Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка
1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.
Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.
Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.
Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.
Карен Хорни пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она несогласная с фрейдовской теорией женской психологии.Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе (либидо, предопределяющая роль детства, эдипов комплекс и т.п.). Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В конечном итоге Хорни постулирует бессознательную аффективную мотивацию, необходимость подавления и механизм подавления с пом. противоречивых и несовместимых импульсов, стремлений и т.п., защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавляемого материала в сознание, концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавл. импульсов в сознание.
Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму человек осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. Ответ на проблемы-любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.
Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.
Эго-психология: Анна Фрейд. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п. Отрицание необходимости изучения бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры. Разработала эпигенетическую теорию развития л-ти и эмоц-х кризисов у взрослых . Описала 8 стадий псих-го развития Я, к-ые проходит чел-к от рождения до смерти , утверждала, что развитие л-ти не заканчивается в подростковом возрасте , оно происходит на протяжении всего жизненного цикла. Переход на каждую следующую стадию вызывается новыми задачами, которые выдвигает общество, и сопровождается кризисами идентичности.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку. Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи детей. Он пришел к вы воду, что процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть про читаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера. Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом раз витии детей.
Характеристика
и критика когнитивной
1.
Основные объекты изучения - познавательные
процессы: память, речь и ее психологические
аспекты, восприятие, внимание, мышление
и воображение, а также
2.
Методы исследования - хронометрические
методики, основанные на точной
регистрации времени ответа на
поставленную задачу или
3.
Все формы человеческого
-
строгую последовательность в
сборе и переработке
-
уровневую организацию в
-
избирательность, определяемую
- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;
- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой. Характеристика и критика когнитивной психологии Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Гуманистическая
психология - это направление в
западной психологии, признающее личность
как целостную уникальную систему,
"открытую возможность" самоактуализации.
Одной из целей гуманистической психологии
является восстановление аутентичности
личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире
ее внутренней природе. Средством такого
восстановления считается самоактуализация
- стремление человека к возможно более
полному выявлению своих личностных возможностей.
Гуманистическая психология сформировалась
как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет
себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму
и фрейдизму.
В возникшее течение оказались вовлеченными
ряд ведущих психологов и психотерапевтов
того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу,
К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Основные
положения гуманистической
-человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; -человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
-человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
-человек - это активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистическая мысль оказала
значительное воздействие на
развитие психотерапии и
Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.
Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом: "Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их".
В своем теоретическом здании В.Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
психологической науки.
Духовная
жизнь русского общества была тесно
связана с общим ходом развития
западной культуры. Вместе с тем
она отражала своеобразие социального
и исторического пути развития России,
оказывая существенное влияние на формирование
отечественной науки. 60-е гг. XIX в.
– один из самых знаменательных
этапов в русской истории и
русской науке. Ослабление цензурного
гнета, открытие многих либеральных
изданий, возобновление университетских
курсов по философии и психологии
пробудили надежды
60-70-е гг. XIX в. остались в эмоциональной памяти поколений как годы освобождения, причем имелась в виду не только отмена крепостного права, но и общее духовное раскрепощение человеческой личности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.
Изменение
социальной ситуации в России в 60-е
гг. привело к определенности, осознанности
смутного до того переживания своей
самобытности. Процесс реформирования
затрагивал практически все общественные
группы, стремление к самопознанию,
описанию своих национальных психологических
качеств существовало во всех слоях
общества, т. е. это был тот редкий
момент, когда национальная идея становится
идеей всего общества, хотя и не
всеми в достаточной степени
осознается. Таким образом, резкое изменение
социальной ситуации, связанное с
коренными реформами жизни
Для психологии это было связано с тем, что параллельно возникло и стремление к осознанию русского менталитета, к выделению и описанию психологических особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению «национального характера», «народной души», под которыми подразумевались главным образом установки, ценности, верования, общие для всех членов общества.
Узнадзе
считал, что установка далеко не
сводиться к отношению к чему-