Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"
приступ длится более 3 минут
после приступа пострадавший не приходит в сознание более 10 минут
приступ произошёл впервые
приступ случился у ребенка или у пожилого человека
приступ произошёл у беременной женщины
во время приступа
пострадавший получил травмы[7].
Воспитание больных время от времени
дополняется психотерапией. Последняя
может вводиться в практику не только
при функциональных наслоениях, но и при
неосложненных формах эпилепсии с различными
целями. Одной из целей может стать преодоление
пессимистического отношения к своему
заболеванию из-за различных ограничений,
стыдливого отношения к болезни, чувства
неполноценности. Другим случаем применения
психотерапевтического вмешательства
может стать необходимость коррекции
невротических наслоений или поведенческих
нарушений.
Индивидуальная рациональная психотерапия, например, рекомендуется для помощи при разрешении конкретных проблем, которые могут возникнуть у больного. При неприятии ребенка сверстниками приходится анализировать те стороны поведения, которые вызывают особенно отрицательное отношение к нему со стороны тех, с кем он общается. Следует также сориентировать на правильные реакции в трудных ситуациях, противодействовать возникновению озлобленности, мстительности, научить не обижаться на людей, подвергающих насмешкам.
Групповая психотерапия моделирует значимые для детей ситуации, что позволяет им уменьшить накопившееся эмоциональное напряжение, приобрести опыт разумного решения наиболее часто встречающихся конфликтов и общения в благожелательном окружении. Особенность терапии определяется не только возникшими у больного трудностями, но и своеобразием клинических проявлений его заболевания.
Семейная психотерапия может преследовать разные цели. Посредством семейной психотерапии можно исправлять сложившееся неправильное распределение ролей, нарушение коммуникации между членами семьи, непонимание целей и задач семьи членами семьи.
БИЛЕТ №13.
Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. В этой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно ни диагностировать, ни понять симптоматику детских нервно-психических расстройств.
Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты. Возрастное развитие характеризуется метрическим и топологическим свойствами [Ананьев Б. Г.].
Метригеское свойство — длительность протекания тех или иных процессов или состояний, а также временная характеристика изменений в психике. При этом установлено, что развитие происходит неравномерно. Отдельные психические функции и качества формируются разными темпами, то ускоряясь в своем развитии, то замедляясь. В определенный период времени ребенок может отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуляции в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Возможно также и ускорение развития (акселерация), которое не обязательно будет продолжаться весь период детства или подростни-чества. С другой стороны, развитие гетерохронно, т. е. разные психические функции проходят одни и те же этапы возрастного развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.
Топологигеское свойство — определенность того или иного состояния, фазы или периода развития.
При составлении периодизаций используются оба свойства развития: метрическое и топологическое. Классификации психического развития — большое подспорье для диагностики психических расстройств. Так, например, классификация развития интеллекта Ж. Пиаже (1969) должна использоваться для суждения о нормальном или отклоняющемся формировании интеллектуальных функций ребенка.
Ведущие типы деятельности являются критерием классификации Д. Б. Эльконина. Они являются ориентиром для оценки предметно-манипулятивной, игровой, учебной или профессиональной деятельности детей и подростков и выявления отклонений при различных формах патологии психики.
Выявлению патологических отклонений в процессе развития личности способствует классификация Э. Эриксона (1996). Анализируя формирование «Я» у ребенка или подростка, можно в соответствии с этой классификацией оценить характер нарушений, время возникших отклонений и наметить пути коррекции.
Другие классификации (Ш. Бюллер, 1924, А. Гезелла, А. Валлона и др.), квалифицирующие развитие по нескольким параметрам, дают материал для многосторонней оценки формирующейся психики. Так, например, в классификации А. Валлона (1967), который концентрируется на формировании поведения и личности, используются четыре критерия развития: 1) двигательная деятельность; 2) речь; 3) приспособительные реакции; 4) личностно-социальное поведение. Хотя А. Валлон утверждает, что не существует единого ритма развития у всех детей, но и он констатирует существование периодов, характеризующихся «своими признаками, своей специфической ориентацией и представляющих собой своеобразный этап в развитии ребенка».
