Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
ческое развитие является результатом конвергенции
внутренних данных с внешними условиями. В этой кон-
вергенции ведущее значение остается за врожденными
компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции,
ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли
оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что
именно происходит извне и что изнутри? Потому что
в проявлении функции действуют всегда и то, и другое,
только всякий раз в разных соотношениях.
Теория конвергенции рассматривает психическое раз-
витие как процесс, который складывается под влиянием
икс-элементов наследственности и игрек-элементов сре-
ды. Это самая распространенная концепция в современной
психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что
интеллект определяется на 80% влиянием наследствен-
ности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду.
Метод психоанализа позволил ему создать структурную
теорию личности, в основе которой лежит конфликт
между инстинктивной сферой душевной жизни человека
и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек
рождается с врожденными сексуальными влечениями.
Эта внутренняя психическая инстанция - ≪Оно≫ - под
влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек
≪Я≫. С появлением не только физических запретов, но и
моральных сентенций развивается новая инстанция
≪Сверх-Я≫, которая ограничивает наши влечения до са-
мой старости. На ≪Я≫ давят ≪Оно≫ и ≪Сверх-Я≫. Это типич-
ная схема двух факторов развития, но она интересна тем,
что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле-
чения - они находятся с ними в антагонистических, про-
тиворечивых отношениях.
Психоаналитические теории
детского развития
Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного
и открытие сексуального начала - составляют основу тео-
ретической концепции
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три
основных компонента: ≪Оно≫, ≪Я≫ и ≪Сверх-Я≫. ≪Оно≫ -
наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов,
≪бурлящий котел влечений≫, подчиняется принципу удо-
вольствия. Инстанция ≪Я≫ следует принципу реальности и
учитывает особенности внешнего мира. ≪Сверх-Я≫ служит
носителем моральных норм. Поскольку требования к ≪Я≫
со стороны ≪Оно≫, ≪Сверх-Я≫ и реальности несовмести-
мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от которого лич-
ность спасается с помощью специальных ≪защитных ме-
ханизмов≫ -таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация.
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит
к стадиям преобразования и перемещения по различным
эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.
Оральная стадия (0—1 год). Основной источник
удовольствия
связанной с кормлением.
Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру-
ется вокруг ануса, который становится объектом внима-
ния ребенка, приучаемого к опрятности.
Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс-
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся генитальные органы. Сексуальность
этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-
дозную привязанность к
ков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового
интереса. Энергия либидо переносится на освоение об-
щечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению
3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор-
мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны
объединяются. Если осуществление нормального сек-
суального общения затруднено, тогда можно наблюдать
феномены фиксации или регресса к одной из предыду-
щих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери
3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической
для психоанализа структуры личности, в инстинктивной
ее части она выделила сексуальную и агрессивную со-
ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает
как процесс постепенной социализац
чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности.
Эпигенетическая теория личности
Эрика Эриксона
Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали-
за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал
психоаналитическую концепцию об отношениях ≪Я≫ и об-
щества. Обратив внимание на роль ≪Я≫ в развитии лично-
сти, Э. Эриксон перенес ударение с ≪Оно≫ на ≪Я≫. По его
мнению, основы человеческого ≪Я≫ коренятся в социаль-
ной организации общества. Применяя психоанализ в пос-
левоенной Америке, он видел различные явления - тре-
вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат
воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об-
разом процессам социализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового
пути исследования психики - психоисторического мето-
да, который представляет собой применение психоана-
лиза к истории. Этот метод требует равного внимания как
к психологии индивида, так и к характеру общества,
в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле-
дования воспитания детей в двух индейских племенах и
пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде-
ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та
социальная группа, к которой он принадлежит. Если ин-
дивид отвечает ожиданиям общества, он включается
в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух
важных понятий его концепции - ≪групповой идентично-
сти≫ и ≪эго-идентичности≫.
Групповая идентичность формируется благодаря тому,
что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро-
вано на включение его в данную социальную группу.
Эго-идентичность формируется параллельно с группо-
вой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчи-
вости и непрерывности своего ≪Я≫, несмотря на те изме-
нения, которые происходят с человеком в процессе его
роста и развития.
Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности,
для каждой из них характерна специфическая задача, ко-
торая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомне-
ние, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -
чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не-
полноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентич-
ность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.
Формирование всех форм идентичности сопровожда-
ется кризисом развития.
Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ре-
бенок приспосабливается в
усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду
с классическим обусловливанием и оперантным научением
существует также научение путем имитации, подражания.
Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недо-
статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб-
ретают новое поведение
Научение происходит через наблюдение, имитацию (под-
ражание авторитетным образцам) и идентификацию
(процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства
или действия от другой личности, выступающей в ка-
честве модели).
Известный американский психолог Р. Сире предложил
принцип диадического анализа развития личности. Посколь-
ку действия каждого человека всегда зависят от другого и
ориентированы на него, то многие свойства личности перво-
начально формируются в так называемых ≪диадических си-
туациях≫. Он выделил три фазы развития ребенка:
- фаза рудиментарного поведения - основывает-
ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла-
- фаза первичных мотивационных систем - ос-
новывается на научении внутри семьи (основная фаза со-
циализации);
- фаза вторичных мотивационных систем - ос-
новывается на научении вне семьи.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это
зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя
игнорировать.__
Главное понятие концепции Б. Скиннера - подкреп-
ление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятности
того, что соответствующий акт поведения повторится
снова. Подкрепление может быть положительным и отри-
цательным, первичным (пища, вода, холод) и условным
(деньги, знаки любви, внимания и т. д.).
Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению
условий возникновения социальной мотивации и привя-
занности младенца к взрослому и взрослого к ребенку.
Источником мотивации
нию, служит стимулирующее влияние среды и научение
на основе подкрепления.
Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросс-
культурные) исследования М. Мид, показал плодотвор-
ность сравнительного изучения детей в разных культурах.
Изучив в культурах способы ухода за младенцами, иссле-
дователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии
этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.
Когнитивная теория развития
(концепция Ж. Пиаже)
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо-
действии между организмом и окружающей средой, или
равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по-
этому субъект стремится к установлению равновесия
с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу-
тями: либо путем приспособления субъектом внешней
среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-
ний в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления;
ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает
новую информацию к существующим у него схемам дей-
ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - меха-
низм, когда индивид приспосабливает свои прежде
сформированные реакции к
вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел-
лекта - это процесс вызревания операциональных струк-
тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-
житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух
основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс
из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го-
да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого
периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя
как субъекта, не понимая своих собственных действий.
На этой стадии происходит становление и развитие чув-
ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-
торных способностей.
Период конкретных операций (2—11/12 лет).
В этом возрасте происходит постепенная интериориза- ция схем действий и превращение их в операции, кото-
рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси-
фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент-
ральными характеристиками умственной деятельности
ребенка в этот период его познавательного развития
являются эгоцентризм мышления и представление о со-
хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил до-
операциональную стадию, которая характеризует ин-
туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до
6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7—
11/12 лет).
Период формальных операций (11/12-14/15 лет).
В рамках формально-логического
ные операции могут совершаться без опоры на чувствен-
ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого
уровня мышления позволяет подросткам решать задачи
в уме, как бы ≪прокручивая≫ в голове все возможные ва-
рианты решения задачи, и только после этого опытным
путем проверять предполагаемые результаты.
Культурно-историческая концепция
В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников
(А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Бо-
жович и др.) стал проводить развернутую серию экспе-
риментальных исследований, результаты которых поз-
волили ему в последующем сформулировать основные
положения культурно-исторической теории - теории
развития специфических для человека психических функ-
ций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих со-
циальное, культурное, прижизненное происхождение и
опосредованных особыми средствами - знаками, возни-
кающими в ходе человеческой истории. При этом знак,
с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека
прежде всего социальным средством, своего рода ≪пси-
хологическим орудием≫.
Л. С. Выготский сформулировал общий генетический
закон существования любой психической функции чело-
века: ≪...Всякая функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - со-
циальном, потом - психологическом, сперва между
людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва скла-
дываются в коллективе в виде отношений детей, затем
становятся психическим функциями личности≫.