Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где  осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного  процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога  и прежде всего системой его  отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.

17.2 Консультативная психология – необычная наука. У нее короткая официальная история и знаменитые предшественники. Своими корнями она уходит вглубь веков. Предшественниками консультативной психологии являются такие дисциплины, как философия, социология, психиатрия, культурология.

Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и дефектологов (профессионалов в сфере специальной психологии).

Без психологического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Исходя из этого, определим цель психологического консультирования и психологической коррекции: психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [5,с.79].

Часто консультанты используют те же концептуальные модели и техники – даже системы диагностики, что и их коллеги, работающие по другим специальностям.

Самым ярким доказательством развития нашей профессии служат успехи, сделанные в решении вопроса о сертификации консультантов. Всего лишь несколько десятилетий назад стандартов подготовки консультантов просто не существовало, так же как и ой базы, позволяющей пройти лицензирование и сертификацию. В результате консультанты не имели той профессиональной самостоятельности и уважения, которой пользовались их коллеги, занимающиеся социальной работой, психологией и психиатрией.

Психолог может использовать любые методы и техники: парадоксальные директивы, домашние задания, разговоры с клиентом по телефону, составление плана изменения поведения. Очень уместно на этой стадии использование техники предотвращения рецидивов, особенно популярных у психологов бихевиорального направления. А.Айви с соавторами разделяют стратегии предотвращения рецидивов на следующие категории: 1 Предвидение трудных ситуаций. Эта стратегия позволяет выделить рискованные для клиента ситуации и работает как превентивная, упреждающая система. 2 Регулирующие ситуацию мысли и чувства. Клиент учится бороться со всплесками эмоций, которые могут нарушить его планы, путем ожидания таких эмоциональных всплесков и возможностью их осмыслить, отрегулировав таким путем ситуацию.  3 Выработка необходимых дополнительных навыков (например, тренировка настойчивости, четкое временное расписание и др.) 4 Выстраивание клиентом системы самопоощрений за желаемое поведение.

Методы предотвращения рецидивов могут принести пользу психологам не только бихевиорального, но и других направлений на стадии перехода от обучения к действию.

 

Билет 18

18.1 Л.С. Выготский выделяет  три  основных  группы  теорий  на  соотношение

обучения и развития.    Согласно первой группе теорий, детское развитие независимо от обучения.Обучение и развитие – два независимых друг от  друга  процесса.  Обучение  –“чисто внешний процесс”, развитие – внутренний. Циклы развития  предшествуют циклам обучения, которое плетется в хвосте  развития.  Развитие  всегда  его опережает. “Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем  по существу”.

Только в обучении происходит  развитие.  Сторонникам  такой  теории  не нужно терзаться сложной процедурой  дифференциации  процессов  “обучения”  и

“развития”, которой порой трудноразличимы. Чтобы обеспечить высокий  уровень

развития учащихся, достаточно хорошо наладить обучение.

 Третья группа ученых пытается  преодолеть  крайности  первой  и  второй групп  путем  их  простого  совмещения.  Развитие  мыслится   как   процесс, независимый от обучения. В  то  же  время,  обучение,  в  процессе  которого ученик приобретает новые привычки и формы поведения, мыслится  тождественным с развитием. Образцом такой дуалистической концепции является учение  Коффки о психологическом развитии ребенка, согласно  которому  развитие  происходит как взаимосвязанный двусторонний  процесс.  “С  одной  стороны,  созревание,непосредственно зависимое от хода  развития  нервной  системы,  с  другой  –обучение, которое само,  по  известному  определению  Коффки,  так  же  есть процесс развития”. Развитие (созревание) подготавливает и  делает  возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает развитие вперед.

    Новым в третьей  группе теории, как отмечает  Л.С.  Выготский,  является три аспекта: 1. Взаимосвязь обучения и развития;  2.  Стимулирующие  влияние обучения  на  развитие;   3.   Определенный   уровень   развития   открывает возможность реализации того или иного обучения.

    1) Л.С. Выготский  исходит из  своей  культурно-исторической  концепции, психического развития  человека,  считая,  что  “всякая  высшая  психическая

функция  в  развитие  ребенка  появляется  на  сцене  дважды  –  сперва  как

деятельность коллективная вместе с учителем,  социальная,  второй  раз,  как

деятельность индивидуальная, как внутренний способ  мышления”.  Такова  суть

генетического  закона  развития  высших  психических  функций   человека   –

фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.

    2) Обучение не  есть развитие, но, правильно организованное,  оно  ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких  процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

    3)  Обучение  должно  быть  согласовано  с  уровнем  развития  ребенка, например,  грамоте  можно  начинать  обучать  его  только  с   определенного возраста, так же с определенного возраста  ребенок  становится  способным  к изучению алгебры, геометрии, физики.  “Определение  уровня  развития  и  его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной  факт,  - утверждает Л.С. Выготский, - от которого мы можем,  смело  отправляться  как от несомненного”.

    4) Двух уровнях  развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное  соотношение  между  ходом  детского  развития  и  возможностями  его обучения в каждом конкретном случае.

 Первый – это уровень  развития  психических  функций  ребенка,  который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов  его  развития.

