Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Детство — это сложное  социокультурное явление, которое  имеет историческое происхождение  и природу. В классических исследованиях  французского историка Ф. Ариеса показано, как складывалось понятие детства  на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи. Ариес проанализировал произведения живописи, литературные произведения, письма людей прошлых времен. Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша. Школа как социальный институт принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация школы дифференцирует понятие детства и отрочества более тонко («школьник 3-го класса», «пятиклассник» и пр.). Введение обязательной воинской повинности и военной службы сказывается на оформлении юношеского периода. Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно  отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Книга Ф. Ариеса "Ребенок  и семейная жизнь при Старом Режиме" освещает три главных круга вопросов:

эволюцию понятия и образа детства - периодизацию жизненного пути, историю осознания детства как особого социокультурного явления, эволюцию детской одежды, игр и развлечений, целей и методов нравственного воспитания;

историю школьной жизни - возраста школьников, смены типов учебных заведений, изменения целей и методов дисциплинирования школьников и т.д.;

место и функции  детей в "старой" и "современной" семье.

Ф. Ариеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Ариесу, - одна из главных характеристик культур в целом.

       Самой известной концепцией детства является «психогенная теория истории»

(психоистория) Л.Демоза. Психоистория, по Л.Демозу, - это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причиныисторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей. В соответствии со своими идеями Л.Демоз подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

       1. Инфантицидный  стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым

детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились  жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

       2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавление от них – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

       3. Амбивалентный стиль (XIV – XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.

       4. Навязчивый  стиль (XVII в.). Ребенка уже не  считают опасным существом или простым

объектом физического  ухода, родители становятся к нему значительно  ближе. Однако это

сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

       5. Социализирующий  стиль (XIX – середина XX в.) делает  целью воспитания не столько

завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его  воли, подготовку к будущей

самостоятельной жизни. Ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

       6. Помогающий  стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей  знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии и т.д.

23 Границы  детства и парадоксы детства  ( по Эльконину)

Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что детство как  период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство.

Своеобразие человеческого  детства состоит в том, что  младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полностью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма продолжительное детство, которое удлиняется по мере развития общества, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и умениям своих членов.

Д.Б. Эльконин показал, что  закономерностью развития детства  как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития (и это подтверждается этнографическими кросс - культурными исследованиями) происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно- двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.

Эльконин продемонстрировал  исторический характер детства и  историческое происхождение его  отдельных периодов на примере появления  одного из детских возрастов. Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.

Историческое происхождение  имеют не только детские периоды  жизненного цикла. Одно из исторически  недавних приобретений человечества —  выделение периода старости как  психологического возраста. Появление  понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в.

Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь  В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и  выделяет три исторических типа детства:

1. Квазидетство — на  ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)

2. Неразвитое детство  — мир детства выделен, и  перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние река и в Новое время.

 

3. Развитое детство  (термин В.В. Давыдова) — складывается  тогда, когда смыслы и мотивы  деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, И ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в куль туре». Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д.

24 Пренатальное развитие : герминальный  и эмбриональный  этапы

Пренатальный  период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Оплодотворение начинается с развития яйцеклетки в одном  из яичников под воздействием гормонов. Период роста яйцеклетки – 3-4 дня. К концу 13-14 дня окружающий яйцо фолликул начинает продвигаться по одной из фаллопиевых труб – два прохода, начинающиеся в верхней части матки, по которым яйцеклетка попадает в нее из яичника (овуляция). При попадании сперматозоида в клетку, начинается сам процесс оплодотворения. Вслед за этим наступает герминальный период – время очень быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток, - который продолжается около 2 недель. Через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. Решающая фаза пренатального развития - процесс имплантации – погружение бластоциды (полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующаяся через несколько дней после зачатия) в стенку матки после спуска по фаллопиевой трубе.

За герминальным периодом следует эмбриональный период, во время которого происходит структурное развитие зародыша, занимающее около 6 недель. С конца 2 недели до конца второго месяца, считая с момента зачатия. Здесь протекают два процесса: из наружного слоя клеток образуются все ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее – плод. К концу эмбрионального периода в зародыше уже вполне различимы черты, присущие человеку.

Наконец, начиная с 3 месяца беременности и до родов идет фетальный  период, в течение которого происходит созревание плода. Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях. К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга. В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери.

Уже в 7,5 недель развивающийся  ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев – это его постоянное занятие. К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается  зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни.

Вся беременность делится  на триместры. Их три: первый – герминальный, эмбриональный, фетальный периоды 1-12 неделя. Второй – 13-24 недели. Третий – 25-38 недель.

РОДЫ. 3 стадии:

1. Прелиминарная (предродовые схватки). Расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение ребенка по родовым путям. Схватки могут длиться от нескольких минут до 30 часов. Обычно от 12 до 15 часов при первых родах, и от 6-8 при вторых родах. Выходит слизистая пробка, закрывающая шеечный канал, выходит – раскрытие шейки матки. Плодный пузырь разрывается и часть околоплодной жидкости выходит наружу по родовому каналу (отошли воды).

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии