связать его с определенным
словом. Даже при виде незнакомого предмета
мы пытаемся установить в нем сходство
с другими предметами. Следовательно,
восприятие не определяется просто набором
раздражителей, воздействующих на органы
чувств, а представляет собой постоянный
поиск наилучшего толкования имеющихся
данных. Процесс осмысления воспринимаемой
информации может быть представлен структурно-логической
схемой. На первом этапе процесса восприятия
происходит выделение комплекса стимулов
из потока информации и принятие решения
о том, что они относятся к одному и тому
же определенному объекту. На втором этапе
происходит поиск в памяти аналогичного
или близкого по составу ощущений комплекса
признаков, по которым можно идентифицировать
объект. На третьем этапе происходит отнесение
воспринятого объекта к определенной
категории с последующим поиском дополнительных
признаков, подтверждающих или опровергающих
правильность принятого решения. И наконец,
на четвертом этапе формируется окончательный
вывод о том, что это за объект, с приписыванием
ему еще не воспринятых свойств, характерных
для объектов одного с ним класса.
8.Внимание, как психологическое явление.
Внимание - Психический
процесс, обеспечивающий
Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.
Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Человек сосредоточивается не на том,
что для него интересно или
приятно, но на том, что должен делать.
Этот вид внимания тесно связан с
волей. Произвольно сосредоточиваясь
на объекте, человек прилагает волевое
усилие, которое поддерживает внимание
в течение всего процесса деятельности.
Своим происхождением произвольное
внимание обязано труду. Произвольное
внимание возникает, когда человек
ставит перед собой цель деятельности,
выполнение которой требует
9.Общее представление о памяти. Виды памяти, их характеристика.
Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания
.Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
По характеру участия
воли в процессе запоминания и воспроизведения
материала память делят на произвольную и непроизвольную .
В первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая задача (на
запоминание, узнавание, сохранение и
воспроизведение) , осуществляемая благодаря
волевым усилиям. Непроизвольная память
функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека. Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих
случаях жизни оно превосходит его.
10. Процессы памяти. Запоминание и условия его эффективности.Методы исследования памяти.
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, всоминание и забывание.
Запоминание — это процесс
памяти, посредством которого
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.Для исследования памяти используют следующие методики.
1. Десять слов
Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.
Пример: вода, лес, стол, гора, часы, кошка, гриб, книга, брат, окно.
11.
Так, в большинстве
Так, существенной особенностью
мышления ребенка является то, что его
первые обобщения связаны с действием.
Ребенок мыслит действуя. Другая характерная
особенность детского мышления — его
наглядность. Наглядность детского мышления
проявляется в его конкретности. Ребенок
мыслит, опираясь па единичные факты, которые
ему известны и доступны из личного опыта
или наблюдений за другими людьми. На вопрос
«Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок
отвечает, опираясь на конкретный факт:
«Один мальчик пил сырую воду и заболел».
При достижении ребенком школьного возраста
отмечается прогрессирующий рост мыслительных
возможностей ребенка. Это явление связано
не только с возрастными изменениями,
но в первую очередь с теми интеллектуальными
задачами, которые необходимо решать ребенку,
обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых
ребенком в процессе обучения в школе,
все более расширяется и включает в себя
все больше новых знаний из различных
областей. При этом осуществляется переход
от конкретных ко все более абстрактным
понятиям, а содержание понятий обогащается:
ребенок познает многообразие свойств
и признаков предметов, явлений, а также
их связи между собой; он узнает, какие
признаки являются существенными, а какие
— нет. От более простых, поверхностных
связей предметов и явлений школьник переходит
к все более сложным, глубоким, разносторонним.
В процессе формирования понятий происходит
развитие мыслительных операций. Школа
учит ребенка анализировать, синтезировать,
обобщать, развивает индукцию и дедукцию.
Под воздействием школьного обучения
развиваются необходимые качества мыслительной
деятельности. Знания, приобретенные в
школе, способствуют развитию широты и
глубины мысли учащихся.
Следует отметить, что с окончанием школы
у человека сохраняется возможность развития
мышления. Однако динамика этого развития
и ее направленность зависят уже только
от него самого.
В настоящее время современная наука уделяет
достаточно много внимания вопросу развития
мышления. В практическом аспекте развития
мышления принято выделять три основных
направления исследований: филогенетическое,
онтогенетическое и экспериментальное.
Филогенетическое направление предполагает
изучение того, как мышление человека
развивалось и совершенствовалось в процессе
исторического развития человечества.
Онтогенетическое направление связано
с исследованием основных этапов развития
в процессе жизни одного человека. В свою
очередь, экспериментальное направление
связано с проблемами экспериментального
исследования мышления и возможности
развития интеллекта в особых, искусственно
созданных условиях.
Широкую известность приобрела
теория развития интеллекта в детстве,
предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического
направления. Пиаже исходил из утверждения
о том, что основные умственные операции
имеют деятельностное происхождение.
Поэтому не случайно теория развития мышления
ребенка, предложенная Пиаже, получила
название «операциональной». В развитии мыслительных операций
у детей Пиаже выделял четыре стадии. Первая
стадия — сенсомоторного интеллекта.
Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется
развитием способности воспринимать и
познавать предметы реального мира, составляющие
окружение ребенка. Причем под познанием
предметов предполагается осмысление
их свойств и признаков. К концу первой
стадии ребенок становится субъектом,
т. е. выделяет себя из окружающего мира,
осознает свое «Я». У него отмечаются первые
признаки волевого управления своим поведением,
и помимо познания предметов окружающего
мира ребенок начинает познавать самого
себя.
Вторая стадия — операционального
мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст,
как известно, характеризуется развитием
речи, поэтому активизируется процесс
интериоризации внешних действий с предметами,
формируются наглядные представления.
В это время у ребенка наблюдается проявление
эгоцентризма мышления, что выражается
в трудности принятия позиции другого
человека. В это же время наблюдается ошибочная
классификация предметов из-за использования
случайных или второстепенных признаков. Третья стадия — стадия конкретных операций
с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до
11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже,
умственные операции становятся обратимыми.
Дети, достигшие этого уровня, уже могут
давать логические объяснения выполняемым
действиям, способны переходить с одной
точки зрения на другую, становятся более
объективными в своих суждениях. В данный
период у ребенка проявляется способность
объединять предметы в классы и выделять
подклассы.
Четвертая стадия — стадия
формальных операций. Она охватывает период от 11-12
до 14-15 лет. При этом следует отметить,
что развитие сформированных на данной
стадии операций продолжается на протяжении
всей жизни. На данной стадии развития
у ребенка формируются способности выполнять
операции в уме с использованием логических
рассуждений и абстрактных понятий. При
этом отдельные умственные операции превращаются
в единую структуру целого.
12.