Им выделяется семь стадий. Импульсивная стадия (до 6 мес.) — стадия рефлексов, автоматически возникающих в ответ на стимул. Эмоциональная стадия (6—10 мес.) — накопление репертуара эмоций. Сенсомоторная стадия (10—14 мес.) — появление практического мышления. Проективная стадия (14 мес—3 года) — появление способности исследовать мир и воздействовать на объекты. Персоналистская стадия (3—6 лет) — развитие независимости и обогащение «Я». Угебная стадия (от 6 до 12—14 лет) — мышление становится более объективным, возрастает независимость. Стадия полового созревания — сосредоточение на своей персоне и потребностях собственного «Я». Из концепции автора следует, что весь ход развития обусловлен взаимодействием между индивидом и социальной средой. Именно это делает полезной классификацию для использования в диагностических целях.Наряду с психологами детские психиатры [Ушаков Г. К., 1973, Ковалев В. В., 1984] внесли свою лепту в создание периодизации развития психики; Они исходили из наблюдений, что выделенные ранее периоды формирования психики детей отличаются преимущественными для определенного возраста формами реакций и особенностями поведения.
По мнению В. В. Ковалева, существуют гетыре основных возрастных уровня реагирования: 1) соматовегетативный (0—3 года); 2) психомоторный (4-10 лет); 3) аффективный (7-12 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
Для первого уровня характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клинической формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симптоматика.
Второму уровню свойственны общие или локальные двигательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной болезни.
Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.
Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических переживаний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, присущая возрасту психопатология и является характерной для подростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преобладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов позволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основному заболеванию.
2.Влечение и желания. Патология влечения.
ВЛЕЧЕНИЕ. Поведение человека, его сознание определяются не только восприятием реальности, но и жизненными потребностями. Органическое влечение или жизненное чувство - это потребность, от удовлетворения которой зависит сохранение индивида и рода: голод, жажда, половое влечение и др. Влечение — первичное побуждение, чаще всего неосознанное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо. Влечение (драйв) — внутреннее состояние, заставляющее действовать определенным образом.
Сознательное переживание биологической, интеллектуальной или эстетической потребности называется желанием.
РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ. Условно выделяют болезненно повышенные, извращенные и неодолимые (импульсивные) влегения.
Импульсивные влегения - остро возникающие непреодолимые стремления к чему-нибудь, реализуемые без осознания их и борьбы мотивов. Они направлены на достижение объективно неприемлемых целей.
Дромомания - непреодолимое стремление к перемене мест, поездкам, бродяжничеству. Дети и подростки уходят из дома, школы, интерната, делая это в самый неподходящий момент, не готовятся к этому, не берут с собой еду, денег. Они бродят бесцельно по улицам, совершают длительные поездки по городу или уезжают далеко за пределы места проживания. Получив облегчение от реализации порыва, возвращаются сами или не противятся насильственному препровождению в семью. Нередко это расстройство — проявление психопатии или связано со стремлением к «утолению сенсорной жажды», т.е. со стремлением восполнить недостаток эмоционального разнообразия, недостаточного в семье или закрытом детском учреждении.
Клептомания - время от времени возникающее непреодолимое влечение украсть ту или иную интересную или лишенную всякой ценности вещь. Став ее обладателем, теряют к ней всякий интерес, выбрасывают, дарят, забывают. Наблюдается при психопатии, органическом поражении мозга.
Пиромания — временами появляющееся непреодолимое стремление к поджогам, играм с огнем (зажиганию спичек, разжиганию костров). Может быть проявлением расстройств личности, но чаще связана с органическим поражением головного мозга.
Дипсомания — запой, импульсивное влечение к алкогольным напиткам, которое реализуется в ежедневном приеме чрезмерных количеств спиртного и продолжается в течение 1-2 недель до тяжелой интоксикации. В промежутках между запоями нет потребности в спиртных напитках. В основе дипсомании — стремление разрядить дисфории при циклотимической депрессии.
Мифомания — патологическая лживость, обусловленная исте-роидными психопатическими чертами личности.
Расстройства пищевого влегения. Булимия — сильное повышение аппетита и даже прожорливость. Возникает при тревоге, страхах, чаще при органических поражениях головного мозга.
Полидипсия — повышенное потребление жидкости в связи с чрезмерным увеличением жажды. Причина — чаще органическое поражение мозга, иногда связано с психогенным расстройством.
Анорексия — снижение аппетита до его полного исчезновения. Наблюдается при неврозах, психопатиях, реактивном психозе.
Симптом пика - поедание несъедобных предметов.
Копрофагия — поедание кала. Наблюдается при глубоких степенях умственной отсталости, дефектной шизофрении.
Расстройства влегения к самосохранению. Обострение (повышение) влегения к самосохранению. Обычно складывается из недоверия ко всему новому, переменам, незнакомым объектам, в приверженности к стереотипному порядку, страха окружающего, повышенной настороженности. Наблюдается при детском аутизме, невропатии, шизоидной и психастенической психопатии. В случае пассивного поведения наблюдается избегание опасности. При активном поведении - оборонительные действия и агрессия. До трех лет агрессия может проявляться стойким немотивированным упрямством; в старшем дошкольном возрасте - конфликтами, прямыми нападениями не только на детей, но и взрослых, в том числе и близких; в школьном - постоянной и часто жестокой драчливостью, задеванием и провоцированием конфликтов.
Ослабление (снижение) влегения к самосохранению. Проявляется в отсутствии защитных реакций (беззащитности, беспомощности), пониженном чувстве боли, безразличном отношении к окружающим людям.
Извращение оборонительного влегения. Аутоагрессия. Стремление к повреждениям самого себя, нанесению травм и увечий. Это могут быть грубые расцарапывания кожи, кусание языка, разбивание головы о твердые предметы, вкалывание острых предметов в тело и т. д. Сюда же относят трихотилломанию (выдергивание волос из головы, ресниц, бровей), онихофагию (обкусывание ногтей), аутомутиляцию (калечение собственного тела — отгрызание пальцев, губ, отрезание ушей, половых органов). Встречается при глубоком слабоумии, шизофрении и истероидной психопатии.
Самоубийство. Лишение себя жизни, обусловленное расстройством влечения к самосохранению. Суицидальные мысли, высказывания и поступки могут наблюдаться при психических заболеваниях, а также и у психически здоровых.
Суицидомания. Упорное, непреодолимое стремление к самоубийству. Может быть при депресии, некоторых психопатиях, шизофрении.
Расстройство полового влегения. Гиперсексуальность — патологическое постоянное чрезмерное усиление полового влечения и повышение способности к переживанию оргазма. У женщин это расстройство называется нимфомания, а у мужчин — сатириазис. Причина — нарушение деятельности гипоталамуса, чаще всего под влиянием перенесенных энцефалитов, травматических или сосудистых поражений.
Гиперсексуальность пубертатная — повышенная половая возбудимость, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, необузданных эротических фантазий, мастурбации. Обычно связана с резким усилением секреции андрогенов из-за ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных расстройств или органических поражений гипоталамо-лимбиче-ской области.
Гиперсексуальность детская — сексуальное поведение, соответствующее сексуальности более старшего по возрасту ребенка. Проявляется в интересе к противоположному полу и интимной жизни взрослых, демонстрации своего обнаженного тела, сквернословии, стремлениях к ласкам, мастурбации, раннем появлении половой жизни, патологических фантазиях на сексуальные темы, сексуальных притязаниях к детям своего и противоположного пола.
Гипс-сексуальность - понижение полового влечения, обычно не обнаруживаемое у детей в связи с возрастным низким либидо, у подростков может проявиться отсутствием интереса к противоположному полу, темам, относящимся к взаимоотношениям полов, отсутствием эякуляций и мастурбации. Это расстройство возникает, в частности, при задержке психосексуального развития.
Извращение полового влегения. Садизм - характеризуется стремлением причинить боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения.