Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:21, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия и принципы теории деятельности. Мотивационно-личностные основы деятельности.
2.Потребности как источник развития личности.
3.Общее понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 405.99 Кб (Скачать файл)

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — страдание) — врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности.

Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.

Психопатам не присущи необратимые  дефекты личности. При благоприятных  средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна  реакция срыва, поведенческая дезадаптация. Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место. Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.

31

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

К динамике психических процессов  относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических  процессов и в) степень эмоциональной  возбудимости, придающая поведению  человека своеобразную эмоциональную  окраску.

Различия темпераментов по силе психических процессов выражаются в свойственной данному темпераменту слабости или, наоборот, силе нервных  процессов. В связи с этим одни люди реагируют на внешние раздражения  импульсивно, стремительно, их реакция  всегда характеризуется повышенной тратой энергии. Другие безотносительно  к силе раздражителей всегда реагируют  вяло, неэнергично. Сила психических  процессов, характеризующая темперамент, выражается также и в степени  их напряженности: у одних людей, даже при большой затрате энергии, психическая деятельность протекает  легко, свободно, у других она связана  с большим напряжением процессов  высшей нервной деятельности.

По  степени эмоциональной возбудимости темперамент характеризуется прежде всего силой или слабостью эмоциональных переживаний. У одних людей чувства и эмоции отличаются глубиной, у других, наоборот, поверхностностью и слабостью. В связи с этим одни и те же раздражители могут вызвать у одних людей сильные чувства и даже аффекты, а у других— лишь едва заметные настроения. Одни люди откликаются на жизненные события всегда с повышенной эмоциональностью, другие, напротив, относятся к окружающим явлениям спокойно. Степень эмоциональной возбудимости характеризуется также относительной устойчивостью эмоциональных переживаний. У одних людей эмоции устойчивы и текут размеренно, у других они порывисты, неустойчивы, легко переходят в противоположные состояния.Темперамент характеризуется также особенностями внешнего выражения эмоциональных переживаний. В зависимости от темперамента люди внешне совершенно различно проявляют свои эмоциональные переживания: одни отличаются богатой и выразительной мимикой, у других она бедная и маловыразительная; одни не выявляют наружу охватывающих их чувств, у других их эмоциональные переживания резко выражаются в словах и движениях.

32

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при  этом активность и реактивность у  него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой  чувствительностью, высокой реактивностью  и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и  более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик

Флегматик обладает высокой активностью, значительно  преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить  — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При  больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и  приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и  привычки. При этом он энергичен  и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние  впечатления, интраверт.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью  и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его  невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его  опускать руки. Меланхолик неэнергичен  и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще  легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство  меланхоликов — интраверты.

33   

Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что  необходимо для его нормального  функционирования.  
   Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.  
   Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности.  
   Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов и мотив может быть вызван несколькими потребностями.  
   Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев).  
   Составляющие направленности: потребности, жизненные цели, мотивационная сфера и способности. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности.  
   Структура мотива. Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ). МСЛ - вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. Некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими "стержень" всей жизни, всей сферы (в них и проявляется направленность личности).  
   В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу "напластывания" одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащим в основе мотивов.  
   Теплов выделяет "короткие" и "дальние" мотивы.  
   Ковалев: 1. Ситуационные (обусловленные конкретной обстановкой);  
   2. Связанные с той или иной деятельностью;  
   3. Связанные с жизнью в коллективе;  
   4. Связанные с обществом в целом.  
   На основе базовых потребностей формируются производные потребности (например, эстетическая). Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не только его собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив - побудительная сила, причина его поведения. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А.Н. Леонтьев).  
   Мотив - это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.   

Теории  мотивов.  
   Абрахам Маслоу:  
   1. физиологические потребности  
   2. потребность в безопасности  
   3. потребность в аффилиации  
   4. потребность в уважении  
   5. потребность в самореализации  
   Прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.  
   Рубинштейн: потребности, интересы, идеал. Иерархия по значимости. Потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором живет человек. При этом отражение потребности может носить разный характер: чувство долга, интерес, протест и т.д.  
   Ломов Б.Ф.:  
   1. базовые (материальные условия, средства жизни, общение, отдых);  
   2. производные (эстетические, потребность в обучении);  
   3. высшие (потребность в творчестве).  
   Кеттелл Р.: факторная структура мотивации:  
   аттитюды (отношения в форме поведения в заданных условиях)  
   эрги (факторы потребности социально трансформированные, биологические в своей основе потребности (секс, самоутверждение))  
   отношение (аттитюды, построенные вокруг эргов)

34

Способности можно классифицировать на:

  • природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности  в свою очередь подразделяются на:

  • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а  высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

  • способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с приро<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"