Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"
Для деперсонализации характерна тревога, связанная с изменениями собственного тела. Основные симптомы здесь следующие:
- чувство отчуждения;
- беспокойство в связи с этим переживанием;
- отсутствие его бредовых интерпретаций;
- субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций.
Подростки высказывают, например, беспокойство в связи с тем, что их руки или увеличились или уменьшились, пропорции лица изменились, что их нога или рука, кажется им больше не принадлежит; иногда они испытывают сомнения в реальности собственного существования. Описывая свое состояние, подростки часто говорят, что чувствуют себя как во сне или что реагируют на окружающее как машина.
Дереализация в рамках кризиса периода взросления проявляется в том, что подростки жалуются на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и т.д. Дереализация как переживание оторванности от мира делает одиночество подростка абсолютным.
6. Нарциссические кризисы
Нарциссический кризис представляет собой неадекватно сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих (например, постоянно требуют исключительного внимания к себе), нечуткостью к близким, исключительно острым реакциям на критику (в виде вспышек ярости или депрессивных эпизодов), редкой завистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности. Такие кризисы могут приводить к суицидальным попыткам, совершаемым часто по незначительным поводам (обида, отвержение), поэтому требуют консультирования.
Нарциссические кризисы, как и все кризисы периода взросления, представляют собой утрированную форму нормальных процессов развития. Исходный пункт нарциссического кризиса - возникающая с появлением новых способностей преувеличенная сосредоточенность на себе, проявляющаяся в углублении самосознания, чувстве собственной исключительности и завышенной самооценке. У подавляющего большинства подростков эти явления носят временный характер и не достигают значительной выраженности и носят характер "обычного" физиологически обоснованного сосредоточения на собственной личности (эгоцентризм).
7. Суицидальное поведение
Термин "суицидальное поведение", распространившийся в последние годы, объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием.
Следует заметить, что само по себе суицидальное поведение не является формой кризиса периода взросления, но является важным моментом при рассмотрении других форм кризиса – суицидальные попытки могут быть реакцией на всякого рода сложные ситуации наряду с делинквентным и асоциальным поведением. Часто попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год - два утрачивают всякую значимость.
Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными. Такой их характер встречается в период взросления, но в большинстве случаев у подростков суицидальные попытки становятся завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую во многих случаях можно предусмотреть.
Отмечается, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить собой, а 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, то есть крик этот адресован к ближним прежде всего.
Суицидные действия у подростков часто носят «несерьезный», демонстративный характер, могут приобретать черты «суицидального монтажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена. Александровым А.А. (1,с.39) наряду с истинной суицидальностью и демонстративным поведением, у подростков выделен особый тип «неясных» попыток, где все действия определялись необыкновенно сильным аффектом при угнетении рассудочной деятельности. В силу этого отнести эти попытки к истинным, обдуманным или к демонстративным часто бывает совершенно невозможно.
БИЛЕТ №10.
Выявлены следующие общие закономерности нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые могут обусловливать психические расстройства.
Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений. Если ослабление возбудительного или тормозного процесса перейдет определенный предел, если они перестанут уравновешивать друг друга и их подвижность, смена одного другим станет или чрезмерно легкой, или, напротив, крайне затрудненной, то это может явиться основой для возникновения психического расстройства.
Охранительное торможение и гипнотигеские фазы. Торможение может иметь важное защитное, охранительное значение. Сверхсильные, превышающие возможности нейронов раздражения затормаживают, выключают их, освобождают от реагирования на эти раздражения и тем самым спасают от гибели. Во время такого торможения нейроны отдыхают и становятся снова работоспособными. Охранительное торможение различается по своему распространению в мозгу, по глубине и интенсивности. Если торможение охватывает всю кору больших полушарий и нижележащие отделы мозга, если оно настолько глубоко, что психическая деятельность прекращается и мозг на раздражения не реагирует, наступает сон. Промежуточные состояния между сном и бодрствованием называются гипнотическими фазами. В этих фазах мозг на раздражения реагирует иначе, чем в здоровом состоянии. В гипнотических фазах рефлекторные реакции извращены. Эти извращенные реакции мозга на воздействия внешней или внутренней среды могут стать основой возникновения психических расстройств.
«Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий. Распространенность областей в мозгу, в которых могут происходить срывы высшей нервной деятельности, различны. Иногда возникают очень ограниченные «изолированные больные пункты». В них происходит избирательное болезненное реагирование только на определенный раздражитель, при этом реакция может быть самой различной: то в форме чрезмерной инертности или лабильности одного из основных процессов, то в несоразмерном его усилении или ослаблении. Формирование больного пункта может стать основой психического расстройства.
Разобщенная деятельность отделов мозга и его сигнальных систем. Целостное функционирование мозга осуществляется нормальным соотношением и отсутствием разобщенности между корой и «подкоркой», с одной стороны, и первой и второй сигнальными системами, с другой. Распространение возбуждения и торможения посредством индукции, иррадиация или концентрация нервных процессов, болезненное их ослабление, лабильность или инертность, возникновение гипнотических фаз — все это может стать причиной разобщенной деятельности мозга и явиться основой психического расстройства.
Единство физиологигеских мер защиты и патологии. В ответ на различные вредности, действующие на мозг, требования, превышающие работоспособность и выносливость, нейроны защищаются с помощью охранительного торможения, гипнотических фаз и т. п. Однако в то же время эти же структуры выключаются из нормальной деятельности мозга. Вследствие этого деятельность различных отделов мозга становится разобщенной, а реакции мозга извращенными. Эти защитные механизмы нейронов обеспечивают сопротивление болезням, но и сами приводят к расстройствам психической деятельности.
2.Психомоторное возбуждение и его виды. Двигательная заторможенность (ступор и его виды). Катотанический синдром.
ПСИХОМОТОРНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ - психическое расстройство, которое возникает у людей с самыми разными психическими заболеваниями При психомоторном возбуждении у больною наблюдаются немотивированные, ненужные движения, он многоречив (иногда кричит), поступки непрогнозируемы, быстро сменяется состояние. Нередко психомоторное возбуждение сопровождается злобой, тревогой, страхами, бредом, галлюцинациями, синдромом нарушения сознания. У больных шизофренией наблюдается ка-татоническое и гебефреническое возбуждение. При кататоническом возбуждении наблюдается двигательное беспокойство с хаотичными, иногда вычурными я стереотипными движениями, бессвязной речью. Бывают импульсивные двигательные реакции, агрессивные действия.
При гебефреническом
возбуждении наблюдаются
Галлюцинаторно-бредовое возбуждение может возникнуть вследствие угрожающих галлюцинаций или острых бредовых идей преследования, воздействия, отравления. Больные во всем видят угрозу своей жизни, убегают, прячутся, защищаются от «преследователей», могут напасть на окружающих.
При маниакальном
возбуждении наблюдаются
Психопатическое возбуждение обычно появляется после конфликтных ситуаций и чаще направлено на конкретных лиц. Сопровождается угрозами, бранью, демонстративными действиями.
Эпилептиформпое возбуждение может возникнуть перед припадками н после них, при сумеречных нарушениях сознания, во время эпилептиформ-ных психозов. Может сопровождаться аффектами злобы и страха, разрушительными действиями, иногда сочетается с дезориентировкой.
Кататони́ческий синдро́м— психопатологический синдром (группа синдромов), основным клиническим проявлением которого являются двигательные расстройства. В структуре кататонического синдрома выделяют кататоническое возбуждение и кататонический ступор. Кататонический ступор характеризуется двигательной заторможенностью, молчанием, мышечной гипертонией. В скованном состоянии больные могут находиться в течение нескольких недель и даже месяцев. Нарушены все виды деятельности, в том числе инстинктивная. Различают три вида кататонического ступора:
Ступор с восковой гибкостью (каталептический ступор) характеризуется застыванием больного на длительное время в принятой им или приданной ему позе, даже очень неудобной. Не реагируя на громкую речь, могут отвечать на тихую шёпотную речь, спонтанно растормаживаться в условиях ночной тишины, становясь доступными контакту.
Негативистический ступор характеризуется, наряду с двигательной заторможенностью, постоянным противодействием больного любым попыткам изменить его позу.
Ступор с
оцепенением характеризуется
3.Психопатологические синдромы в младшем и раннем возрасте.
Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без чего у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях.
К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Естественно, что ее социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволит ей создать положительную эмоциональную среду, столь необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком
Психосоматические расстройства у младенцев встречаются достаточно часто, так как малыш в этом возрасте реагирует на трудные обстоятельства почти исключительно органами и системами тела. В этом периоде жизни полностью еще не сформировались механизмы личности, способные ответить на стресс психопатологическими симптомами. Проявления психосоматических расстройств у детей раннего возраста разнообразны. Часть этих расстройств представляют моносимптомные нарушения (младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия), другие сложнее по своей клинической картине (анорексия, синдром нарушения развития неорганического генеза, сепарационная тревога), так как представляют уже совокупность симптомов. Третьи, по-видимому, являются началом расстройств, которые полностью сформируются в последующие периоды жизни (невропатия). Однако всех их объединяет то, что среди этиологических факторов наиболее весомый — эмоциональное напряжение, возникшее вследствие трудных для ребенка обстоятельств. Диагностика этих расстройств, как правило, нелегка, что связано с их относительно неяркой и бедной симптоматикой, а также с тем, что возникающие соматические нарушения могут практически не отличаться от аналогичных нарушений, но другого происхождения
Синдром гиповозбудимости. Снижение двигательной и психической активности, которые всегда ниже его возможностей. Синдром характеризуется высоким порогом и длительным латентным периодом всех рефлекторных и произвольных реакций. При этом нередко наблюдаются мышечная гипотония, гипорефлексия