Убеждение имеют большое значение
в социальной характеристике личности
Бывает, что человек кого-то критикует,
а ведет себя так же Это свидетельствует,
что ее убеждения не являются руководством
к действию Если знания и убеждения образуют
упорядоченную и внутренне организованную
систему взглядов, составляютть мировоззрение
личности
Стремление - бывают различных психологических
форм Одна из них - мечта как созданный
фантазией образ желаемого будущего Мечта
поддерживает и усиливает энергию человека
Стремление проявляются и в страстях,
т.е. м мотивах и соответствующих потребностях,
имеющих непреодолимую силу, которая отодвигает на задний план все,
не связано с пристрастием Страсти
течение длительного времени определяют
направление мыслей и поступков человека
Неудовлетворенная страсть порождает
бурные эмоции
20.
Структура по рубинштейну
1)Направленность-чего хочет человек?
2)ЗУН-что человек может?
3)Индивидуально-типологические особенности-Что
он есть?(темперамент ,характер)
Психические свойства-устойчивые проявления
имеющие генетическую основу передаются
по наследству не изменяются по жизни
Психические процессы-устойчивые образования
развиваются и формируются под воздействием
внешних условий жизнедеятельности.
Психическое состояние-относительно
устойчивый динамичный фон деятельности
и активности психики.
Направленность-система побуждений
определяющая избирательность отношений
активности человека.
21
Индивидуальность
человека формируется под влиянием
трех групп факторов.Первую группу составляют наследственность и физиологические
особенности человека. Наследственность сохраняет
и передает внешние черты человека. Но
не только. Исследования, проводимые с
близнецами, показывают, что наследственность
может нести в себе и передачу некоторых
поведенческих черт. Физиология человека
говорит о том, что в людях очень много
общего, определяющего их поведение. В
частности, одинаковым для всех является
общий синдром адаптации, отражающий физиологическую
реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность
человека, составляют факторы, проистекающие
из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов
можно рассматривать как влияние окружения
на формирование индивидуальности. Во-первых,
сильное влияние на индивидуальность
человека оказывает культура, в которой
он формируется. Человек получает от общества
нормы поведения, усваивает под влиянием
культуры определенные ценности и верования.
Во-вторых, индивидуальность человека
сильно определяется семьей, в которой
он воспитывался. В семье дети усваивают
определенные поведенческие стереотипы,
вырабатываются их жизненные установки,
отношение к труду, людям, своим обязанностям
и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека
оказывает сильное влияние принадлежность
к определенным группам и организациям.
У человека вырабатываются определенная
идентификация, задающая для него некий
тип индивида, с которым он себя олицетворяет,
а также устойчивые формы поведения и,
в частности, реакции на воздействие со
стороны окружения. В-четвертых, формирование
индивидуальности происходит под влиянием
жизненного опыта, отдельных обстоятельств,
случайных событий и т.п. Иногда именно
эта группа факторов может приводить к
существенному изменению индивидуальности
человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование
индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека,
его индивидуальность. То есть в данном
случае ситуация с формированием индивидуальности
выглядит следующим образом: индивидуальность
оказывает влияние на свое собственное
формирование и развитие. Связано это
с тем, что человек играет активную роль
в собственном развитии и не является
только исключительно продуктом наследственности
и окружения.
22.
Различия понятий индивид и
личность и индивидуальность.
Индивид-это
человек(просто структурное звено
живого мира уникальное в своем роде)индивидуальность-это
те качества которые уникальны и
присущи только данному индивиду.Личность
это человек осознавший свою индивидуальность.
Биологическое
и социальное не могут существовать
отдельно хоть и противопоставлены
друг другу.Природные наклонности индивида
на развитие индивидуальности.
23-30
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающаяся
и проявляющаяся в деятельности и общении,
обусловливая типичные индивидуальные
способы поведения
Структура характера – это черты личности, которые входят
в состав характера человека:
- те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
- черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
- чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.
Два класса черт характера:
1. Первичные
черты. Выстраиваются из различных психических
процессов и состояний, т.е. эти черты имеют
исходное функциональное начало, связанное
с познавательными, эмоциональными, коммуникативными,
психомоторными функциями человека. Эти
черты формируются на ранних этапах онтогенеза
и регулируют уровень активности и поведения.
В этот класс входят группы:
- Познавательных черт характера, которые заключают в себе отношение человека к познанию той или иной информации, творчеству. К ним относятся: любознательность, сообразительность, догадливость, наблюдательность, изобретательность, инициативность, предусмотрительность и др.
- Эмоциональных черт характера, которые выражают степень принятия или непринятия внешних или внутренних воздействий тех или иных объектов, себя или других людей. К ним относятся: тревожность, мнительность, гневливость, агрессивность, а также веселость, оптимизм, жизнерадостность, восторженность.
- Волевых черт характера, которые реализуют различные отношения человека к трудностям, преодоление препятствий, в завершении начатой деятельности. Они являются стержнем характера к ним относятся I подгруппа, которая обуславливает общую регуляцию поведения (организованность, пунктуальность и др) и II подгруппа, которая обеспечивает силу волевого действия и преодоление препятствий (смелость, решительность, мужество).
- Коммуникативных черт характера, которые выражают отношение человека к процессам межличностного взаимодействия. К ним относятся: контактность, общительность, открытость, а также аутизм, замкнутость, закрытость, застенчивость.
- Психомоторных черт характера, которые характеризуют человека со стороны двигательной активности. К ним относятся: быстрота, энергичность, ловкость, сила, а также неуклюжесть, неловкость и т.д.
Первичные черты тесно связаны
со свойствами темперамента, т.к. они
проявляются в тех же сферах, что
и темперамент (в интеллектуальной,
эмоциональной, коммуникативной).
2. Вторичные
черты. Этот класс составляют нравственно смысловые
вторичные черты характера, они наиболее
тесно связаны с общественными отношениями
человека, и поэтому часто путаются с качествами
личности. Эти черты формируются на поздних
этапах онтогенеза, когда человек включается
в более широкий диапазон выполнения различных
видов деятельности и МЛО. В этот класс
входят группы:
- Черт характера, выражающих отношение к другим людям. К ним относятся: тактичность, вежливость, чуткость, внимательность, отзывчивость, коллективизм, а также пренебрежительность, безразличие, невежество, неуважение.
- Черт характера, выражающих отношение к себе. К ним относят: самокритичность, скромность, самостоятельность, а также зазнайство, самолюбие, эгоцентричность, гордость.
- Черт характера, выражающих отношение к деятельности. К ним относятся: трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердность, а также безответственность, хаотичность, недисциплинированность.
- Черт характера, выражающих отношение к природе и животному миру. К ним относятся: заботливость, рачительность (по-хозяйски относится к природе).
- Черт характера, выражающих отношение к вещам и результатам труда. К ним относятся: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.
Существует разделение черт личности
человека на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют
деятельность, поддерживают ее, а инструментальные
придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных
личностных свойств. От него больше зависит
не содержание, а манера выполнения
деятельности. Характер может проявляться
и в выборе цели действия. Однако,
когда цель определена, характер выступает
больше в своей инструментальной роли,
т.е. как средство достижения поставленной
цели.
Акцентуация черт характера,- это чрезмерное
усиление отдельных черт характера, при
котором наблюдаются не выходящие за пределы
отклонения в психологии и поведении человека,
граничащие с патологией. Выделяют акцентуированные
черты характера, которые развиты до предела
max нормы. Выходя за пределы нормы, черта
становится жесткой, менее пластичной,
что приводит к помехе успешности в адаптации
к внешним условиям и жизнедеятельности,
затрудняя МЛО.
В исследованиях Леонгарда и Личко
выявлены типы акцентуации черт характера:
- Гипертимический тип. Постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности; чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за не достаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям.
- Застревающий тип. Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так.
- Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность. Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе.
- Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны.
- Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры.
- Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность. В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. Смена настроения → смена общения с людьми.
- Демонстративный тип. Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Самохваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа ситуации. Контактны, стремятся к лидерству, власти, похвале. Самоуверенны, с высокими притязаниями активно защищаются, обходительны, артистичны, лицемерны.
- Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых являются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В состоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.
- Дистимический тип (противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. Домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дружит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
- Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, словоохотливы, влюбчивы. Часто спорят, в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
- Экстравертированный тип. Высокая контактность, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. Готовность внимательно выслушать другого, выполнить просьбу, исполнительность. Подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
- Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты, слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.
Значительно чаще встречаются не "чистые"
типы, а смешанные формы акцентуаций:
Формирование характера.
Некоторые черты характера, которые
являются устойчивыми в течение
всей жизни человека, обнаруживаются
уже у детей раннего возраста,
например у дошкольников. Это значит,
что истоки характера человека и
первые признаки его стабилизации следует
искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и
развитии характера ребенка играет
его общение с окружающими
людьми. Сензитивным периодом жизни для
становления характера можно считать
возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много
и активно общаются как с окружающими
взрослыми людьми, так и со сверстниками,
открыты для воздействий со стороны, с
готовностью их принимают, подражая всем
и во всем.
Стиль общения взрослых друг с другом
на глазах у ребенка, способ обращения
с ним самим весьма важны для
становления характера. Особенно это
относится к обращению родителей
с ребенком, в первую очередь матери.
Раньше других в характере человека
закладываются такие черты, как
доброта, общительность, отзывчивость,
а также противоположные им качества:
эгоистичность, черствость, безразличие
к людям. Имеются данные о том,
что начало формирования данных черт
характера уходит в глубь дошкольного
детства, к первым месяцам жизни и определяется
способом обращения матери со своим ребенком
(первая стадия личностного развития по
Э.Эриксону).
Те свойства характера, которые
наиболее ярко проявляются в труде
— трудолюбие, аккуратность, добросовестность,
ответственность, настойчивость, другие
«деловые» качества, — складываются
несколько позже, в раннем и дошкольном
детстве. Они формируются и закрепляются
в играх детей и доступных им видах домашнего
труда.
В начальных классах школы оформляются
черты характера, проявляющиеся
в отношениях с людьми. Этому способствует
расширение сферы общения ребенка
с окружающими за счет множества
новых школьных друзей, взрослых —
учителей.
В подростковом возрасте активно развиваются
и закрепляются волевые черты
характера, а ранняя юность закладывает
базовые нравственные, мировоззренческие,
основы его.
К окончанию школы характер человека
можно считать в основном сложившимся,
и то, что происходит с ним в
дальнейшем, почти никогда не делает
характер человека неузнаваемым для
тех, кто с ним общался в
школьные годы.
Для формирования характера решающее
значение имеет социальное воспитание,
включение личности в коллективы.
Один из физиологических механизмов
формирования характера — динамический
стереотип. Характер формируется и утверждается
под влиянием воздействия среды, деятельности
и воспитательных воздействий от других
людей. Кроме того, с возрастом все большую
роль играет самовоспитание, однако оно
обусловлено соответствующей мотивацией
-потребность самовоспитания прежде всего
должна быть осознана Характер не только
формируется в деятельности и общении,
но и сам влияет, обусловливает осуществление
разных видов деятельности и процессы
общения.