17.
Воля — это сознательное регулирование
человеком своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать внутренние
и внешние трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной
регуляции активности в затрудненных
условиях жизнедеятельности. В основе
этой регуляции лежит взаимодействие
процессов возбуждения и торможения нервной
системы. В соответствии с этим принято
выделять в качестве конкретизации указанной
выше общей функции две другие — активизирующую
и тормозящую. Волевые действия отличаются
друг от друга, прежде всего уровнем своей
сложности. Существуют весьма сложные
волевые действия, которые включают в
себя целый ряд более простых. Так, приведенный
выше пример, когда человек хочет утолить
жажду, встает, наливает воду в стакан
и т. д., является примером сложного волевого
поведения, включающего в себя отдельные
менее сложные волевые действия. Но существуют
еще более сложные волевые действия. Например,
альпинисты, решившие покорить горную
вершину, начинают свою подготовку задолго
до восхождения. Сюда включаются тренировки,
осмотр снаряжения, подгонка креплений,
выбор маршрута и т. д. Но главные трудности
ждут их впереди, когда они начнут свое
восхождение. Основой усложнения действий
является тот факт, что не всякая цель,
которая ставится нами, может быть достигнута
сразу. Чаще всего достижение поставленной
цели требует выполнения ряда промежуточных
действий, приближающих нас к поставленной
цели. Еще одним важнейшим признаком волевого
поведения является его связь с преодолением
препятствий, причем независимо от того,
какого типа эти препятствия — внутренние
или внешние. Внутренними, или субъективными,
препятствиями являются побуждения человека,
направленные на невыполнение данного
действия или на выполнение противоположных
ему действий. Например, школьнику хочется
играть с игрушками, но в это же время ему
необходимо делать домашнее задание. В
качестве внутренних препятствий могут
выступать усталость, желание развлечься,
инертность, леность и т. д. Примером внешних
препятствий может служить, например,
отсутствие необходимого инструмента
для работы или противодействие других
людей, не желающих того, чтобы поставленная
цель была достигнута. Следует заметить,
что не всякое действие, направленное
на преодоление препятствия, является
волевым. Например, человек, убегающий
от собаки, может преодолеть очень сложные
препятствия и даже залезть на высокое
дерево, но эти действия не являются волевыми,
поскольку они вызваны, прежде всего, внешними
причинами, а не внутренними установками
человека. Таким образом, важнейшей особенностью
волевых действий, направленных на преодоление
препятствий, является сознание значения
поставленной цели, за которую надо бороться,
сознание необходимости достичь ее. Чем
более значима цель для человека, тем больше
препятствий он преодолевает. Поэтому
волевые действия могут различаться не
только по степени их сложности, но и по
степени осознанности. Обычно
мы более или менее ясно осознаем то, ради
чего совершаем те или иные действия, знаем
цель, достичь которой мы стремимся. Бывают
же случаи, когда человек осознает то,
что он делает, но не может объяснить, ради
чего он это делает. Чаще всего это бывает
тогда, когда человек охвачен какими-то
сильными чувствами, испытывает эмоциональное
возбуждение. Подобные действия принято
называть импульсивными. Степень
осознания таких действий сильно снижена.
Совершив необдуманные действия, человек
часто раскаивается в том, что сделал.
Но воля как раз в том и заключается, что
человек в состоянии удержать себя от
совершения необдуманных поступков при
аффективных вспышках. Следовательно,
воля связана с мыслительной деятельностью
и чувствами. Воля подразумевает
наличие целеустремленности человека,
что требует определенных мыслительных
процессов. Проявление мышления выражается
в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения.
