Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Социально-психологические
механизмы моды. Интерес к механизмам
образования и распространения
моды традиционно велик. Большинство
исследователей приходят к единому
мнению относительно этой проблемы и
считают, что модные процессы регулируются,
прежде всего, социально-психологическими
механизмами. Другими словами, на развитие
моды оказывают существенное влияние
как особенности социума, так и характеристики
отдельных представителей данного социума.
К последним следует отнести ценности,
нормы, социальные стереотипы, социальные
роли и статус, коммуникативные свойства
личности, особенности саморегуляции
и используемые механизмы психологической
защиты.
Заражение как
механизм моды – бессознательная, невольная
подверженность индивида определенным
психическим состояниям, возникающим
в результате модной гонки. Заражение
проявляется не через более или
менее осознанное принятие информации
о новинках моды или образцов модного
поведения, а через передачу определенного
эмоционального состояния, психического
настроя. Потребность в обновлении,
эмоциональное возбуждение, интерес,
тревога, раздражение, страсть –
вот далеко не полный перечень тех
эмоциональных состояний, которые
сопровождают появление и развитие
моды. Поскольку эти эмоциональные
состояния возникают в
Внутренней содержательной основой подражания и взаимного понимания людьми друг друга является идентификация – отождествление себя со значимыми другими. Результатом идентификации является научение посредством наблюдения за объектом и подражания ему. При идентификации субъект копирует не только внешние формы поведения объекта, но и его мысли, чувства, действия. В ходе идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого лица. Внешняя идентификация имеет прямое отношение к моде и выражается в демонстрации модного поведения, модной внешности, в обладании модными предметами. Чаще всего распространителями модных сообщений и объектами идентификации выступают так называемые «звезды», «кумиры», «идолы». Популярность их, особенно благодаря средствам массовой коммуникации, достигает громадных масштабов, а эмоциональное воздействие столь велико, что нередко вызывает у аудитории фанатическую любовь, поклонение и, конечно, подражание при выборе одежды. Очевидно, что вместе со «звездой» модными сообщениями служат и окружающие ее вещи. «Звезды» нередко являются живой рекламой вещей, другими словами, выступают как живые знаки модных стандартов, воплощенных в товарах. «Звезды» усиливают привлекательность вещи– чрезвычайно важное явление для модной коммуникации. Наиболее часто механизм идентификации проявляет себя в молодежной моде, законодателями которой в разные времена становились «Битлз», «Доорз», «Пинк Флойд», «Спайс Герлз», «Кино», «Алиса» и т.д. Их поклонники объединяются в фан-клубы и одеваются так же, как и их кумиры.
Функции моды.
мода как регулятор сознания и поведения;
мода как показатель социального положения и престижа;
мода как показатель эстетической ценности.
Данные функции могут быть интерпретированы как отражение в моде отношения индивида к себе, к другим людям, к миру в целом.
Итак, рассматривая моду в качестве регулятора сознания и поведения, следует иметь в виду возможности моды в удовлетворении потребностей человека в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды, в ситуации неустойчивости собственных оценок и ценностей. В этих случаях для человека достаточно походить на принимаемый большинством модный стандарт-образец.
В «моде» участвуют самые разнообразные социальные группы, классы, слои.Модная одежда способствует интеграции внутри «высших» классов, слоев и групп и в то же время их отделению от «низших».
Мода в
масштабах всего общества возникает
там и тогда, где и когда
существует возможность изменения
социального статуса и
И, наконец, мода выступает как показатель эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры. Выделение этой функции обусловлено тем, что моду часто воспринимают как эстетическую норму, на которую должна ориентироваться личность. Мода ориентирована на преодоление глобальных противоречий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы.
Тенденции современной моды. Первое и самое значимое из пяти направлений, которые приберегла мода на конец столетия — пуризм. На языке моды это слово означает минималистские модели, имеющие целью подчеркнуть индивидуальность человека. Достигается это за счет применения высококачественных тканей и превосходного покроя, с учетом всех особенностей фигуры. Пуризм в моде отрицает украшающие детали, считая их лишь элементом поверхностной красивости. Впервые пуризм заявил о себе в начале 1970-х годов. Его основатель — художник-модельер из Нью-Йорка по имени Хэлстон. Кстати, представители высшего света Америки были его частыми гостями и заказчиками - Элизабет Тейлор, Лайза Минелли, Жаклин Кеннеди.
