Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)

Установки напрямую связаны с поведением. Согласно Узнадзе содержание установки зависит  от объективного фактора, вызывающего  установку. Следовательно, при исследовании содержания установки каждый раз  необходимо найти тот предмет  в ситуации разрешения задачи, на который  направлена установка, и то, какую  роль выполняет этот предмет в  детерминации деятельности. Таким образом, выделяется несколько форм или видов  установок по их отношению к “нужному”  предмету и происхождению. Это “непосредственные” и “опосредованные” установки. К  “непосредственным” установкам относятся  установки практического поведения. В классе “опосредованных” установок, сформированных в процессе сознательной психической деятельности, выделяют два вида:  а) индивидуальные установки (возникшие в процессе собственной  деятельности человека в плане объективации); б) установки, опосредованные чужой  объективацией.

 

  1. Нейропсихология А.Р. Лурия.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).

В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.

 

  1.  Теория высших психических функций и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Лев Семенович Выготский (1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики  человека, с помощью которой стремился  определить качественную специфику  психического мира человека, разрешить  проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Марксистская  философия исходит из представления, что определяющую роль во всей общественной жизни играет материальное производство. Если животное приспосабливается к  окружающей среде, то человек благодаря  использованию орудий труда видоизменяет природу, «налагает на природу печать своей воли». Из этого фундаментального положения марксистской философии, с точки зрения Л. С. Выготского, вытекают для психологии важные следствия. Одно из них — способность к овладению  их природой — не прошло бесследно  для человека в одном очень  важном отношении: он научился также  овладевать собственной психикой, появились  произвольные формы деятельности как  высшие психические функции.

Выготский различает два уровня психики  человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные  функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции. Высшие психические функции  носят социальный характер.

Теория  Выготского исходила из мысли, что основная структура общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики. Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудии труда, то характерное отличие человеческой психики от психики животного  тоже заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли  Выготского, является знак. Первые слова  обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другим и направленные на действия: сделай то-то, сходи туда-то и т. д. Затем человек начал обращать слова-приказы на себя. Из внешнеорганизационной функции слова родилась его внутриорганизационная функция. Человек говорит себе «вставай» и встает. Сначала функции, приказывающие и исполнительские, были разделены, весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. интрапсихологические.

Превращение интерпсихологического отношения  в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации. Учение об интериоризации является одним из ключевых в культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого учения он показал, как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности, овладение словом, знаком.

Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая — ребенок перенимает у взрослого способ общения — начинает воздействовать словом на взрослого. Третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя. Процесс формирования высшей психологической деятельности в онтогенезе растянут на десятилетия. Зарождаясь в речевом общении, он завершается в полноценной символической деятельности. Человек овладевает ценностями культуры. Основными составляющими внутреннего мира становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Таким образом, на основе понятия интериоризации Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции согласно его учению сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.

 

  1. Проблемы памяти в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.

В серии экспериментов Зинченко был доказан факт зависимости непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Данная форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, и перед ним довольно часто встает задача вспомнить то или иное событие, которое целенаправленно не отмечалось и не запоминалось. Кроме того, непроизвольное запоминание, в отличие от произвольного, редко служит предметом экспериментального исследования, так как с трудом помещается в лабораторные рамки; эта форма запоминания практически не исследуется в когнитивной психологии. Однако П.И. Зинченко и его сотрудникам удалось решить методологические и практические проблемы, связанные с изучением непроизвольного запоминания. Один и тот же экспериментальный материал выступает в эксперименте в двух ипостасях: один раз – в качестве объекта, на который направлена деятельность, второй раз – в качестве фона, т.е. объекта, непосредственно не включенного в деятельность.

 

  1. С.Л. Рубинштейн и его методологические принципы психологии (единство сознания и деятельности).

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) занимался проблемами методологии науки. Опираясь на труды  К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который  позволил дать новаторскую трактовку  сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством  самонаблюдения, а как высшего  уровня организации психической  деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных  связей с объективным миром. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий.На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). В центре его интересов выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов.

 

  1. А.Н. Леонтьев и проблемы деятельности.

А.Н. Леонтьев (1903–1979) развивал положение  о том, что все совершающееся  в психической сфере человека укоренено в его деятельности. Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – «Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев  подчеркивал, что деятельность –  особая целостность. Она включает различные  компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они  образуют систему. Различие между деятельностью  и действием он пояснял на следующем  примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в  засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет  же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как  действие – той целью, которая  им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет  включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических  категорий(образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

 

  1. Б.Г. Ананьев и проблемы комплексных исследований в психологии.

Проблемы  человекознания в творчестве Б. Г. Ананьева.        

Ананьев развивал некоторые важные положения  Бехтерева, - инициатора комплексных  исследований, и выступил с идеей  создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины,физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько   основных направлений:                         

- изучение человека как биологического  вида;

- анализ онтогенеза и жизненного  пути человека как индивида;

- изучение человека как личности;

- анализ проблем человечества.

В своей главной работе «Человек как предмет познания», в своем подходе к человеку Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности.

     Развитие индивида – это онтогенетическое природное развитие человека – зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение,старость.

     Личность же – субъект общественного поведения и общения

(общение  он рассматривал, как особую деятельность, наряду с предметной

деятельностью и познанием). Начало личности человека наступает намного позже, чем  начало индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств общения  и деятельности. Он также одним  из первых начал изучение проблем зрелости и старения . В его исследованиях были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало  психологической акмеологии в нашей стране.

 

  1.  Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Потребности (исходное и основное начало ориетировки в ситуации), чувства (ср-во переориентировки в ситуации + сами переживания являются особым способом ориентировки в жизненных условиях). воля (особая форма душевной жизни) есть разные формы ориентировочной деятельности. Т.о., если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.

  Основные уровни действия 

Ориентировочная деятельность, как аппарат управления поведением. Здесь возникает необходимость  приспосабливать действия к изменяющимся условиям среды с помощью примеривания, экстраполяции и коррекции. Действие - единица поведения. Общая линия эволюции действия ~ определенному типу действия: а) ур. физического действия б) ур. физиологического действия: здесь не только организмы, которые выполянют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий. Но эти результаты дейсвуют только тогда, когда они физически достигнуты. в) ур. действий субъекта. Воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом может привести к неудаче в новой ситуации. Здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его. Это достигается благодаря экстраполяции действий в плане образа - т.е. установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или заверщения. г) ур. действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.       

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"