Мышление необходимо и в ходе выполнения
задуманного действия. Осуществляя задуманное
действие, мы сталкиваемся со многими
трудностями. Например, могут измениться
условия выполнения действия или может
возникнуть необходимость изменить средства
достижения поставленной цели. Поэтому
для того, чтобы достичь поставленной
цели, человек должен постоянно сличать
цели действия, условия и средства его
выполнения и своевременно вносить необходимые
коррективы. Без участия мышления волевые
действия были бы лишены сознательности,
т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том,
что, как правило, мы обращаем внимание
на предметы и явления, вызывающие у нас
определенные чувства. Желание добиться
или достичь чего-либо, точно так же как
избежать чего-либо неприятного, связано
с нашими чувствами. То, что для нас является
безразличным, не вызывающим никаких эмоций,
как правило, не выступает в качестве цели
действий. Однако ошибочно полагать, что
только чувства являются источниками
волевых действий. Часто мы сталкиваемся
с ситуацией, когда чувства, наоборот,
выступают препятствием к достижению
поставленной цели. Поэтому нам приходится
прилагать волевые усилия к тому, чтобы
противостоять негативному воздействию
эмоций. Убедительным подтверждением
того, что чувства не являются единственным
источником наших действий, служат патологические
случаи потери способности переживать
чувства при сохранении способности осознанно
действовать. Таким образом, источники
волевых действий весьма разноплановы.
Прежде чем приступить к их рассмотрению,
нам необходимо познакомиться с основными
и наиболее известными теориями воли и
с тем, как они раскрывают причины возникновения
волевых действий у человека.
Основные психологические
теории воли. Во времена античности и средневековья
проблема воли не рассматривалась с позиций,
характерных для современного ее понимания.
Древние философы рассматривали целенаправленное
или осознанное поведение человека только
с позиции его соответствия общепринятым
нормам. В античном мире прежде всего признавался
идеал мудреца, поэтому античные философы
полагали, что правила поведения человека
должны соответствовать разумным началам
природы и жизни, правилам логики. Так,
по Аристотелю, природа воли выражается
в формировании логического заключения.
Например, в его «Никомаховой этике» посылка
«все сладкое надо есть» и условие «это
яблоки сладкое» влекут за собой не предписание
«это яблоко надо съесть», а именно умозаключение
о необходимости конкретного действия
— съедения яблока. Следовательно, источник
наших сознательных действий кроется
в разуме человека. Надо отметить, что
подобные воззрения на природу воли вполне
обоснованны и поэтому продолжают существовать
и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает
против особого характера воли, считая,
что понятия цель и осознание являются категориями
интеллектуального поведения, и никакой
необходимости вводить новые термины,
по его мнению, здесь нет. Подобная точка
зрения обоснована тем, что мыслительные
процессы являются неотъемлемым компонентом
волевых действий. Фактически проблема
воли не существовала в качестве самостоятельной
проблемы и во времена средневековья.
Человек рассматривался средневековыми
философами как исключительно пассивное
начало, как «поле», на котором встречаются
внешние силы. Более того, очень часто
в средневековье воля наделялась самостоятельным
существованием и даже персонифицировалась
в конкретных силах, превращаясь в добрых
или злых существ. Однако и в этой трактовке
воля выступала как проявление некоего
разума, ставящего себе определенные цели.
Познание этих сил — добрых или злых, по
мнению средневековых философов, открывает
путь к познанию «истинных» причин поступков
конкретного человека. Следовательно,
понятие воли во времена средневековья
в большей степени связывалось с некими
высшими силами. Такое понимание воли
в средние века было обусловлено тем, что
общество отрицало возможность самостоятельного,
т. е. независимого от традиций и установленного
порядка, поведения конкретного члена
общества. Человек рассматривался как
простейший элемент общества, а набор
характеристик, которые современные ученые
вкладывают в понятие «личность», выступал
в качестве программы, по которой жили
предки и по которой должен жить человек.
Право на отклонение от этих норм признавалось
лишь за некоторыми членами общины, например,
за кузнецом — человеком, которому подвластна
сила огня и металла, или за разбойником
— человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу,
и т. д. Вполне вероятно, что самостоятельная
проблема воли возникла одновременно
с постановкой проблемы личности. Это
произошло в эпоху Возрождения, когда
за человеком начали признавать право
на творчество и даже на ошибку. Стало
господствовать мнение о том, что только
отклонившись от нормы, выделившись из
общей массы людей, человек мог стать личностью.
При этом главной ценностью личности было
принято считать свободу воли. Оперируя
историческими фактами, мы должны отметить,
что появление проблемы свободы воли было
не случайным. Первые христиане исходили
из того, что человек обладает свободой
воли, т. е. может поступать в соответствии
со своей совестью, может делать выбор
в том, как ему жить, поступать и каким
нормам следовать. В эпоху же Возрождения
свобода воли вообще стала возводиться
в ранг абсолюта.В дальнейшем абсолютизация
свободы воли привела к возникновению
мировоззрения экзистенциализма — «философии
существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер,
К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает
свободу как абсолютно свободную волю.
не обусловленную никакими внешними социальными
обстоятельствами. Исходный пункт этой
концепции — абстрактный человек, взятый
вне общественных связей и отношений,
вне социально-культурной среды. Человек,
по мнению представителей данного направления,
ничем не может быть связан с обществом,
и тем более он не может быть связан никакими
нравственными обязательствами или ответственностью.
Человек свободен и ни за что не может
отвечать. Любая норма выступает для него
как подавление его свободной воли. Согласно
Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может
быть лишь спонтанный немотивируемый
протест против всякой «социальности»,
причем никак не упорядоченный, не связанный
никакими рамками организаций, программ,
партий и т. д. . Такая трактовка воли противоречит
современным представлениям о человеке.
Как мы отмечали еще в первых главах, основное
отличие человека как представителя вида Ното 5ар1еп5 от животного
мира заключается в его социальной природе.
Человеческое существо, развивающееся
вне человеческого общества, имеет только
внешнее сходство с человеком, а по своей
психической сути не имеет ничего общего
с людьми. Абсолютизация свободной воли
привела представителей экзистенциализма
к ошибочной трактовке человеческой природы.
Их ошибка заключалась в непонимании того,
что человек, совершающий определенный
поступок, направленный на отвержение
каких-либо существующих социальных норм
и ценностей, непременно утверждает другие
нормы и ценности. Ведь для того, чтобы
отвергать что-либо, необходимо иметь
определенную альтернативу, иначе такое
отрицание превращается в лучшем случае
в бессмыслицу, а в худшем — в безумие.
Одна из первых естественнонаучных трактовок
воли принадлежит И. П. Павлову, который
рассматривал ее как «инстинкт свободы»,
как проявление активности живого организма,
когда он встречается с препятствиями,
ограничивающими эту активность. По мнению
И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы»
выступает не меньшим стимулом поведения,
чем инстинкты голода и опасности. «Не
будь его, — писал он, — всякое малейшее
препятствие, которое бы встречало животное
на своем пути, совершенно прерывало бы
течение его жизни» (Павлов И. П.)
18
Структура волевого действия
С чего начинается волевое действие?
Конечно, с осознания цели действия
и связанного с ней мотива. При
ясном осознании цели и мотива,
вызывающего ее, стремление к цели
принято называть желанием (рис. 15.2).
Но не всякое стремление к цели
носит достаточно осознанный характер.
В зависимости от степени осознанности
потребностей их разделяют на влечения ц желания. Если желание
осознанно, то влечение всегда смутно,
неясно: человек осознает, что ему чего-то
хочется, чего-то не хватает или ему что-то
нужно, но что именно, он не понимает. Обычно
люди переживают влечение как специфическое
тягостное состояние в виде тоски или
неопределенности. Из-за своей неопределенности
влечение не может перерасти в целенаправленную
деятельность. Поэтому влечение часто
рассматривают как переходное состояние.
Представленная в нем потребность, как
правило, либо угасает, либо осознается
и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое
желание приводит к действию. Желание
само по себе не сдержит активного
элемента. Прежде чем желание превратится
в непосредственный мотив, а затем
в цель, оно оценивается человеком,
т. е.
