Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся  у учителей   стилей   руководства   учащимися.   При   автократическом   стиле руководства  учитель  осуществляет   единоличное   управление   руководством коллективом, без опоры на актив.  Учащимся  не  позволяют  высказывать  свои

взгляды,   критические   замечания,   проявлять   инициативу,   тем    более претендовать на решение  касающихся  их  вопросов.  Учитель  последовательно предъявляет к учащимся требования и  осуществляет  жесткий  контроль  за  их выполнением. Авторитарному  стилю  руководства  свойственны  основные  черты

автократического. Но учащимся позволяют участвовать в  обсуждении  вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда  принимает  учитель в соответствии со своими установками.

При демократическом стиле руководства учитель опирается на  коллектив, стимулирует   самостоятельность   учащихся.   В   организации   деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных».  Учитель проявляет  определенную  терпимость  к  критическим   замечаниям   учащихся, вникает  в  их  личные  дела  и   проблемы.   Ученики   обсуждают   проблемы коллективной жизни и делают  выбор,  но  окончательное  решение  формулирует учитель.

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно  меньше вмешиваться  в  жизнедеятельность  учащихся,  практически   устраняется   от руководства  ими,  ограничиваясь  формальным  выполнением   обязанностей   и указаний  администрации.  Непоследовательный  стиль  характерен   тем,   что

учитель  в   зависимости   от   внешних   обстоятельств   или   собственного эмоционального  состояния  осуществляет  любой  из  описанных  выше   стилей руководства.

      Стиль руководства  накладывает отпечаток на всю  систему взаимоотношений учителя  с учащимися: на то, как воспринимает  учитель  своих  учеников,  как  часто его  конфликты  с  учащимися  и  т.д.  Складывающиеся  взаимоотношения учителей с учащимися зависят также от  того,  насколько  педагоги  учитывают возрастные особенности школьников, в  частности  свойственное  подросткам  и юношам стремление к взрослости.  Уважение  воспитателем  личности  школьника является обязательным психологическим условием  возникновения  доверительных взаимоотношений учащихся с учителями.

В  противном  случае  возникают  конфликты   учащихся   с   учителями. Наблюдается «возрастное своеобразие» в протекании  конфликтов.  В  начальных классах они проявляются как  недовольство  ученика  учителем.  У  подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах  конфликт  может принять форму скрытого состояния  неудовлетворенности  у  ученика,  упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.)       Стиль руководства учителя  формируется  под  влиянием  субъективных  и

объективных    факторов.    Под     субъективными     факторами     понимают характерологические особенности личности  учителя.  К  объективным  факторам относят стиль руководства администрации  школы,  характер  взаимодействия  в учительском коллективе и ряд других факторов.

22.2 Взгляды психоанализа на межличностные отношения в семье в школьном коллективе мы постараемся рассмотреть на примере психоаналитической концепции Эрика Берна. Данное положение основывается на том, что все концепции психоанализа были развиты на базе классического психоанализа 3. Фрейда, поэтому имеют одни корни. Различия же в них касаются только терминологии и некоторых особенностей объектов изучения. Именно Эрик Берн, создатель трансактного анализа, занимался рассмотрением сценариев в нашей жизни, т.е. предпосылок к поведению, заложенных в раннем детстве и обуславливающих все наши поведенческие особенности, привычки и установки реагирования [4].

Многие дети в раннем возрасте не только подражают предкам, они на самом деле хотели бы стать своим дедушкой и бабушкой. Это желание не только оказывает сильное воздействие на их сценарий, но во многих случаях приводит к сложным отношениям с родителями. Говорят, американские матери особенно почитают отцов и воспитывают сыновей по примеру деда, а не отца [4].

