Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)

 

  1. Неофрейдизм, основные направления критики З. Фрейда.

Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители отвергают  пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.

 

  1. Психология неофрейдизма К. Хорни.

Карен Хорни пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она несогласная с фрейдовской теорией женской психологии.Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе (либидо, предопределяющая роль детства, эдипов комплекс и т.п.). Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В конечном итоге Хорни постулирует бессознательную аффективную мотивацию, необходимость подавления и механизм подавления с пом. противоречивых и несовместимых импульсов, стремлений и т.п., защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавляемого материала в сознание, концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавл. импульсов в сознание.

 

  1. Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму человек осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. Ответ на проблемы-любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

 

  1.  Концепция межличностной психиатрии Г. Салливена.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

 

  1.  Эго-психология А. Фрейд. 

Эго-психология: Анна Фрейд. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п. Отрицание необходимости изучения бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры. Разработала эпигенетическую теорию развития л-ти и эмоц-х кризисов у взрослых . Описала 8 стадий псих-го развития Я, к-ые проходит чел-к от рождения до смерти , утверждала, что развитие л-ти не заканчивается в подростковом возрасте , оно происходит на протяжении всего жизненного цикла. Переход на каждую следующую стадию вызывается новыми задачами, которые выдвигает общество, и сопровождается кризисами идентичности.

 

  1. Генетическая психология Ж. Пиаже.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку. Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи детей. Он пришел к вы воду, что процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть про читаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера. Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом раз витии детей.

 

  1.  Когнитивная психология

Характеристика  и критика когнитивной психологии Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ. Когнитивная психология выдвигает следующие идеи

1. Основные объекты изучения - познавательные  процессы: память, речь и ее психологические  аспекты, восприятие, внимание, мышление  и воображение, а также эмоциональная  и волевая сферы личности.

2. Методы исследования - хронометрические  методики, основанные на точной  регистрации времени ответа на  поставленную задачу или реакции  на сигнал. Отвергаются интроспективные  методы, так как не обладают  той точностью, которая необходима  для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания  и познавательной активности  схожи с операциями ЭВМ и  имеют следующие характеристики:

- строгую последовательность в  сборе и переработке информации;

- уровневую организацию в переработке,  хранении и использовании информационных  блоков;

- избирательность, определяемую опытом  познающего субъекта;

- зависимость от среды - от предметов  физического мира, культурной и  социальной среды;

- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой. Характеристика и критика когнитивной психологии Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

 

  1.  Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - это направление в  западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, "открытую возможность" самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму.  
В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.

Основные  положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог:

-человек  открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; -человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

-человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

-человек - это активное, интенциональное, творческое существо.

  Гуманистическая мысль оказала  значительное воздействие на  развитие психотерапии и теории  личности, повлияла на организацию  управления и образования, систему  консультирования. Гуманистические  психологи расширили предметную  сферу психологии, включив в нее  отношения личности и понимание  контекста ее поступка.

 

  1. Логотерапия В. Франкла.

Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.

Основанное  на философии человеческой ответственности  мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом: "Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их".

В своем теоретическом здании В.Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

 

  1. Становление отечественной (советской) психологии в рамках мировой

психологической науки.

Духовная  жизнь русского общества была тесно  связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем  она отражала своеобразие социального  и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. 60-е гг. XIX в. – один из самых знаменательных этапов в русской истории и  русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных  изданий, возобновление университетских  курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной  части общества на то, что и в  России наконец произойдет реформирование уклада, просвещение.

60-70-е  гг. XIX в. остались в эмоциональной  памяти поколений как годы  освобождения, причем имелась в  виду не только отмена крепостного права, но и общее духовное раскрепощение человеческой личности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.

Изменение социальной ситуации в России в 60-е  гг. привело к определенности, осознанности смутного до того переживания своей  самобытности. Процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы, стремление к самопознанию, описанию своих национальных психологических  качеств существовало во всех слоях  общества, т. е. это был тот редкий момент, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной степени  осознается. Таким образом, резкое изменение  социальной ситуации, связанное с  коренными реформами жизни народа, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью заставило  образованную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положительных  и отрицательных качеств. Эти  проблемы и стали центральными не только для социологии, философии  и юриспруденции, но и для психологии того времени.

Для психологии это было связано с  тем, что параллельно возникло и  стремление к осознанию русского менталитета, к выделению и описанию психологических особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению «национального характера», «народной души», под которыми подразумевались  главным образом установки, ценности, верования, общие для всех членов общества.

 

  1. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

Узнадзе считал, что установка далеко не сводиться к отношению к чему-либо, а является частью человеческой личностью  и всегда остается бессознательной.  Узнадзе предлагает охарактеризовать установку как конкретное состояние  целостного субъекта,  готовность к  совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности  Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, “принципа связи” как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъективной сфере), так и между целостным субъектом и транссубъективной реальностью. Немаловажным является и то положение Узнадзе, что установка содержит не только “каузальный” (побуждение к деятельности, потребность), но и “целеподобный” момент в виде общей проспективной неразвернутой модели будущей деятельности, отражающей ее конечный результат. Это означает, что установка отражает не только настоящие, но также прошлое и будущее.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"