Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Критические периоды. В пренатальном периоде последствия средовых влияний зависят от относительного уровня развития плода, то есть от того, на какой стадии развития происходит изменение внутриутробной среды. К сожалению, во многих случаях эти средовые воздействия приходятся на тот период, когда будущая мать еще даже не знает о том, что беременна. Она может не придавать серьезного значения таким болезням, как краснуха или грипп, и не задумываться о возможных последствиях воздействия тех лекарств, которые она принимает. Короче говоря, вред бывает нанесен еще на эмбриональной стадии развития, до того, как женщина узнает о зарождении в ней новой жизни, требующей особой заботы и осторожности.

Критическим периодом называют время, в течение которого тот  или иной орган, структура или система организма наиболее чувствительны к определенному воздействию.

Характер и зависимость  специфических эффектов от времени  воздействия ратогена в границах критического периода можно проиллюстрировать на примере последствий приема такого лекарственного препарата, как талидомид. Талидомид прописывали беременным женщинам в качестве легкого транквилизатора в 1960 годах, в основном в Великобритании и Германии. Этот препарат помогалал от бессоннице, тошноте, других утренних недомоганиях. В течение последующих двух лет около 10 тысяч детей родились с различными видами уродств, что было приписано воздействию талидомида. Тщательное исследование течения беремен ности у матерей этих детей показало, что характер дефекта определялся тем, в какой период беременности они принимали лекарство. Если мать принимала между 34-м и 38-м днем от последней менструации, ребенок рождался) без ушей. Если препарат принимался между 38-м и 47-м днем беременности, у ребенка отсутствовали или были деформированы руки.

Интенсивность и продолжительность воздействия. Воздействие доз токсического агента может не иметь никаких последствий. Организм здоровой матери обычно быстро выводит токсичные вещества. Для того чтобы лекарство, химический препарат возымели какое-либо действие, их концентрация в ткани органе, как правило, должна достигнуть порог а. С другой стороны, иногда: большая доза химического агента, например кокаина, может быстро проходить через организм матери, не вызывая остаточных явлений, но задерживаться в тканях плода, приводя к замедлению его роста или устойчивому повреждению нервной системы.

Тератогены

Многообразие выявленных факторов, влияющих на пренатальное развитие оказалось впечатляющим, если не сказать - пугающим. Питание, лекарства, болезни, гормоны, факторы крови, радиация, возраст матери на момент зачатия, стресс, дородовая подготовка - все это сказывается на развитии эмбриона и плода. Вызывает опасение, что, хотя нам многое известно о влиянии средовых факторов существуют такие лекарства и факторы, о воздействии которых на человека мы ещё ничего не знаем. Достаточно просто определить непосредственное влияние препарата, как талидомид, на строение тела младенца; гораздо сложнее выявить столь очевидные неврологические изменения, вызванные загрязнением атмосферы, которые приводят в семилетнем возрасте к неспособности учиться.

Лекарства, наркотики и другие химические агенты. Развивающие структуры организма более подвержены действию лекарств и наркотических препаратов, чем структуры, развитие которых уже завершено. Кроме того, некоторые препараты могут преодолеть плацентарный барьер и оказаться поглощенными системой эмбриона или плода. В частности, системы плода могут не справиться с выведением лекарств из организма столь же эффективно, как это происходит в организме матери. Вместо того чтобы удаляться, как побочный продукт, лекарство может накапливаться в каком-либо органе или какой-либо системе плода. И также

установлено, что данное лекарство совершенно безвредно для взрослой женщины это еще не означает, что оно также безвредно для крошечного развивающегося организма, который во всем зависит от матери и живет в создаваемой ею среде. Возмлжно, что фактически ни одно из лекарств не является безвредным для плода.

