Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка
1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.
В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.
И. Михайлов в своей книге ≪Наука о душе≫, ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики -ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.
М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.
А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.
1. Человек - это целостный организм,
имеющий в совокупности
2. Душа не рассматривается как
совокупность чувств, мыслей и
жизненных сил и, выполняя
3. Индивидуальное сознание
4. Развитие способностей
5. Воля обусловлена вниманием,
которое является выражением
мышления, и помогает человеку
справляться со своими
6. Душа как таковая не
Доминирующими
оставались идеи рационализма и утверждение
об активном характере всех познавательных
процессов, связанном с врожденной
активностью души. Вольф: разработал немецк.психологич.
Замечательный английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл (1774—1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние—чувствительные (1807). Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги, каждая часть которой получала анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувствительному нерву, затем его переработка в нервном центре и передача по эфферентному нерву к органу движения. Тем самым было» установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс Параллельно оно было совершено французским физиологом Мажанди (1822) и вошло в науку под двойным именем — «закон Белла-Мажанди».
Белл показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Он впервые выделил нервы, которые ведут oт мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приводит к тем или иным нарушениям движения: при повреждении двигательного нерва наступает паралич, при нарушении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу, наблюдаются различные нарушения координации движения. Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в оборот в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи.
Современники
восприняли только ту часть его учения
о мышечном чувстве, где говорится
о такой его функции, как ощущение
усилия во время движения. Белл описал
факт, который теперь называется реципрокной
иннервацией мышц-антагонистов: когда
мышцы-разгибатели
Г. Э. Мюллер, .автор трехтомных экспериментальных исследований памяти («К анализу памяти и представлений», 1911, 1913, 1917). Мюллер сделал вывод о том, что память — не механическая способность. Он показал, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборатории Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций (М. Калкинс) и др.
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов.
Герман Гельмгольц (1821-1894) внес огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения, разделив психику и сознание в созданной им теории восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем.
1.
Восприятие подчинено закону
соединения и в дальнейшем
сопоставления конкретного
2.
Бессознательные умозаключения
имеют ряд отличительных
-
возникают бессознательно, т. е.
без участия сознания и
- имеют опытное происхождение через многократное повторение;
-
возникают из сенсомоторных
Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Сформулировал основной психофизический закон. Целью Фехнера было измерение ощущений.
Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения.
1.
Главным фактором выживания
2.
В ходе эволюции выживают те,
кто смог наиболее эффективно
приспособиться; при этом выжившие
в борьбе за существование
передают свои свойства
3.
Поскольку естественный отбор
отсекает все ненужное для
жизни, то он истребляет и
психические функции, не
С
самого начала сущ-я пс.как самостоятельной
науки наметились различные подходы к
пониманию ее предмета, методов и задач.
Вундтовские традиции развивались Эдвардом
Титченером и психологами, сгруппировавшимися
вокруг него в Корнелльском универе в
США.Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские
традиции и его понимание психологии как
науки о непосредственном опыте. Свою
науку он назвал структурной психологией. Ее задачи:
1)разложить душевное состояние на простейшие
составные части; 2)найти законы соединения
этих частей; 3)привести эти законы в связь
с физиологической организацией. Ввел
метод аналитической интроспекции: достижение
“чистого содержания сознания”, без вмешательства
физических характеристик стимула (“ошибка
стимула”). В качестве первичных элементов
сознания выделял ощущения, образы и чувства.
Ощущения обладают качеством, интенсивностью,
отчетливостью и длительностью. Образы-следы
прежних ощущений, менее отчетливы. Чувства-элементы
душевных движений; они обладают качеством,
интенсивностью и длительностью. Внимание
и мышление имеют сенсорную природу и
не содержат нового элементраного процесса,
подобного рассмотренным трем. Спорил
с вюрцбюргской школой по поводу безобразности
мышления. Под влиянием идей психологии
акта Джемс (1842-1910) создал функционализм. Написал “Основы
психологии” (1890). Он отрицал сущ-ие сознания
как субстанции и настаивал на его существовании
как функции -познания. Он отвергал атомизм
психологии: в самонаблюдении нам открываются
не элементы, а цельные конктретные состояния
сознания, изменчивые в каждый момент
времени. Изучать надо функции, операции.
В сознании нет связок, оно - поток. В нем
можно выделить качественности и переходные
состояния. Характерной чертой потока
сознания является наличие психических
обертонов, образов, смутных и неотчетливых
явлений сознания. Сознание всегда отличается
селективностью. Вопрос о связи состояний
с мозгом он решал с помощью теории психического
автоматизма - разновиднотси концепции
психофизического параллелизма. После
1916 года это направление перешло в бихевиоризм.
Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид.
Они выступали против структуралистов
в вопросе необходимости исключения из
сферы рассмотрения значений, ценностей,
отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме
того, они призывали не ограничиваться
сознанием, а рассматривать целостный
организм в единстве разума и тела. Недостатки:
понятие функции страдало неопределенностью,
В.
Вундт в своей концепции экспериментальной
психологии разрабатывал понятие предмета,
метода и задач психологии как науки.
1. Предмет психологии - не поведение и
деятельность, а сам человек, его внутренняя
сущность, т. е. сознание и его содержание
- простейшие элементы (ощущения и чувства),
возникающие в непосредственном опыте
индивида.
2. Задача психологии - с помощью эксперимента
изучить эти простейшие элементы сознания
и связи между ними через их выделение
с помощью метода интроспекции, установление
характера и нахождение законов этой связи.
3. Методы психологии - интроспекция как
особая процедура, требующая специальной
подготовки и умения отвлечься от всего
внешнего и сосредоточиться на самой сути
сознания, и эксперимент как способ уточнения
данных, полученных в ходесамонаблюдения.
4. Экспериментальная психология делится
на две отрасли, имеющие разные методы
и объекты исследования:
1)
психология индивидуального
2) «психология народов», где объектом
изучения становятся высшие психические
функции и психическое развитие различных
народов, а методами их изучения являются
этнологические наблюдения и анализ продуктов
культуры, языка, мифов, нравов. Понимание
сознания и ассоциаций у Вундта сводится
к следующему.
1.
Сознание активно, имеет
2. Главной задачей в изучении сознания
является изучение его содержаний путем
разложения самого сознания в ходе интроспекции
на мельчайшие, далее неразделимые частицы,
отсюда вытекает и понимание самого сознания
как набора простейших психических элементов.
3.
Любая ассоциативная связь
4.
В противоположность
Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность (интенцию)на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано . Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал Брентано, можно определить область психологии. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.