С помощью тестов и контрольных работ (испытаний)  мы  устанавливаем  уровень

актуального развития, то есть,  того,  что  ребенком  достигнуто  на  данный момент. Этот уровень еще не является показателем  возможностей  развития  на ближайшее время.

Представим, мы исследовали двух  детей  и  установили,  что  на  данный момент их умственный уровень 7 лет, что примерно соответствует их  возрасту.

Они оба решают задачи, доступные семилеткам. Но  если  мы  их  попытаемся  с нашей помощью продвинуть дальше, то обнаружится существенное различие.  Один из них начинает легко решать тесты,  отстоящие  от  актуального  уровня  его развития на 2 года, а другие решают только те  тесты,  которые  простираются на полгода.

Расхождения между уровнями решения задач, доступных под руководством, с помощью взрослых или товарищей в коллективной деятельности и  самостоятельно(без  посторонней  помощи,  вне  коллектива),  определяет  зону   ближайшего развития.

С точки зрения самостоятельной деятельности, их развитие одинаково.  Но с точки зрения ближайших возможностей  развития,  оно  резко  расходится.  В приведенном примере двое детей показывают одинаковый  умственный  возраст  с точки  зрения  завершенных  циклов  развития,   но   динамика   развития   в перспективе  на  будущее  у  них  разная.  Поэтому  правильная   организация обучения должна, по меньшей мере, учитывать не один, а два  уровня:  уровень актуального развития и зону ближайшего развития.

Исследуя,  что  ребенок  способен  выполнить   в   сотрудничестве,   мы определяем  развитие  завтрашнего  ребенка.  Теперь  ясно,  что  тема  “зона ближайшего развития” это  как  раз  то,  что  сегодня  ребенок  выполняет  в сотрудничестве, а завтра будет делать самостоятельно.

Выготский находит решение данным проблем в том, что  “существенным для школы является не столько то, чему ребенок  уже  научился,  сколько  то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет,  каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет,  но  может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве”.

Продолжая  свою  мысль,  Л.С.  Выготский  считает,  что  “для  динамики умственного развития в школе и для относительной  успешности  ученика  более важен, более влиятелен, более могущественен не уровень умственного  развития  на сегодняшний день,  которые  являются  не  больше,  чем  предпосылки,  как функции, находящиеся в стадии созревания.  То,  что  созревает,  оказывается более важным”.

Таким образом, можно сделать вывод относительно  того,  какое  обучение можно  считать  “хорошим”,  “правильно  организованным”,  развивающим.   Это обучение, которое  строится  в  соответствии  с  зоной  ближайшего  развития каждого ученика. Только такое обучение, по мнению Л.С. Выготского,  является развивающим. Если же обучение ориентируется только на тот  уровень,  который учеником достигнут вчера, в прошлом, то есть на актуальный уровень  развития каждого  ученика,  то  его  нельзя  считать   развивающим.   Напротив,   оно задерживает  развитие  учащихся.  Именно  это  и  происходит  в  школах.  Те ученики,  которые  приходят  в  первый  класс  и   имеют   высокий   уровень умственного развития и могли бы в сравнительно короткие усвоить все  учебные предметы начального обучения, как  правило,  больше  всего  теряют  в  своем

развитии. Они хоть и остаются в числе наиболее успевающих, но их  умственное развитие на несколько лет почти приостанавливается,  тормозится.  Происходит невидимая для всех трагедия – дети, которые очень хотят учиться и  могли  бы быстро продвигаться  вперед,  должны  делать  то,  что  не  обеспечивает  их продвижение,  их  развития.  Так  гаснет  интерес  к  учению,   гибнут.   Не раскрывшись, миллионы талантов.

- Значит, обучение – это не развитие, но  “правильно  организованно  оно ведет за собой детское умственное развитие”. - Процессы обучения и развития не тождественны.

- Развитие никогда не  следует, как тень, за школьным  обучением. В статье “динамика умственного развития школьника в связи с  обучением Л.С.  Выготский  вводит  понятие  обсалютной  и   относительной   успешности школьника в обучении. Например, при поступлении  в  школу  одни  дети  умеют читать 20 слов в мин., другие – 5 слов.  После  года  обучения  первые  дети читают 30 слов, а вторые 15 слов в мин. I – 20 – 30 – КПД 1,5; II – 5 – 15 – КПД 3; При обсалютной успешности учитель считает лучшими учеников (?)  первой группы, но относительная успеваемость  у  детей  второй  группы,  повысивших беглость чтения не в 1,5, а в 3 раза. При чем случается так,  что  отличники

как  будто  “погибают  на  лаврах”,  имея  не  столь  высокую  относительную успешность, как те, что  плелись  сначала  в  хвосте.  Ребенок  с  >  низким коэффициентом  умственного  развития  имеет  более   высокую   относительную успешность  (продолжая  отставать  от  более  развитых  сверстников).  Проще говоря, двоечники распадаются на две группы:  одни  –  двоечники  только  по обсалютной мерке, а другие,  к  сожалению,  и  по  относительной  тоже.  Эти последние (и только они) нуждаются в определении во вспомогательную школу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"