 

Наркотики. Как правило, действие таких наркотиков, как морфин, героиндаже метадон, ослабляет дыхание плода и может вызвать поведенческие расстройства у младенца. У женщин, регулярно употребляющих эти наркотики, рождаются дети, вес и рост которых не соответствуют норме, а реакции более вялы, чем у нормальных младенцев. Более того, эти дети обнаруживают симптомы <ломки> - выражается в их повышенной возбудимости, приступах пронзительного плача, дрожи и нарушении терморегуляции. Они беспокойно спят и плохо сосут. Даже через несколько недель после родов их сон нарушен, аппетит отсутствует, прибавка в весе недостаточна. В 4 месяца тельце таких детей напряжено и несгибаемо, двигательная активность выше, чем у нормальных детей, но движения менее си

динированы. До годовалого возраста им трудно поддерживать внимание, проблемы с вниманием могут сохраняться у них и на протяжении всего детства. Степень выраженности

симптомов зависит от того, насколько сильно пристрастие  матери к наркотика, величины принимаемых ею доз и от длительности интервала между приемами дней дозы и родами.

Алкоголь. До недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Однако размер допустимой дозы и сроки наступления у плода критического периода в отношении алкоголя не выяснены до сих пор. Можно с уверенностью сказать, что злоупотребление алкоголем оказывает вредное воздействие; до 32 % младенцев сильно пьющих матерей обнаруживают врожденные аномалии. При ежедневном употреблении 50 граммов алкоголя уже достаточно, чтобы   

ребёнок родился с лицевыми уродствами. Было установлено, что эти аномалии являются частью фетально- врожденные аномалии, включающие недостаточный рост и вес при алкогольном синдроме (ФАС - ФЕТАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ).

 

27 Акт  рождения( психологический  контекст, ведущие принципы пренатальной  психологии  Фоудора)

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

За несколько  недель до родов нередко изменяется эмоциональное состояние женщины. Она может стать более раздражительной, плаксивой, излишне эмоционально реагировать  на те или иные события. Многие женщины непосредственно перед родами пытаются уединиться, побыть в тишине. В большинстве случаев будущим мамам нравится в это время обустраивать свое жилище, готовить его к появлению малыша, заниматься детским приданым.

С началом родовой  деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения. Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители. Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток — так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед — тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри.Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг — апофеоза родов — достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием. Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, — это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша. Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком.

Согласно Фоудору, внутриутробные сновидения не всегда отражают состояние восторга - жизнь нерожденного ребенка не обязательно непрерывное блаженство. Он зависит от количества кислорода и пищевых веществ в крови матери, выведения из ее организма побочных продуктов обмена веществ. Множество материнских несчастий способны нанести вред и ослабить организм ребенка перед рождением, являясь причиной начала постнатальной жизни с каким-либо недостатком. Существенную травму развивающемуся плоду наносят интенсивные половые сношения родителей, последствия которых прослеживаются в сновидениях в течение всей жизни.

В целях обоснования  пренатального существования Фоудор вводит понятие "организмическое  сознание", которое представляет глубочайший уровень разума - возможно, самую основу бессознательного. Он пытается отвести обвинения, что из-за отсутствия нервной связи между матерью и ребенком плод не может испытывать невзгоды при страданиях матери (см. прим. 3). Ключом к дилемме, по утверждению Фоудора, являются экспериментальные работы в области телепатии в Университете Дьюка. Он считает, что благодаря существованию телепатии становится легко понять, как нежные и здоровые чувства матери оказывают целебное влияние на психику плода и подобным образом одиночество нежеланного ребенка прослеживается к психической изоляции в матке (см. прим. 4).

28 общая  характеристика новорождённости(специфика  социальной ситуации развития)

Врожденные  формы психики

Безусловные рефлексы. Какие безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1:

Раздражители                                             Безусловные рефлексы

Действие яркого света                                 Глаза закрываются

Шлепок по переносице                                 Глаза закрываются

Хлопок руками возле  головы ребенка          Глаза закрываются

Поворот головы ребенка  направо                      Подбородок поднимается, правая рука    

                                                                                вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны                      Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка          Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву  ребенка           Пальцы ног сжимаются

Царапающим движением  проводим                    Большой палец ноги поднимается, остальные

пальцем по подошве от пальцев к пятке           вытягиваются

Укол булавкой подошвы                                   Колено и стопа сгибаются

Поднимаем лежащего ребенка  животом           Ребенок пытается поднять голову, вытягивает

вниз                                                                         ноги

 

Следует также назвать  в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны  с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже  на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

Вкусовая и  обонятельная чувствительность. Младенец, которому от рождения всего лишь 1—2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыханий. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

Двигательная  активность. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

С первых дней жизни ребенок  демонстрирует способность к  рефлекторному повороту головы в  ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии