Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге ≪Наука о душе≫, ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики -ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные,  порой противоположные друг другу  характеристики.

2. Душа не рассматривается как  совокупность чувств, мыслей и  жизненных сил и, выполняя функции  жизненно важных органов - мозга  и нервов, не может быть самостоятельной,  так как ее существование невозможно  без этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется  благодаря ведущей роли языка  и речи.

4. Развитие способностей обусловлено  не только воспитанием, но и  влиянием природы. При этом  каждый человек неограничен в  своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием,  которое является выражением  мышления, и помогает человеку  справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется  бессмертием, но ее способность  к ≪мысленное≫ неразрушима, вечна.

 

  1. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Доминирующими оставались идеи рационализма и утверждение  об активном характере всех познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души. Вольф: разработал немецк.психологич.терминологию,заменившей латинскую. Само слово “психология”,стало в Европе известным после выхода книг Вольфа “Эмпирич.пс” (1732) и“Рациональная пс” (1734).Вольф автор теории “психология способностей”. в ней сделана попытка дать научное объяснение различным пс качествам человека. Ведущими положениями психологии способностей были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного познания, ясные- на уровне разума. Если с представлением объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление. Вольф описал различные классы пс.явлений, разделив их на иерархически расположенные группы.для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание.    Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном ряду как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был выдвинут Лейбницем. Так психофизич проблема (отнош пс явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологиче (отнош.пс.явлений к мозгу).  главным объектом критики стало учение Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Аристотеля о потенциальном и актуальном знании. У Вольфа же представления об объектах суть самопорождения нематериальной сущности. При отделении способности от реального взаимодействия организма с объектом она неизбежно становится самост, ничем не обусловленной силой. Но, отвергая понятие о способностях, которое было подвергнуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая психология оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спонтанной активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.В трудах И. Канта “Критикачистого разума”, “Метафизика морали” понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания.Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения,т.к. сами они пассивны. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Все познаваемое ученый разделял на “явления”, кот.можно познать, и “вещи в себе”,кот.непознаваемы. Истинное познание явлений происходит при эксперимент. исследовании. Предназначение психологии - описание проявлений психич жизни, но не их объяснение. Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия “Я”, которое невозможно вывести только из данных рефлексии.Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.

 

  1.  Экспериментальные исследования в области физиологии Ч. Белла.

Замечательный английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл (1774—1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние—чувствительные (1807). Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги, каждая часть которой получала анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувствительному нерву, затем его переработка в нервном центре и передача по эфферентному нерву к органу движения. Тем самым было» установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс Параллельно оно было совершено французским физиологом Мажанди (1822) и вошло в науку под двойным именем — «закон Белла-Мажанди».

Белл  показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Он впервые выделил нервы, которые ведут oт мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приводит к тем или иным нарушениям движения: при повреждении двигательного нерва наступает паралич, при нарушении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу, наблюдаются различные нарушения координации движения. Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в оборот в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи.

Современники  восприняли только ту часть его учения о мышечном чувстве, где говорится  о такой его функции, как ощущение усилия во время движения. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной  иннервацией мышц-антагонистов: когда  мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели  сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли  и расширяли представления о  деятельности нервной системы и  позволяли лучше понять нервный  механизм поведения.

 

  1.  Доктрина специфической энергии органов чувств И. Мюллера. 

Г. Э. Мюллер, .автор трехтомных экспериментальных исследований памяти («К анализу памяти и представлений», 1911, 1913, 1917). Мюллер сделал вывод о том, что память — не механическая способность. Он показал, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборатории Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций (М. Калкинс) и др.

 

  1. Работы Э. Вебера в области физиологии органов чувств.

Эрнст Вебер  (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов.

 

  1. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

Герман  Гельмгольц (1821-1894) внес огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения, разделив психику и сознание в созданной им теории восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем.

1. Восприятие подчинено закону  соединения и в дальнейшем  сопоставления конкретного стимула,  т. е. внешнего объекта, вызывающего  то или иное ощущение в настоящем,  с определенным опытом в прошлом,  когда в ходе бессознательных  умозаключений делается вывод  о соответствии или несоответствии  первого и второго.

2. Бессознательные умозаключения  имеют ряд отличительных особенностей:

- возникают бессознательно, т. е.  без участия сознания и мышления, и соответственно не управляются  ими;

- имеют опытное происхождение  через многократное повторение;

- возникают из сенсомоторных связей  между зрительным ощущением и  ощущением от движений глаза  в процессе восприятия.

 

  1. Психофизика и ее основные задачи. Работа «Элементы метафизики» Г. Фехнера.

Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Сформулировал основной психофизический закон. Целью Фехнера было измерение ощущений.

 

  1. Развитие Ч. Дарвином эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.

Эволюционная  теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения.

1. Главным фактором выживания организмов  в постоянно угрожающей их  существованию внешней среде  является естественный отбор,  который вынуждает особь приспосабливаться  и одновременно с этим безжалостно  истребляет все, чему не удалось  справиться с трудностями среды.

2. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно  приспособиться; при этом выжившие  в борьбе за существование  передают свои свойства потомству.

3. Поскольку естественный отбор  отсекает все ненужное для  жизни, то он истребляет и  психические функции, не способствующие  приспособлению, т. е. психика  рассматривается как элемент  адаптации организма к внешней  среде. Теория Дарвина оказала  сильнейшее влияние на развитие  психологии и явилась одной  из предпосылок становления психологии  как самостоятельной науки.1. Изменение  предмета психологии на основе  принципа соотношения «организм  – среда» с изучения сознания  индивида на изучение его поведения  во внешней среде, которая является  фактором, детерминирующим его психическую  жизнь.2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность. 3.Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного. 4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития. 5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих эти различия.

 

  1. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

С самого начала сущ-я пс.как самостоятельной науки наметились различные подходы к пониманию ее предмета, методов и задач. Вундтовские традиции развивались Эдвардом Титченером и психологами, сгруппировавшимися вокруг него в Корнелльском универе в США.Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознания”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы-следы прежних ощущений, менее отчетливы. Чувства-элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления. Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842-1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал сущ-ие сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции -познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью,недооценивали содержательную сторону сознания.

 

  1. Программа психологии В. Вундта как учения о непосредственном опыте.

В. Вундт в своей концепции экспериментальной психологии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки. 
1. Предмет психологии - не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. е. сознание и его содержание - простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида. 
2. Задача психологии - с помощью эксперимента изучить эти простейшие элементы сознания и связи между ними через их выделение с помощью метода интроспекции, установление характера и нахождение законов этой связи. 
3. Методы психологии - интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходесамонаблюдения. 
4. Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:

1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через  метод интроспекции являются  простейшие элементы сознания; 
2) «психология народов», где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов. Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему.

1. Сознание активно, имеет разные  степени ясности и разный объем. 
2. Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов.

3. Любая ассоциативная связь есть  пассивный процесс, протекающий  без участия субъекта и его  сознания, но его продукт является  новым, не сводимым к сумме  своих элементарных частиц явлением.

4. В противоположность ассоциативной  связи существуют так называемые  апперцептивные связи, которые  протекают при активном участии  сознания и являются его особой  функцией, внешне выражающейся во  внимании.

 

  1. Программа психологии Ф. Брентано как учения об интенциональных актах сознания.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический  акт имеет определенную направленность (интенцию)на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано . Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал Брентано, можно определить область психологии. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"