Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"
Симптомы шизофрении часто разделяют на позитивные (продуктивные) и негативные (дефицитарные).[16] К позитивным относят бред, слуховые галлюцинации и расстройства мышления — всё это проявления, обычно свидетельствующие о наличии психоза. В свою очередь, об утрате или отсутствии нормальных черт характера и способностей человека говорят негативные симптомы: снижение яркости переживаемых эмоций и эмоциональных реакций (плоский либо уплощенный аффект), бедность речи (алогия), неспособность получать удовольствие (ангедония), потеря мотивации. Недавние исследования, однако, говорят о том, что несмотря на внешнюю потерю аффекта, больные шизофренией часто способны к эмоциональным переживаниям на нормальном или даже повышенном уровне, в особенности при стрессовых или негативных событиях.[17] Часто выделяют третью группу симптомов, так называемый синдром дезорганизации, включающий в себя хаотическую речь, хаотические мышление и поведение. Существуют и другие симптоматические классификации.[18]
Основные симптомы:
1. Эмоциональное снижение. У больного начинается развиваться холодность к окружающим и, прежде всего к близким людям, голос монотонный, лицо без эмоций, появляется гримация на лице (начинает хихикать).
2. Неприязнь к близкому человеку. Эмоциональная амбивалентность – одновременно любовь и ненависть.
3. Формальные нарушения мышления, это касается не содержания мышления, а самого мыслительного процесса, а именно логической связи.
4. Разорванность речи или словесная окрошка.
5. «Соскальзывание мыслей» т.е. нелогический переход от одной мысли к другой.
6. «Неологизмы» придумывание новых непонятных для окружающих слова, а понятны только ему. 7. Очень часто развивается «абулия» - это отсутствие воли, (падает активность, снижается инициатив, могут месяц не месяц, бросают учиться).
8. Аутизм (отгораживают себя от контакта с окружающими, теряют контакты со старыми знакомыми, а новых знакомых не заводят).
Этиология: Наследственность; Высокая температура; Травмы головного мозга; Половое созревание; Психологическая депривация детей;
Течение болезни: 1. Непрерывнопрогредиентное – это тогда когда ремиссия начинается не надолго при мощном лечении. 2. Пристообразнопрогредиентное – длительность которого две три недели до несколько месяцев. Ремиссия от несколько дней до несколько лет.
ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ
Параноидная: Встречается наиболее часто, начинается после 20 лет, характерно бредовое воздействие. Больной утверждает, что на него кто-то действует необычным образом, и руководит его мыслями и чувствами, гипнозом, ультразвуком, колдовством; бред преследования (рассказ о таинственной организации никому не известной, террористы, причиняющие ему вред). Бред отношения проявляется в людных местах, ему кажется, будто все смотрят на него. Другие виды бреда нелепые. Гебефриническая шизофрения. Начинается в подростковом возрасте, человек распадается как личность через шесть месяцев. Ребенок начинает вести себя как плохой актер, кривляться, голос не естественный, начинает сюсюкаться, бегают, кувыркаются, могут жестоко ударить, тут же лезут целоваться, извиняются, склонны обнажать свои половые органы, стремятся трогать у других, очень прожорливы, чавкают, преобладает половой и пищевой рефлекс, галлюцинации очень редкие иногда бред.
Катотоническая форма шизофрении. Проявляется чередованием катотического напряжения возбуждения и обездвижения, ступором плюс аутизм. Катототическое возбуждение может длиться от нескольких часов до нескольких лет. Стереотипно повторяются движения, импульс агрессии, безумные действия (бьют, крушат, ломают). Катототический ступор – обездвиживание с полным молчанием, сочетается с напряжением всех мышц или развитие пластического тонуса (восковая гибкость). При этом создание сохранено, они все понимают, но сделать ничего не могут.
Простая форма шизофрении. Появляется постепенным нарастанием основными симптомами. Болезнь подкрадывается незаметно: пропадает хобби, продолжает учиться автоматически, эмоции скудны, голос монотонный, появляется два влечения: половой и пищевой. Бред и галлюцинации эпизодические.
ОСОБЫЕ ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ.
1. Вялотекущая – начинается постепенно и развивается медленно, даже без лечения может быть улучшение до полного выздоровления. Основные симптомы – слабые.
Неврозоподобная – чаще как невроз и реже как ипохондрия. Нелепые ритуалы часами и вовлекают в это других, о страхах говорят без волнения, страхи нелепые – «страх отдельных букв», наплыв навязчивости доводит их до суицида. Ипохондрические жалобы нелепые: «кости рассыпаются, в животе кишки сбились в комок», часто мучительные сенестопатии – упорно болит в разных частях тела. Жалуются, что я раздвоился, говорят о незримой стене между ним и миром, часто маскирую мнимые дефекты – «уродливый нос» закрывают шарфом, «ужасный запах» заливают духами. Аноректический синдром – от пищи полностью не отказываются, а выдумывают заумные диеты (едят часто одно).
Психопатоподобная – клиника психопатии: (шизоидная, истерическая). ШИЗОИДНАЯ: Проявляется в дошкольном и школьном возрасте, в виде нарушения контакта со сверстниками. Дети воспринимают окружающий мир, а особенно сверстников как потенциальную опасность. В результате они стремятся к уединению и уменьшение объема эмоционально значимой сенсорной информацией.
ИСТЕРИЧЕСКАЯ: Проявляется в капризах, вымыслов, повышенная фантазия, где они выступают в роли героев или жертвы, но никогда в роли наблюдателя постороннего. В школьном возрасте наблюдается у этих детей своеобразная одежда, прическа, поведение, проявляется жажда признания и не способность к волевому длительному усилию, высокая активность ребенка направлена на его самоутверждение, для них важна реакция других людей, темп мыслительных процессов обычно быстро переключаем, хорошее распределение внимания, но не достаточная концентрация. При ухудшении таких детей возникают патологические склонности: развивается привычка рвота, истерические параличи, мутизм (избыток общения).
Паранойяльная – начинается с бреда изобретательства, ревность и др. затем + бред преследования и величия. Галлюцинации отсутствуют. Начинается в возрасте 30-40 лет из-за психологической травмы. Бред формируется несколько недель и месяцев и сохраняется несколько лет. Могут убить невидимого соперника или не верную жену. Реже, чтобы обратить на себя внимание, т.е. «на творимую над ним несправедливость». Способны на теракт или на публичное самоубийство.
2. Приступообразная. Острая полиморфная. Развивается за несколько дней и держится несколько недель. На фоне бессонницы, тревоги, рассеянности, недомогания. Проявляется эмоциональная лабильность, т.е. без причины страх чередуется с эйфорическим экстазом, а плач и жалобы со злобной агрессией. Галлюцинации редко бред провоцируется обстановкой, т.е. берут кровь. На анализы – хотят убить, диктор по радио изменяет интонацию – подает ему условные сигналы. Фибрильная. Развивается из-за инфекционно-токсического поражения головного мозга, аутоинтоксикацией. Снижение защитных сил организма. Начало внезапное. За 1-2 дня потеря сознания, оглушенность, сопор, кома + возбуждение двигательное в постели, звуки не членораздельные. Соматическое состояние тяжелое, t – 40, кожа желтая, пульс частый и слабый. Часто присоединяется пневмония. Даже при интенсивном лечении смерть в 25%.
Течение болезни: 1. Непрерывнопрогредиентное – это тогда когда ремиссия начинается не надолго при мощном лечении. 2. Пристообразнопрогредиентное – длительность которого две три недели до несколько месяцев. Ремиссия от несколько дней до несколько лет.
БИЛЕТ №12.
- Основные уровни формирования психики индивидуума (Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев). Сферы психической деятельности.
Наряду с психологами детские психиатры [Ушаков Г. К., 1973, Ковалев В. В., 1984] внесли свою лепту в создание периодизации развития психики; Они исходили из наблюдений, что выделенные ранее периоды формирования психики детей отличаются преимущественными для определенного возраста формами реакций и особенностями поведения.
По мнению В. В. Ковалева, существуют гетыре основных возрастных уровня реагирования:
1) соматовегетативный (0—3 года);
2) психомоторный (4-10 лет);
3) аффективный (7-12 лет);
4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
Для первого уровня характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клинической формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симптоматика.
Второму уровню свойственны общие или локальные двигательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной болезни.
Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.
Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических переживаний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, присущая возрасту психопатология и является характерной для подростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преобладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов позволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основному заболеванию
Сферы психической деятельности
В психиатрии традиционно выделяют несколько значимых для клинической практики психических процессов, или сфер психической деятельности: 1) ощущения 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) мышление или ассоциативный процесс, 6) интеллект, 7) эмоции, воля, 9) сознание. Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако при различном характере и тяжести патологии по-разному страдают отдельные познавательные процессы. Вследствие этого психопрофилактика заболеваний и реабилитационные мероприятия с пациентами должны быть нацелены на патогенетически значимые психические состояния и процессы.
В рамках психиатрии и наркологии упор делается на оценку перечисленных выше познавательных процессов, тогда как изучение и анализ иных процессов (например, деятельности, воображения) считается менее значимым. Данное положение обусловлено как традициями, существующими в психиатрии, так и реальным вкладом значимостью особенностей функционирования тех или иных познавательных процессов в пато- и саногенезпсихических заболеваний.
2.Личность и основные формы ее патологии.
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
Физиологические основы расстройств личности (психопатий). Для понимания формирования расстройств личности может помочь то, что ее составляющими, как и здоровой личности, являются темперамент и характер.
Характер — «совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях» [Теплов Б. М., 1954]. Характер — это сплав врожденных и приобретенных свойств личности.
Темперамент — это врожденные особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявлений и характеризующиеся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов. В основу выделения типов нервной системы положены следующие признаки: сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность (насколько легко осуществляется переход нейронов из состояния возбуждения к состоянию торможения). Последнее качество определяет, насколько легко образовываются новые и тормозятся старые условные рефлексы
Болезненным нарушением формирования описанных типов ВНД объясняют происхождение расстройств личности (психопатий). Полагают, что астенигеские психопатии соответствуют слабому типу нервной системы. Возбудимые психопатии рассматривают как патологический вариант сильного неуравновешенного типа. Паранойяльную психопатию расценивают как такую патологическую личность, которая отличается склонностью к образованию очагов застойного возбуждения во второй сигнальной системе. При этом повышенная их эмоциональность — фактор, поддерживающий тонус возбуждения в очаге патологической инертности. Патофизиологическая основа гипертимигеских пси-хопатигеских лигностей — нарушение тех отделов мозга, от которых преимущественно зависят эмоции (подкорковые узлы и связанные с ними структуры коры большого мозга). За возникновение психастенигеских лигностей ответственна при общей слабости нервной системы, эмоциональной слабости крайняя степень преобладания второй сигнальной системы над первой. Ее развитие связано также с развитием в нервной системе «парадоксальной стадии парабиоза», поэтому реальные раздражения извне производят меньшее действие, чем физиологически слабые словесные стимулы. Истероидная психопатия — продукт формирования такого патологического развития, при котором на фоне общей слабости высших отделов головного мозга особенно слаба вторая сигнальная система, а первая сигнальная система оказывается доминирующей. Относительное преобладание активности подкорковых образований мозга обусловливает необычную эмоциональность, бурность проявления аффектов и, с другой стороны, яркость образов фантазий (первая сигнальная система).
Физиологические основы эпилепсии. Согласно мнению И. П. Павлова, изменение ВНД при эпилепсии выражается в склонности к образованию в каком-либо пункте мозга сильного возбуждения с чрезвычайной инертностью. Большой пункт в мозгу у эпилептика характеризуется патологическим накоплением исключительно сильного возбуждения, его инертностью и периодической разрядкой этого возбуждения в форме взрыва. Сила, взрывчатость и периодичность — характерные черты ВНД больных эпилепсией. Во время эпилептического приступа разрядка накапливающегося в очаге инертного сильного возбуждения протекает при динамической смене основных нервных процессов как в коре, так и в нижележащих отделах мозга — в «подкорке» и в стволе, преимущественно участвующих в разных фазах припадка. Взрыв возбуждения в двигательном анализаторе проявляется в судорожной фазе припадка, развертывается на фоне быстро развивающегося торможения всей остальной части коры (в порядке отрицательной индукции), результатом чего является потеря сознания. Спускающаяся волна возбуждения в двигательном анализаторе сопровождается отрицательной индукцией (в форме торможения) и в нижележащих отделах мозга, о чем свидетельствует отсутствие во время эпилептического припадка реакции зрачков на свет и стремительное падение больного вследствие резкого ослабления мышечного тонуса. Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии (тугоподвижность, прилипчивость, вязкость) — преобладание инертности в процессах высшей нервной деятельности.