Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Содержание и форма  ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

19 концепция  развития Д Б Эльконина

Периодизация  Эльконина

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.

Виды ведущей деятельности. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок —взрослый».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок — предмет».

Механизм возрастного  развития. В деятельности первого типа развивается мо-тивационно-потребностная сфера ребенка, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. В младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей  социальной ситуацией развития; ведущей  деятельностью, в которой преимущественно  развивается мотивационно-потребностная  или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация  детского развития. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа:

1.        дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет);

2.        младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы);

3.        средний и старший школьный  возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с  пятого по одиннадцатый класс  школы).

Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:

1.        Младенчество: от рождения до  одного года жизни.

2.        Раннее детство: от одного года  жизни до трех лет.

3.        Младший и средний дошкольный  возраст : от трех до четырех-пяти  лет.

4.        Старший дошкольный возраст: от  четырех-пяти до шести-семи лет.

5.        Младший школьный возраст: от  шести-семи до десяти-одиннадцати  лет.

6.        Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

7.        Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует  своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов  обучения и воспитания.

20 Теория  персонализация  А В Петровского

Персонализация - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализация в этом значении введено В. А. Петровским.)

Источником развития личности выступает возникающее  в системе межиндивидных отношений  противоречие между потребностью в персонализации и заинтересованностью включающей индивида конкретной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют групповым задачам, нормам и условиям функционирования.

Личность формируется  в группах, иерархически расположенных на ступенях ее онтогенеза. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена (интегрирована).

В отечественной психологии в рамках этого направления разработана  теория персонализации (А. В. Петровский). Личность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа развития. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою концепцию теорией персонализации.

Им выделяются три  основных процесса, определяющих ход развития:

1) адаптация как присвоение  индивидом социальных норм и  ценностей т.е. становление социально-типического  в человеке;

2) индивидуализация как  открытие или утверждение «Я»,  выявление своих склонностей  и возможностей, особенностей характера, т.е. становление индивидуальности;

3) интеграция как изменение  жизнедеятельности окружающих людей,  осуществление вкладов и их  принятие окружающими и тем  самым утверждение своего инобытия  в других людях, т.е. становление  всеобщего в личности.

Периодизация, предложенная А. В. Петровским, выглядит следующим образом:

1) эпоха детства (раннее  детство, детсадовский возраст  и младший школьный возраст)  характеризуется преобладанием  адаптации над индивидуализацией;

2) эпоха отрочества (подростковый  возраст) связан с преобладанием индивидуализации над адаптацией;

3) эпоха юности (юношеский  возраст) характеризуется преобладанием  интеграции над индивидуализацией.

Из этого постулата  вытекают теоретические гипотезы:

а) любое переживание, воспринимаемое индивидом как имеющее ценность в плане обозначения его индивидуальности, актуализирует потребность в персонализации и определяет поиск значимого другого, в котором индивид мог бы обрести идеальную представленность;

б) в любой ситуации общения индивид стремится определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в данном конкретном случае доступны персонализации. Невозможность ее осуществления ведет к поиску новых возможностей в себе самом или в предметной деятельности;

в) из двух или более  партнеров по общению субъект при прочих равных условиях предпочитает того, кто обеспечивает максимально адекватную персонализацию. Аналогично предпочтение будет отдано тому, кто может обеспечить наиболее долговременную персонализацию.

 

21 Детство  историческая категория

Возникающие даже при  поверхностном анализе феномена детства трудности и противоречия

связаны в первую очередь  с тем, что детство – категория  историческая. Мы можем говорить только о детстве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.

       Хотя взятая в целом «психогенная теория истории» весьма односторонняя, она

способствовала активизации  исследований истории детства.

       Отношение  к ребенку, детству в историческом  контексте, по словам В.В.Абраменковой,

претерпело существенные изменения: «путь от ребенка, как  раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака; от ребенка – маленького взрослого – к ребенку как самостоятельной ценной в себе личности».

       Интерес  к Детству и само понятие  детства практически отсутствовало  до 18 века. Как писал Аргос: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие детства не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого». Человечество, как и всякий биологический вид, всегда придавало большое значение продолжению рода. Многие религии считают бесплодие самой трашной божественной карой. Деторождение почти всюду оформляется особыми священными ритуалами. Вот как, например, М.Мид (американская исследовательница, детский этнограф) описывает церемонию рождения ребенка на островах Самоа (Папуа – Новая Гвинея): «Дням рождениям не придают значения на Самоа. Но появление на свет ребенка, как таковое, в семье высокого ранга предполагает большой праздник. В течение нескольких месяцев до родов родственники отца приносят в дар будущей матери пищу, в то же время родственницы с материнской стороны хлопочут над преданным новорожденному. Сами роды – отнюдь не интимное дело. Приличия требуют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, не возражала против присутствия 20 – 30 людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться. Если младенец – девочка, то пуповина зарывается под шелковицу, чтобы

девочка была хорошей  хозяйкой. Если младенец – мальчик, то пуповина бросается в море, чтобы  он стал искусным рыбаком или земледельцем. Затем гости расходятся по домам, мать поднимается с постели и приступает к своим обычным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было. День и месяц его рождения забывается».

       Что  касается инфантицида в первобытном  обществе, то большинство исследователей

связывают его распространенность, прежде всего, с низким уровнем материального производства. Народы, стоящие на низшей ступени исторического развития, живущие собирательством, физически не могут прокормить большое потомство. Убийство новорожденных младенцев было здесь такой же естественной нормой, как убийство стариков. Кон приводит пример: «У бушменов мать кормит ребенка грудью до 3 – 4 лет, когда можно будет найти подходящую для него пищу… Часто второй или даже несколько детей рождаются, когда мать еще кормит грудью первого. Но молока матери не хватает на всех детей, да и больше одного ребенка она не смогла бы носить на большие расстояния,

которые проходит в поисках  пищи. Поэтому нередко последнего новорожденного убивают сразу после появления на свет».

       Для  первобытного общества (да и для последующих - античного и средневекового)

характерна была двоякость  в отношении к детям. Младенец, одновременно, персонификация

невинности и воплощение природного зла. А главное – он как бы недочеловек, существо, лишенное разума. Например, в Уганде женщины и маленькие дети не имеют статуса лиц, воспринимаясь как вещи или как нечто среднее между человеком и вещью. В древней Японии новорожденных признавали полноценными людьми после совершения специальных обрядов. Убийство младенца не считалось тяжким преступлением, считалось «отправить назад», «возвратить» в мир духов. А вот на Филиппинах уже пятимесячный плод считался, в известном смысле, человеком и в случае выкидыша его хоронили с соблюдением всех обрядов. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и все члены общины обычно ласковы и внимательны к детям.

       На  основе изучения этнографических  материалов Д.Б.Эльконин показал,  что на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребление примитивных орудий. Иллюстрацией может быть описание встречи с аборигенами пустыни Гибсона (Западная Австралия)

Дугласа Локвуда (1957). Образ  жизни этих людей сосредоточен на поиске пищи и воды на уровне каменного века. Женщины племени пинтуби, сильные и выносливые, могли часами идти по пустыне с тяжелым грузом топлива на голове. Детей они рожали лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имели представления о гигиене, не знали даже причины деторождения. Д.Локвуд пишет, что девочка 2 – 3 лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной гуаны, которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками. Маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, устроила для себя отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и, наверняка, страдала от холода, и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но никто ни разу не слышал их плача.

       При  таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии