Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

А.И.Китов  выделяет следующие стадии развития эксцессов: начало групповых эксцессов - возникновение повода; второй этап появление первых тревожных слухов; третий этап - брожение умов; четвертый этап - Формирование толпы (циркулярная реакция, процесс кружения); пятый этап - развертывание антиобщественного поведения толпы.

Практически процесс развития групповых эксцессов  включает в себя три стадии: первая - осложнение или нагнетание обстановки; вторая - возникновение повода для противоправных действий и их осуществление; третья - анализ обстановки после эксцесса.

Первая стадия групповых эксцессов предшествует массовому антиобщественному поведению  и характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства того «горючего» материала, который способен при самых незначительных поводах обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления:

- резкое усиление  тенденции к дифференциации, т.  е. к размежеванию населения на богатых и бедных при отсутствии среднего класса и обострении противоречий между ними;

- возникновение  тревожных информации, слухов, нездоровых мнений и настроений; недовольство действиями представителей власти, депутатов, чиновников местных властей; снижение уровня жизни вследствие потери работы из-за спада производства, банкротства предприятий, инфляции, роста цен и т.д.;

- ослабление  авторитета власти;

- консолидация (сплочение) ОППОЗИЦИИ и появление  лидера,

пользующегося авторитетом среди основной массы  населения. для данной стадии группового эксцесса характерна консолидация ОППОЗИЦИИ, подразделяющаяся на три уровня:

- низкий, менее всего осложняющий обстановку, когда отсутствуют практические связи между партиями и движениями; - средний, существенно влияющий на состояние обстановки, для которого характерно объединение политических партий и других сил;

- высокий, способный дезорганизовать социальную деятельность. Ему присущи такие признаки, как наличие общепризнанного лидера, стремление ОППОЗИЦИИ координировать свои действия, попытки устраивать съезды, создавать единую программу действий.

Недовольство  не всегда бывает обоснованным. Обоснованное недовольство населения связано прежде всего с недостатками в деятельности власти, ухудшением своего материального положения. Критическая точка недовольства и несправедливости означает «беспредел».

Непосредственным  началом второй стадии групповых  эксцессов следует считать возникновение повода, который используется зачинщиками в качестве детонатора события.

К числу закономерностей  этой стадии групповых эксцессов  можно отнести следующие моменты.

В качестве повода используются такие события, которые  можно психологически «обыграть», так как они как бы оправдывают начало действий участников эксцессов, придают им как бы справедливый характер и позволяют втянуть в «воронку» событий большие группы людей.

Отличительной чертой большого количества эксцессов  является то, что они становятся независимыми от породивших их в свое время исходных причин и могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны.

Эксцессы  характеризуются следующими основными  моментами: - осуществление требований с позиций силы. И в то же время  анонимности;

- внезапность  и неотвратимость действий;

- возникновение  условий для реализации сдерживаемой до

сих пор системы  отношений;

- создание  трудностей для силовых структур  по осуществлению целенаправленных действий;

- привлечение  внимания общества к событиям;

- формирование  общей и частных (вспомогательных)  целей, 

последовательности  действий по их реализации (захватам, поджогам, погромам, убийствам и др.);

- вовлечение  в события путем угроз, слухов  и пр.;

- создание  общего образа «врага»; 

- выработка  тактики действий;

- возникновение  аффектогенных действий в связи с проявлением компенсаторных механизмов (вымещение накопившейся напряженности) в экстремальных условиях;

- участие  в групповых эксцессах большого  количества ЛИЦ, склонных к  риску. 

Третья стадия группового эксцесса - это обстановка после его ликвидации. Она далеко не сразу становится нормальной. Осложнение обстановки в этот период могут вызвать слухи, недовольство, которые таят в себе возможность возобновления эксцессов.

Вопрос  38. Социальная психология безопасности.

Психология  начинается там, где учитывается  субъективная реальность - психика, или  душа, в частности, чувства, мысли  и намерения тех, кто прямо  или косвенно вовлечён во взаимодействие.

Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития.

Психология  безопасности предполагает учёт субъективного  отношения человека к наличию  и к перспективе воспроизведения  условий, оптимальных для его  жизни и деятельности.

Психологическая безопасность в широком смысле слова  означает осознанное, рефлексивное и  действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно  готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что  изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Это значит также, что человек  отдаёт себе отчёт как в своих  объективных связях с действительностью, в своей объективной включённости в каждую сложившуюся ситуацию, так  и в своём субъективном отношении  к происходящему - в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными её компонентами и/или характеристиками.

Психологическая безопасность в специальном смысле слова раскрывается, в частности, в социально-психологическом контексте. Тогда имеют в виду, прежде всего, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что  такие угрозы могут появиться  в будущем. Человек открыт для  контактов, он доверяет людям и ждёт от них того же.

Подчёркивается  также социальный, объективный аспект психологической безопасности. Тогда  речь идёт уже не только о том, что  отсутствуют актуальные и потенциальные  угрозы человеку со стороны окружающих. Делается акцент на том, что отношения  окружающих должны быть позитивными  и даже оптимальными - с точки  зрения эффективности совместной жизни  и деятельности. Причём имеются в  виду как существующие отношения, так и их состояние в перспективе; хорошее должно сменяться только лучшим, а совершенству, как известно, нет предела...

В контексте  практической психологии актуален учёт фактического положения дел - психологической  безопасности человека, группы (реальной или условной), организации (как социального  института), народа или государства. Имеется в виду вполне определённое психическое состояние взятого  субъекта - состояние его готовности предупреждать появление опасности (её угрозы) и готовности адекватно  реагировать на возникающую опасность (угрозу).

Учтём особенности  психологической безопасности человека в связи с уровнями его развития, выделенными в русле традиций ленинградской - петербургской школы  человековедения. На уровне индивида ещё нет отдельных субъективных отношений к чему бы то ни было, нет и рефлексии в психологическом смысле этого слова. Индивид  тождественен со своей жизнедеятельностью. Поэтому учтём уровни личности, частного лица, субъекта деятельности и индивидуальности.

У человека как  члена общества, как носителя определённой культуры, самая общая потребность - быть принятым другими, занимать среди  них достойное место. Для удовлетворения этой потребности есть определённые социальные механизмы. Они проявляются, в частности, в объективных и  субъективных отношениях между людьми. Ансамбль актуальных отношений раскрывает личность человека, или его природу  как социального существа.

В психологическом  плане самосохранение личности обеспечивается на социальном уровне психической интеграции человека - на уровне его сознания. Психологическая  безопасность человека как личности обеспечивается особыми «защитными механизмами». В фактах сознания, прежде всего, в речи, проявляются подсознательные, сознательные и надсознательные психологические защиты. К подсознательным относятся регрессия, отрицание и соматизация, замещение и эротизация. На уровне сознания выделяются такие защиты, как изоляция, избегание, фантазии, интеллектуализация (рационализация). И к надсознательным защитам относятся «тотальный контроль», проекция, подавление, конструктивный контроль («архитектуализация»), сублимация.

Человек как  частное лицо является носителем  опыта собственной жизни. Частная  жизнь зарождается, существует и  развивается в условиях общественной жизни на базе жизнедеятельности  организма. Рефлексивные, личные отношения  с миром выделяются из личностных отношений как их особенные, «видовые»  варианты. Вместе с «Я» рождаются личное пространство, личное время, личная (частная) собственность, личные отношения... Становится актуальной и личная безопасность.

В психологическом  плане самосохранение и существование  частного лица обеспечивается соответствующим  уровнем психической интеграции - памятью. Психологическая личная безопасность человека определяется моралью: той, которой  руководствуются окружающие его  люди, и той, которой руководствуется  сам человек. Возникающие личные проблемы разрешаются посредством  ориентиров разной обобщённости: от ситуативных  сентенций здравого смысла  до базовых идеалов, которыми могут быть (и становятся) Бог, Добро, Истина, Красота, Справедливость и т.д.

Человек как  субъект деятельности зарождается  и формируется при преодолении  препятствий, внешних и внутренних, в процессе созидания. Начинается созидание  с продуцирования того, что имеет  смысл для самого творца. Когда  продукт творчества приобретает  значение для других людей, тогда  есть основание говорить о его  создателе как о субъекте деятельности в определённой сфере.

В психологическом  плане субъектность - это опыт творческого преобразования действительности. Психологическая безопасность субъекта деятельности обеспечивается его творческим потенциалом. И опережающее выявление актуальных противоречий; и смысловое переструктурирование ситуации в соответствии с её внутренней логикой (комбинаторика); и фантазийные трансформации, в том числе с выходом за рамки ситуации; и практическое достраивание ситуации с внесением в неё продуктов собственной деятельности; и производное от общей активности «озарение» с последующим его воплощением в конкретных продуктах,  - всё это подкрепляет субъектную позицию человека и практически обеспечивает формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Высший уровень  развития человека - это индивидуальность. С одной стороны, - это предел, абсолют, совершенство, к которому стремится  человек в своём развитии, в  том числе - это идея Бога. С другой стороны, - это конкретный человек: многогранное, сложно организованное существо, разноуровневое и разностороннее. Как высший уровень развития человека, индивидуальность начинается, когда субъектная, творческая активность становится рефлексивной, обращается на самого человека. Человек начинает «строить» себя. При этом он преодолевает и сопротивление «материала», и неблагоприятные сопутствующие обстоятельства, и ограниченность своих возможностей как «строителя».

В психологическом  плане индивидуальность - это опыт субъекта деятельности в сфере собственного внутреннего мира; это автономная, хорошо организованная саморегулирующаяся система. Её потенциал распространяется на все нижележащие уровни психической  интеграции и даже на организм в  целом. Поэтому психологическая  безопасность человека, который владеет  своим внутренним миром и своим  организмом, абсолютна. Для него остаются опасности физические, биологические  и социальные.

Вопрос  39. Причины возникновения социальной напряженности.

Важным моментом в изучении конфликтов является выявление  их причин. Нельзя правильно разрешить  конфликт-ситуацию, не имея четкого  представления о породивших ее факторах.

Выделяются  следующие основные причины конфликтов в производственных коллективах:

 социально-экономические:  недостатки в организации производства  и труда, низкий уровень организационного  порядка; нечетко сформулированные  цели и задачи подразделений  и отдельных работников; несовершенство  оценочных показателей деятельности  коллектива, их несоответствие целям  организации, ради которых она  была создана; недостатки в  системе материального и морального  стимулирования труда, неблагоприятные  условия труда; низкий уровень  трудовой дисциплины; несоответствие работников целям организации, связанное с просчетами в подборе и расстановке кадров; нечеткая регламентация деятельности отдельных подразделений и исполнителей;

социально-психологические: неудовлетворенные взаимоотношения  в коллективе (по горизонтали и  по вертикали); недостаточное знание руководителем психологических  особенностей своих подчиненных; грубость, невыдержанность, бестактность руководителя; психологическая несовместимость  работников; плохая информированность коллектива по различным производственным и социально-бытовым вопросам; социально-демографические: различия в установках, мотивах поведения, ценностных ориентациях членов коллектива, обусловленные полом, возрастом и другими социально-демографическими характеристиками. Такова общая структура причин конфликтов. Конкретная же структура зависит от специфических особенностей данного коллектива (характера производства, уровня организации и оплаты труда, условий труда, стиля руководства, характера взаимоотношений в коллективе и т. д.).

Вопрос  40. Формы проявления социальной напряженности.

Основа конфликта  — нереализованные потребности  людей социальных групп, вызывающие неудовлетворенность.

Острота социальной напряженности, т. е. уровень конфликтности, проявляется в:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"