«фильтруется» через систему ценностей
человека, получает определенную эмоциональную
окраску. Все, что связано с реализацией
цели, в эмоциональной сфере окрашивается
в положительные тона, равно как
все, что является препятствием к
достижению цели, вызывает отрицательные
эмоции.
Имея побуждающую силу, желание
обостряет осознание цели будущего
действия и построение его плана.
В свою очередь, при формировании
цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее
цель, тем более мощное стремление может
быть вызвано ею.
Желание не всегда сразу претворяется
в жизнь. У человека иногда возникает
сразу несколько несогласованных
и даже противоречивых желаний, и
он оказывается в весьма затруднительном
положении, не зная, какое из них
реализовать. Психическое состояние,
которое характеризуется столкновением
нескольких желаний или нескольких
различных побуждений к деятельности,
принято называть борьбой мотивов. Борьба
мотивов включает в себя оценку человеком
тех оснований, которые говорят за и против
необходимости действовать в определенном
направлении, обдумывании того, как именно
действовать. Заключительным моментом
борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося
в выборе цели и способа действия. Принимая
решение, человек проявляет решительность; при этом
он, как правило, чувствует ответственность
за дальнейший ход событий. Рассматривая
процесс принятия решения, У. Джеме выделял
несколько типов решительности.
1. Разумная решимость проявляется
тогда, когда противодействующие
мотивы начинают понемногу угасать,
оставляя место альтернативе, которая
воспринимается совершенно спокойно.
Переход от сомнения к уверенности
переживается пассивно. Человеку
кажется, что основания для
действия формируются сами по
себе в соответствии с условиями
деятельности. 2. В случаях, если
колебание и нерешительность
слишком затянулись, может наступить
момент, когда человек, скорее
готов принять неверное решение,
чем не принимать никакого. При этом
нередко какое-нибудь случайное обстоятельство
нарушает равновесие, предоставив одной
из перспектив преимущество перед другими,
и человек как бы подчиняется судьбе. 3.
При отсутствии побудительных причин,
желая избежать неприятного ощущения
нерешительности, человек начинает действовать
как бы автоматически, просто стремясь
к движению вперед. То, что будет потом,
в данный момент его не заботит. Как правило,
этот тип решительности характерен для
лиц с кипучим стремлением к деятельности.
4. К следующему типу решительности относятся
случаи нравственного перерождения, пробуждения
совести и т. д. В данном случае прекращение
внутреннего колебания происходит из-за
изменения шкалы ценностей. У человека
как бы происходит внутренний перелом,
и сразу возникает решимость действовать
в конкретном направлении. 5. В некоторых
случаях человек, не имея рациональных
оснований, считает более предпочтительным
определенный образ действий. С помощью
воли он усиливает мотив, который сам по
себе не мог бы подчинить себе остальные.
В отличие от первого случая функции разума
здесь выполняет воля. Следует отметить, что в психологической
науке активно ведутся споры по проблеме принятия
решения. С одной стороны, борьба мотивов
и последующее принятие решения рассматриваются
как основное звено, ядро волевого акта.
С другой стороны, отмечается тенденция
выключения из волевого акта внутренней
работы сознания, связанной с выбором,
обдумыванием и оценкой. Существует и
другая точка зрения, характерная для
тех психологов, которые, не отвергая значимость
борьбы мотивов и внутренней работы сознания,
видят сущность воли в выполнении принятого решения, поскольку
борьба мотивов и следующее за этим принятие
решения не идут дальше субъективных состояний.
Именно исполнение решения составляет
основной момент волевой деятельности
человека. Исполнительный этап волевого
действия имеет сложную структуру. Прежде
всего, исполнение принятого решения связано
с тем или иным временем, т. е. с определенным
сроком. Если исполнение решения откладывается
на длительный срок, то в этом случае принято
говорить о намерении исполнить принятое
решение. Обычно мы говорим о намерении,
когда сталкиваемся со сложными видами
деятельности: например, поступить в вуз,
получить определенную специальность.
