Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)

Самое парадоксальное, что имя Г. Мюнстерберга в США предано забвению, – и это после вознесения его на психологический Олимп. Немец по происхождению и патриот Германии, Г. Мюнстерберг после начала Первой мировой войны во всеуслышание защищал свою немецкую родину в США, где господствовали анти-немецкие настроения. В атмосфере шпиономании этого было достаточно, чтобы обвинить ученого в шпионаже. Г. Мюнстерберг получал письма с угрозами, сотрудники оскорбительно высказывались в его адрес. Ученый не смог вы держать остракизм и ядовитые нападки. Во время лекции в университете Г. Мюнстерберг 16 декабря 1916 г. упал на пол на полуслове и тут же умер. «Для человека, которого называли гигантом американской психологии, над его могилой было сказано совсем немного хвалебных слов» [13, с. 238]. После смерти ученого Америка забыла гиганта отечественной психологии, а историки психологии этой страны превратили Г. Мюнстерберга чуть ли не в заурядного психолога.

 

  1. Причины кризиса психологии в начале 20 века.

Строго  говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как  экспериментальной науки. границы: третья четверть 70-х гг. 19 в. - первое десятилетие 20в. Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-х гг. 20 в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период "открытого кризиса", который  продолжался до середины 30-х гг. 20 в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений  психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в 17 в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении 18-19 вв.

Таким образом, неизбежно наступил следующий, третий период кризиса. Он характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

 

  1. Бихевиоризм, его основатели и предмет изучения.

24. Бихевиоризм (Торндайк, Уотсон) как попытка преодоления недостатков интроспективной психологии

Основоположником  бихевиоризма (от англ. behavior - поведение) является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). Также выдающимися исследователями этого направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологической основой бихевиоризма стали работы Павлова, Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-1949), изучавшего на  животных законы интеллекта как учения путем проб, ошибок и случайного успеха.

Основные  положения бихевиоризма:1. В качестве предмета психологии выступают поведение  и поведенческие реакции, так  как именно эти явления могут  быть изучены объективно опытным  путем через наблюдение;

2. Поведение включает в себя  все психологические и физиологические  аспекты жизни человека;3. Поведение  и животных, и человека рассматривается  как совокупность двигательных  реакций (R) в ответ на внешние  воздействия - стимулы (S), действует  схема стимул - реакция (S -> R);4. Задача  бихевиоризма - уметь правильно предугадать  поведение человека, ориентируясь  на стимулы внешней среды: зная  характер стимула, можно предсказать  реакцию, или поведение; 5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственным, и называются безусловными рефлексами; 6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса; 7. Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками; 8. Механизмом удержания навыков является память; 9. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов – социального окружения, условий жизни и т. п.; 10. Отсутствует периодизация возрастного развитие нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе; 11. Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.

Характеристика  и историческая роль бихевиоризма

Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания, против структурализма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю

науку психологию в целом. Была создана  наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению  объективного подхода в психологии.

Достоинства и недостатки бихевиоризма:

1. Обозначил историческую потребность  в расширении понимания предмета  изучения в психологии и ввел  в круг изучаемых явлений поведение  человека, сделав его предметом  своих исследований, но при этом  потребность

в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, гак как  игнорировалось сознание как объективная  сущность;

2. Исследование поведения и острая  постановка проблемы объективного  подхода в психологии, но понимание  поведения сводится лишь к  внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы;

3. Обозначение задачи управления  поведением человека, нацеленности  научного исследования на связь  с практическими задачами, но  из-за механистической трактовки

поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо;

4. Укрепление метода лабораторного  эксперимента как основного в  психологических исследованиях,  введение в практику опытов  на животных, что позволяет решить  многие практические задачи психологии, но эти результаты переносятся  без каких-либо купюр и ограничений  на человека, не учитывая при  этом качественной разницы в  поведении человека и животных;

5. Установление многих закономерностей  выработки навыков, были игнорированы  важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ  действия как ориентировочная  основа его реализации, полностью  исключался социальный фактор.

 

  1. Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл).

Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы.

Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности  и заканчивается реакцией. Им были сформулированы законы поведения –  теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реак ции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.

 

  1. Особенности оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скиннера.

Новый импульс развитию бихевиоризма дала теория Б.Ф. Скиннера, разработавшего концепцию  «оперантного бихевиоризма».

Берхауз Фредерик Скиннер (1904–1990)

Стремясь  переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества). С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения  и научиться им управлять. От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения.

Исходя  из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, Скиннер  разрабатывает его особый вид  – оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Большое значение имеет тот факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, «вынесение вовне» не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Что особенно важно, такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.Подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию.

 

  1. Гештальтпсихология, ее основатели и предмет изучения.

Основателями  гештальтпсихологии (от нем. gestalt- образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).

Основные  идеи гештальтпсихологии

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться  на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, ≪поле≫, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т.  е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

4. Метод исследования гештальтов- непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить  от ощущений, так как последнее  есть фикция, т. е. не существует  реально.

6. Зрительное восприятие является  ведущим психическим процессом,  определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности:

- апперцепцию (зависимость восприятия  от прошлого опыта, от общего  содержания психической деятельности  человека);

- взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное поле делится  на фигуру, отличающуюся яркостью  и четкостью, и именно ее  мы воспринимаем как основное  содержание поля, и фон, который  не столь ярок, но именно благодаря  фону фигура и воспринимается  с такой четкостью); - целостность  и структурность восприятия, т.  е. человек воспринимает предметы  в видимом поле не по отдельности,  а все вместе как единое  целое.

7. Мышление не может рассматриваться  как сформированный путем проб  и ошибок набор навыков, а  есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование  поля: те элементы поля, которые  ранее не имели

между собой никакой связи, начинают объединяться для решения поставленной задачи, и происходит это путем осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации ≪здесь и теперь≫. Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

 

  1. Экспериментальные исследования в области гештальтпсихологии.

Число хороших исследований по гештальт-терапии ничтожно. Прохазка (Prochaska, 1979) проанализировал несколько современных работ на эту тему и пришел к выводу, что, хотя в некоторых работах и был отмечен значительный личностный рост после посещения занятий в гештальт-группах, в других работах описываются только минимальные эффекты. Обследование 60 студентов (Foulds and Hannigan, 1977), проведенное с использованием «Опросника личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory), показало, что участие в гештальт-семинарах привело к усилению тех тенденций в поведении, которые способствуют самореализации. Как было показано в недавних исследованиях, включавших изучение контрольной группы, применение методов гештальт-терапии приводит к углублению самоосознания индивида (Greenberg). 
Главной задачей гештальт-терапии является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего «Я» и продвижению к зрелости. По установившейся традиции, руководитель группы работает с добровольцем из числа участников, который находится на «горячем стуле». Другие члены группы оказывают этому добровольцу поддержку, идентифицируют себя с ним и активно участвуют в экспериментах, чтобы помочь ему в работе. В последнее время гештальт-терапевты стали в большей степени обращать внимание на групповые процессы. Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на расширение осознания, интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"