«Блумсберри» и «портобелло» — направления в английской молодежной моде соответственно 1920-х годов и 1970-х годов. Блумсберри — район Лондона, где в 1920-е годы собиралась богема. Вирджиния Вульф, руководившая кружком литераторов, собрала вокруг себя людей, которые отличались, помимо всего прочего, еще и внешним видом. Они комбинировали вещи, казалось бы, совсем не подходящие друг к другу. Отчего это делалось? Порой — от недостатка средств, а порой - для того, чтобы эпатировать сограждан. На эти вольности эхом откликнулись в 70-е годы. Лондонский блошиный рынок Портобелло стал признанным центром авангардизма. На нем можно было разыскать и приобрести за гроши вязаные шапочки и клетчатые жилеты времен Вирджинии Вульф. Пожалуй, ни сама писательница, ни ее друзья и предполагать не могли такого резонанса спустя полвека.
Третье направление
— «азиатский» стиль. Богатейшие
ткани, украшенные сверкающими камнями,
сложнейшей вышивкой и расшитые блестками,
— вот что характеризует «
Как вы думаете, откуда взялся «новый деловой» стиль для современной женщины? Ну конечно, из запасников мужской деловой моды! Неброские модели «нового делового стиля» в сочетании с чувственной нежностью женщины должны, по прогнозам специалистов, покорить будущее. Это — союз силы и нежности.
Пришло время — и возродились традиции шотландских помещиков. Яркая клетка благополучно сочетается с деловым покроем, а харрис-твид — с мехом. Именно в многообразии подобных сочетаний — прелесть «шотландского» стиля. Романтика в союзе с целесообразностью — именно так в двух словах можно охарактеризовать шотландский стиль. Все в нем определяют детали: карманы-портфели, воротники из вельвета, кожи и замши, отвороты и оторочки из искусственного меха с «хищным» узором.
Структура потребителей
моды. С точки зрения скорости принятия
и усвоения модных моделей, потребители
делятся на ряд групп:
«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы»
и т.п.). Это самая малочисленная группа
потребителей Это тонкий слой, частично
смыкающийся с творцами, но не имеющий
звездного ореола. В него входят те, кто
рискует первыми купить и использовать
новую вещь не на подиуме или на сцене,
а в реальной жизни.
«Лидеры» («местные лидеры»). Их отличает
особое внимание и уважение со стороны
окружающих . Лидеры - это местные авторитеты,
не склонные к риску и отбирающие у инноваторов
наиболее приемлемые для своей субкультуры
модели. Лидеры могут удивить массу, но
смеяться над ними вряд ли будут. Они используют
то, что имеет реальный шанс войти в моду.
«Раннее большинство» («подражатели»
«ранние последователи»). Подражатели
(«раннее большинство») - это те, кто составляет
массу «модных людей». По ним можно судить
о том, что «сейчас в моде». Именно эта
группа приносит основной доход от продажи
модных товаров.
«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы»).
Характеризуются определенным консерватизмом,
стремлением «быть как все», боязнью оказаться
немодной «белой вороной». Они подключаются
к модному потоку, когда он захлестнул
массы, а потому обречены плестись в хвосте.
«Традиционалисты» («отстающие»). Для
их потребления характерна ориентация
прежде всего на традицию. Традициналисты
не менее смелы, чем пионеры: они не боятся
сойти за «белых ворон» и вызвать насмешки.
Правда, пионеры отрываются от массы, забегая
вперед, а традиционалисты отстают от
нее, следуя моде прошлых лет.
Вопрос 49. Стресс. Понятие и виды стресса.
Стресс (в переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение) - сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями вашей жизни. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон.
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Дистресс — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье
Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Экзамен служит примером положительного стресса, так как в этом случае беспокойство за хорошую оценку приводит к тому, что вы больше времени уделяете подготовке. К тому же стресс может быть полезным для организма, мобилизуя иммунную систему на борьбу с заболеваниями.
Также стресс можно определить как комбинацию стрессора и стресс-реакции.
Стрессор (от англ. stress — давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.
Наиболее общие формы стрессоров:
Физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов)
Психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.)
Типы стрессоров
Страх
Голод
Жажда
Боль
Усталость
Изоляция
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. Страх - базовая эмоция, то есть является врождённым эмоциональным процессом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования.
Голод — состояние организма, вызванное недостаточным поступлением веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Голод бывает абсолютным и относительным. Абсолютный голод — иначе называется дефицитным и характеризуется недостатком или полным отсутствием минимального количества продуктов питания, необходимого для поддержания жизни организма. Относительный голод — иначе называется скрытым (или недостаточным) и характеризуется хроническим потреблением некачественных продуктов питания с низким содержанием питательных элементов и витаминов, необходимых для поддержания активной жизнедеятельности организма, что вызывает многочисленные заболевания и снижает среднюю продолжительность жизни. Голод оказывает существенное влияние на психику и на поведение человека. Притупляются чувства, снижается память, замедляются и нарушаются мыслительные процессы, теряется контроль над собственным поведением, подавляется воля, возникают разнообразные зрительные и слуховые галлюцинации, нарастает апатия, чередующаяся с кратковременными всплесками повышенной раздражительности и агрессии.