Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Таким образом, гипотеза Л.С. Выготского требовала принципиально иной организации всего учебно-воспитательного процесса. Если бы она могла быть осуществлена в условиях классно-урочной системы, в условиях традиционного массового обучения, то нужно было бы вести речь не о научной гипотезе, а об обычных рекомендациях методического характера.
При классно-урочной системе все ученики класса (порой свыше 30 человек) на каждом уроке изучают один и тот же программный материал и должны укладываться в одни и те же сроки. При построении и соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика, необходимо с каждым заниматься индивидуально, как бы не изменялись и не совершенствовались учебные планы и программы. Поэтому, развивающее обучение по Л.С. Выготскому в условиях классно-урочной системы исключается. Но выступать против данной системы в 30-е годы в нашей стране было равносильно самоубийству. Тем не менее, полагаю, его гипотеза, направленная против классно-урочной системы, был призыв к новой организации обучения. К такой его постановке, при которой каждый ученик мог бы продвигаться вперед сообразно своим способностям.
Динамика развития .К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития .
Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .
Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Сензитивные периоды . Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
Критические
периоды Кризисы открыты эмпирическим путем,
причем, не по очереди, а в случайном порядке:
7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов
ребенок за очень короткий срок меняется
весь в целом, в основных чертах личности.
Это революционное, бурное, стремительное
течение событий как по темпу, так и по
смыслу совершающихся перемен. Для критических
периодов характерны следующие особенности:
*Границы, отделяющие начало и конец кризиса
от смежных периодов, крайне неотчетливы.
Кризис возникает незаметно, очень трудно
определить момент его наступления и окончания.
Резкое обострение (кульминация) наблюдается
в середине кризиса. В это время кризис
достигает апогея. *Трудновоспитуемость
детей в критические периоды в свое время
послужила отправной точкой их эмпирического
изучения. Наблюдается строптивость, падение
успеваемости и работоспособности, возрастание
количества конфликтов с окружающими.
Внутренняя жизнь ребенка в это время
связана с мучительными переживаниями.*Негативный
характер развития. Отмечено, что во время
кризисов, в отличие от стабильных периодов,
совершается скорее разрушительная, нежели
созидательная работа. Ребенок не столько
приобретает, сколько теряет из приобретенного
прежде. Однако возникновение нового в
развитии непременно означает отмирание
старого. Одновременно в критические периоды
наблюдаются и конструктивные процессы
развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Сензитивные периоды. Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития
18.2 Консультирование - Это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.
В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу приходится обращаться к сущности человека при формулировке для клиента психологических задач, решать вопрос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-консультанта.
Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать субъективные модальности членов группы. В ходе консультирования выявляются также типы отношений, их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия.
Содержанием воздействия может быть информационно-просветительная работа психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы.
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении: 1Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка. 2Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам. 3Предупреждение вторичных психологических осложнении у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике. 4Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей. 5Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. 6Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: *состояние здоровья; *сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; *данные об особенностях нападения и деятельности ребенка; *дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
На основе полученных сведений психолог делает выводы: *общая оценка уровня развития;*сущность трудностей ребенка;*степень их сложности;*факторы, провоцирующие трудности;*сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;*условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование
проводится в следующем алгоритме:1. Анализ информации, полученной в первичной
беседе с родителями, специалистами, педагогами,
установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на
получение информации о предшествующих
этапах развития ребенка, его внутрисемейных
отношениях и обстоятельствах социального
плана.3. Сбор информации из других учреждений
о состоянии здоровья (при необходимости).4.
Наблюдение за ребенком в естественных
условиях.5. Экспериментально-
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития:а) возрастно-психологическая характеристика;
б) социальная ситуация развития;в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;г) новообразования возраста, их развитие;
д) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;б) показ условий для оптимального развития.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ: /Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. /Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. /Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. /Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. /Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Билет 19
19.1 Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение ещё назыв
При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; онвыстепает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где всё определено воинским уставом; отношения между начальником и подчинённым; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям. Ном можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношение между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над повидение и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулявное общение описано в работах Дейла Кареги и его последователей. Широко распространён манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.
Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажите комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как школьники используют хорошие отметки. Своё обращение к родителям с просьбой, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают словами: «А я сегодня пять по русскому получил!»
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Вовой только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих.
Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководстваваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, черезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.
Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение
Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1)Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2)Полное доверие к намериям
партнёра без оценки его
3)Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности).
4)Направленность общения на общие проблемы и нерешённые вопросы (принцип «проблематизации»).