Простейшие волевые действия, такие как
утолить жажду или голод, изменить направление
своего движения, чтобы не столкнуться
с идущим навстречу человеком, исполняются,
как правило, сразу. Намерение по своей
сути является внутренней подготовкой
отсроченного действия и представляет
собой зафиксированную решением направленность
на осуществление цели. Однако одного
намерения недостаточно. Как и в любом
другом волевом действии, при существовании
намерения можно выделить этап планирования
путей достижения поставленной цели. План
может быть детализирован в разной степени.
Для одних людей характерно стремление
все предусмотреть, спланировать каждый
шаг. В то же время другие довольствуются
лишь общей схемой. При этом спланированное
действие не реализуется сразу. Для его
реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием
понимается особое состояние внутреннего
напряжения, или активности, которое вызывает
мобилизацию внутренних ресурсов человека,
необходимую для выполнения задуманного
действия. Поэтому волевые усилия всегда
связаны со значительной тратой энергии.
Этот заключительный этап волевого действия
может получить двоякое выражение: в одних
случаях он проявляется во внешнем действии,
в других случаях, наоборот, он заключается
в воздержании от какого-либо внешнего
действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием). Волевое
усилие качественно отличается от мышечных
напряжений. В волевом усилии внешние
движения могут быть представлены минимально,
а внутреннее напряжение может быть весьма
значительным. Вместе с тем в любом волевом
усилии в той или иной степени присутствует
и мышечное напряжение. Например, рассматривая
или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы
лба, глаз и т. п., но это не дает основания
отождествлять мышечные и волевые усилия.
19.
Направленностью личности называется
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно
независимых от наличных ситуаций. Направленность
личности всегда социально обусловлена
и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм:
влечение, желание, интерес, мировоззрение,
убеждение. Все формы направленности личности
вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Потребности и мотивы
Потребности –
субъективные явления, побуждающие к Деятельности
и представляющие собой отражение нужды
организма в чем-либо. Все многообразие
потребностей может быть сведено к двум
основным классам:
Биологические потребности являются
легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая
функция биологических потребностей
ограничена, так как они определяют
поведение в сравнительно небольшие
отрезки времени, в течение которых
происходит удовлетворение потребностей.
Если бы животное или человек действовали
под влиянием только этих потребностей,
то их активность была бы очень ограниченной.
Информационные потребности (к
ним относятся и познавательные,
и социальные) являются ненасыщаемыми
или значительно менее насыщаемыми по
сравнению с биологическими потребностями.
Поэтому их регулирующая функция по отношению
к поведению человека является неограниченной.Основными
проявлениями направленности являются
потребности и мотивы, ценностные ориентации,
уровень притязаний, перспективы и цели
личности
Мотивы поведения
и деятельности
Мотивы
- это связанные с удовлетворением определенных
потребностей побуждения к деятельностиОни
отличаются друг от друга видом потребности,
в них проявляется, формами, которых они
приобретают, широтой или узостью, конкретным
содержанием деятельности, в которой реализуются
Установка - это неосознаваемый
личностью состояние готовности к определенной
деятельности или поведенияю Например,
установка учительнице первого класса
в форме готовности выполнять все ее требования
Установка часто является результатом
поспешных, недостаточно обоснованных
выводов из фактов личного опыта а или
некритического усвоения стереотипов
мышления (стандартизированное суждения,
установившееся в определенной группе)
Руководство бывает положительнымні
Интерес
- это эмоциональное проявление познавательных
потребностей личности Субъективно интересы раскрываются в
положительном эмоциональном желании
глубже познать объект, понять его Роль
интересов в том, что они являются побудительным
механизмом познания, Убеждение
- это система знаний, пропущенных через
чувства Убеждена и человек, у которого идеи соединились
с чувством и волей Он не способен на поступок, противоречащий
ее принципам