Ситуация, в которой произошло зачатие человека, может оказать сильное влияние на создание его жизненного плана и предопределить его финал. Начинается все с брака родителей – если они были в браке. Иногда молодая пара вступает в брак с сильным желанием родить сына и наследника. Это особенно часто бывает, если брак организован семьями, особенно в тех случаях, когда есть большое наследство – королевство или корпорация. Сын воспитывается в соответствии со своим положением и учится всему, что положено знать будущему королю или президенту корпорации. Таким образом, сценарий передается ему уже в готовом виде, и, чтобы отказаться от него, требуется немалый героизм и решительность [5].

С другой стороны, у отца может не быть намерения жениться на матери ребенка, он исчезает со сцены, узнав о беременности, и больше никогда не появляется. Это заставляет молодого героя прокладывать себе путь самостоятельно едва ли не с рождения. Иногда убегает мать. Но даже недовольные родители могут принять нежеланного ребенка, потому что его рождение освобождает их от налога и позволяет рассчитывать на пособие. Младший школьник может хорошо это сознавать, и, когда его спросят кто он, или каков его сценарий, он ответит: «Я средство для снижения налога (или для получения пособия)».

Сценарии – это искусственные системы, которые ограничивают спонтанные творческие устремления человека. Сценарий похож на экран из разрисованного матового стекла, который родители устанавливают между ребенком и миром (и самими собой) и который он принимает и старается сохранить в исправности. Он смотрит на мир сквозь этот экран, а мир смотрит на него, надеясь разглядеть хоть искорку или вспышку подлинной человечности. Но поскольку мир тоже смотрит через свой матовый экран, видимость не лучше, чем у двух ныряльщиков в масках на дне мутной реки.

Сценарии должны действовать в течение всей жизни. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании. И то и другое постоянно подкрепляется. Подкрепление может принимать, форму повседневного контакта, когда мужчина работает со своим отцом или женщина каждое утро болтает с матерью по телефону, но может происходить незаметно и в более тонкой форме при случайных встречах, хотя от этого не становится менее сильным. После смерти родителей их указания могут вспоминаться еще более ярко [4].

На сценарном языке Победитель именуется Принцем или Принцессой, а Неудачник – Лягушкой. Родители хотят, чтобы дети их были либо Победителями, либо Неудачниками. Они хотят, чтобы дети их были «счастливы» в той роли, которую они для них предназначили, но не хотят никаких изменений, кроме особых случаев [9].

 

Билет 23

23.1 Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.

Выделяют 3 стороны педагогического общения:

1.обмен информацией

2.межличностное взаимодействие

3.восприятие и понимание  людьми дуг друга.

Леонтьев

ПО = профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее опред. педаг. ф-ции и направленное на создание оптимального психологического климата.

Леонтьев трактует общение шире, чем просто как передачу инф-ции и чувств от одного Ч другому à совок. процессов внутри коллектива, обуславл. его деят-ть

Виды общения:

-социально-ориентированное (лекция, доклад, орат. речь и др.) – говорящий= представитель О, его задача - социальная

-рупповое предметно-ориентированное (напр., производственные отношения)

-личностно-ориентированное (общение людей др. с другом)

Проблемы пед. общения

-формально-алгоритмический  подход к обучению, недостаточное  внимание к заинтересованности у

-наличие эмоц. напряжённости (она, в отличие от операционной  напряжённости, дезорганизует деят-ть)

-недостаточное внимание  к личности у

Оптимальное ПО = такое общение пед. коллектива с учениками, кот. созд. наилучшие условия для развития мотивации и творческого хар-ра уч. деят-ти, обеспечивает благоприятный психол. климат.

У должен заботиться не только о содержательной, но и об эмоц. стороне урока > его надо учить не набору технич. операций, а формировать личность, чтобы затем сформировалась пед. интуиция.

2 стиля ПО (оба не устанавливаются  в одночасье, а развив. со временем)

- демократический 

- авторитарный

Как правило, стиль общения зависит не от того, что ученики 'хорошие' или 'плохие', а от типа У:

-проактивный

(инициативен, его установки  меняются в зависимости от опыта, не ищет обязательного подтверждения св. представлений об у) à позитивно

-реактивный

(тоже гибок, но внутренне  слаб, у нередко диктуют хар-р  его общения  с классом)

-сверхреактивный

(строит собственную модель, имеет дело не с реальными у, а со своими представлениями о них, часто враждебными) > негативно

 У д.б. гибок и реалистичен

*   *   *

Стили ПО по Кан-Калику:

1)Устрашение

2)Увлечённость совместной  творческой деят-тью

3)Друж. Расположение

4)Дистанция

5)Заигрывание

В сер. 80ых гг. произошло изменение общеобразовательной концепции: отход от авторитаризма, демократизация, гуманизация учебного процесса > педагогика сотрудничества:

- у = субъект уч. процесса

- У раскован, общителен, терпим

- гуманистич. установки на партнёрство

Значимой характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – индивидуально-типологические особенности взаимодействия преподавателя и студента.

Различают несколько стилей педагогического руководства.

  1. Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу студентов. Использует приказы, указания, инструкции, выговоры. Преобладает начальственный тон.
  2. Демократический стиль. Опора на мнение коллектива. Каждый принимает активное участие в деятельности, осознает ее цели, стремится к достижению результата. Развивается самоуправление. В общении преподаватель использует совет, просьбу, информацию.
  3. Либеральный стиль.  Преподаватель занимает позицию невмешательства. Попустительски относится к своим обязанностям. Устраняется от ответственности за происходящее.

 

Отношение преподавателя к группе, студенту может быть

    • устойчиво-положительным,
    • неустойчивым,
    • ситуативно-отрицательным,
    • устойчиво-отрицательным.

 

Стиль руководства и характер взаимодействия создают в совокупности стиль педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

    1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
    2. Общение на основе дружеского расположения.
    3. Общение – диалог.
    4. Общение – дистанция.
    5. Общение – устрашение.
    6. Общение – заигрывание.

 

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности.  Но  есть

такие виды труда, где оно выступает не как  форма  обыденного  человеческого

взаимодействия, а как  категория  функциональная.  Именно  функциональным  и

профессионально значимым является  общение  в  педагогической  деятельности.

Оно выступает как  инструмент  воздействия,  и  обычные  условия  и  функции

общения получают здесь  дополнительную  “нагрузку”,  поскольку  из  аспектов

общечеловеческих перерастают в компоненты функционально-творческие.

Итак, Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя  с учащимися на уроке и вне его, имеющее  определенные  педагогические  функции и направленное на обмен информацией, оказание  воспитательного  воздействия, а также создание благоприятного психологического климата.

    Педагог является  инициатором этого процесса, организуя  его  и  управляя

им. Он постоянно  осуществляет  многогранную  коммуникативную  деятельность,

выступая и как источник информации, и как  человек,  познающий  воспитанника

или  группу  людей.  Наиболее  распространенная  ошибка,  которую  допускают

начинающие учителя, неумение организовать педагогическое  общение  целостно.

Например, планируя урок прежде всего как  передачу  информации,  учитель  не

всегда  задумывается  над  другими  общенческими  функциями.  В   результате

материалы подобраны, педагог хорошо владеет ими, а урок  “не  клеится”,  нет

контакта с классом, точнее нет целостного процесса педагогического  общения.

Реализуется   лишь   информативная   функция   общения,   не    подкрепляясь

взаимоотношенческим  “слоем”.  Таким   образом,   основной   характеристикой

педагогического общения – является его целостность.

 Педагогическое общение  – это, конечно же, творчество. Оно  проявляется в

4-х аспектах:1. Творчество в умении передать информацию:  точно  ориентировать  ее  на      собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.

2. Творчество в умении  понять психологическое состояние  учащегося.

3.  Творчество   в  искусстве   воздействия   на   партнера,   в   умении

      взаимодействовать  с ним. 4. Творчество  в  процессе  саморегуляции,  в  преодолении  разнообразных психологических  барьеров, т.е.  в  искусстве  управления  собственным   состоянием.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"