Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
а) повышенном эмоционально-психическом фоне взаимодействия и усиления неудовлетворенности ситуацией;
б) учащении локальных конфликтов;
в) появлении «отклоняющегося поведения»;
г) поиске «виноватого».
Способы и формы проявления неудовлетворенности могут быть различными:
• личные беседы нескольких человек;
• выступления на собраниях отдельных представителей коллектива;
• массовые увольнения по собственному желанию почти всей бригадой после обсуждения конфликта, сознательно или стихийно;
• саботаж (коллективное невыполнение указаний руководства);
• коллективная голодовка (могут быть десятки участников);
• забастовка (предупредительная, прекращение работы, оккупация, захват власти и другие формы забастовок);
• массовые демонстрации и митинги;
• бунт (может сопровождаться порчей оборудования, поджогами, мародерством и т. д.).
Социальная напряженность — это конфликт (противоположность) интересов социальных групп, который в том или ином виде присутствует всегда и проявляется в личностных и межгрупповых интересах.
Социальная напряженность имеет свои пределы, является обычным социальным явлением и при нормальном развитии коллектива колеблется в пределах норм напряженности — фона, при катастрофическом развитии — переходит границы нормы и становится сверхнапряженностью, которая разрушает коллектив.
Вопрос 41. Причины социальной напряженности.
В качестве общей причины выступает кризис в области экономики, власти и общества. Выделяют внешний и внутренний контуры.
Внешний связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности.
Внутренний- сопряжен с ситуацией которая сложилась в сфере национальной экономики, власти и общества.
Иерархия причин соц.напряженности выглядит следующим образом:
1)причины, связанные с компетентностью власти
2) причины зависящие от состояния экономики и общества.
Одним из существенных факторов определения соц. напряженности является качество уровня жизни, соотношение между ценами на продукты , услуги, размерами заработной платы, доходами населения. Одним из важных факторов вызывающих недовольство является состояние экологии.
Соц. напряженность переживают те, кто не может адаптироваться к соц.изменениям из за высоких цен, низкой зарплаты, пенсии , или стипендии..
Один из важнейших факторов соц.напряженности в условиях перехода к рыночной экономике является безработица.
Вопрос 42. Характеристика конфликтов.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
Признак классификации |
Виды конфликтов |
По действию на функционирование группы/организации |
Конструктивные (функциональные) Деструктивные (дисфункциональные) |
По содержанию |
Реалистические (предметные) Нереалистические (беспредметные) |
По характеру участников |
Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые |
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:
-стороны,
или участники конфликта (
- количество
участников и масштаб
- предмет конфликта;
-образы конфликтной
ситуации как внутренние ее
картины: представления
а) конфликтная
ситуация объективно существует, но она
не осознается, не воспринимается участниками.
Конфликта как социально-
б) конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).
Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять:
- сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество);
-пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);
- условия
и повод возникновения
- частоту
- количество столкновений
- продолжительность
- количество времени от начала
до разрешения конфликта (
-средства и действия, используемые участниками для достижения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);
-форму проявления, выражающуюся на вербальном и невербальном уровне, открыто и скрыто;
- результат (исход) конфликта.
Конфликты выполняют
разнообразные функции, основными
из которых являются разрушительная,
созидательная и
Вопрос 43. Конфликты в различных общностях.
Ориентированная
на практическое использование классификация
конфликтов в зависимости от сфер
их возникновения и проявления выглядит
следующим образом: социально-политические,
в том числе этнополитические
конфликты; межэтнические конфликты;
конфликты в сфере управления
(организационно-
Межэтнические
конфликты – это крайняя
Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций - от затяжных межличностных конфликтов до «одномоментных» ситуаций, быстро проходящих, но требующих принятия непростого решения. К причинам производственных конфликтов относятся: процедура и результаты приватизации; неблагоприятные условия труда; неправильные действия руководителей из-за отсутствия у них опыта работы; конкуренция, расхождение мнений работников в оценке явлений; нарушение внутригрупповых норм поведения, распад общности на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников; противоречия в интересах людей, в функциях их трудовой деятельности; несовместимости в силу личностных, возрастных и других различий; личностные характеристики работников; неплатежи; банкротство; безработица.
В качестве основных моделей развития
производственных конфликтов выступают:
1. Деловой
спор. Область разногласий предметна
и определена. Участники верят
в возможность прийти к
соглашению. Они «чувствуют»
ситуацию, осознают достоинства
и недостатки общих точек
зрения.
2. Формализация
отношений. Характеризуется
3. Психологический
антагонизм. Участники подчас затрудняются
четко определить, с чем они
не согласны, однако склонны преувеличивать
существующие разногласия;
Существует несколько стратегий поведения в конфликте: во-первых, «уход из ситуации»; во-вторых, заключение компромисса; в-третьих, проявление уступчивости, полного отказа от своих намерений; в-четвертых, достижение целей любой ценой; в-пятых, ориентация на сотрудничество. Специфические причины конфликтов в сфере производства наблюдаются в период реформ. Они связаны с процессом приватизации, структурной перестройкой предприятий, перепрофилированием предприятий, сокращением рабочих мест (безработицей), разрушением экономических связей, неплатежами. Что касается конфликтов между и внутри коммерческих структур, то их причины связаны с борьбой за рынок сбыта, ценообразованием и другими моментами.
Супружеские
конфликты имеют свою специфику.
Если в жизнедеятельности супругов
имеются сферы, где их интересы, потребности,
намерения и желания приходят
в столкновение, порождая особо сильные
и продолжительные