Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"

Файлы: 1 файл

возрастная.docx

— 77.20 Кб (Скачать файл)

ческое развитие является результатом конвергенции

внутренних данных с внешними условиями. В этой кон-

вергенции ведущее значение остается за врожденными

компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции,

ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли

оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что

именно происходит извне и что изнутри? Потому что

в проявлении функции действуют всегда и то, и другое,

только всякий раз в разных соотношениях.

Теория конвергенции рассматривает  психическое раз-

витие как процесс, который складывается под влиянием

икс-элементов наследственности и игрек-элементов сре-

ды. Это самая распространенная концепция в современной

психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что

интеллект определяется на 80% влиянием наследствен-

ности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду.

Метод психоанализа позволил ему создать структурную

теорию личности, в основе которой лежит конфликт

между инстинктивной сферой душевной жизни человека

и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек

рождается с врожденными сексуальными влечениями.

Эта внутренняя психическая инстанция - ≪Оно≫ - под

влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек

≪Я≫. С появлением не только физических запретов, но и

моральных сентенций развивается новая инстанция

≪Сверх-Я≫, которая ограничивает наши влечения до са-

мой старости. На ≪Я≫ давят ≪Оно≫ и ≪Сверх-Я≫. Это типич-

ная схема двух факторов развития, но она интересна тем,

что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле-

чения - они находятся с ними в антагонистических, про-

тиворечивых отношениях.

Психоаналитические теории

детского развития

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного

и открытие сексуального начала - составляют основу тео-

ретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три

основных компонента: ≪Оно≫, ≪Я≫ и ≪Сверх-Я≫. ≪Оно≫ -

наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов,

≪бурлящий котел влечений≫, подчиняется  принципу удо-

вольствия. Инстанция ≪Я≫ следует принципу реальности и

учитывает особенности внешнего мира. ≪Сверх-Я≫ служит

носителем моральных норм. Поскольку требования к ≪Я≫

со стороны ≪Оно≫, ≪Сверх-Я≫ и реальности несовмести-

мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта,

создающего невыносимое напряжение, от которого лич-

ность спасается с помощью специальных ≪защитных ме-

ханизмов≫ -таких, например, как вытеснение, проекция,

регрессия, сублимация.

Все стадии психического развития 3. Фрейд  сводит

к стадиям преобразования и перемещения  по различным

эрогенным зонам либидозной, или  сексуальной, энергии.

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник

удовольствия сосредоточивается  на зоне активности,

связанной с кормлением.

Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру-

ется вокруг ануса, который становится объектом внима-

ния ребенка, приучаемого к опрятности.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс-

шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной

зоной становятся генитальные органы. Сексуальность

этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-

дозную привязанность к родителям  противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи-

ков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового

интереса. Энергия либидо переносится  на освоение об-

щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению

3. Фрейда, подросток стремится к  одной цели - нор-

мальному сексуальному общению, все  эрогенные зоны

объединяются. Если осуществление  нормального сек-

суального общения затруднено, тогда  можно наблюдать

феномены фиксации или регресса к одной из предыду-

щих стадий.

Развитие психоанализ получил  в работах дочери

3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь  классической

для психоанализа структуры личности, в инстинктивной

ее части она выделила сексуальную  и агрессивную со-

ставляющие. Детское развитие А. Фрейд  рассматривает

как процесс постепенной социализации ребенка, под-

чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия

к принципу реальности.

 Эпигенетическая теория личности

Эрика Эриксона 

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали-

за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал

психоаналитическую концепцию об отношениях ≪Я≫ и об-

щества. Обратив внимание на роль ≪Я≫ в развитии лично-

сти, Э. Эриксон перенес ударение с ≪Оно≫ на ≪Я≫. По его

мнению, основы человеческого ≪Я≫ коренятся в социаль-

ной организации общества. Применяя психоанализ в пос-

левоенной Америке, он видел различные явления - тре-

вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат

воздействия сложного периода войны на личность.

Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об-

разом процессам социализации.

Работы Э. Эриксона знаменуют собой  начало нового

пути исследования психики - психоисторического мето-

да, который представляет собой применение психоана-

лиза к истории. Этот метод требует  равного внимания как

к психологии индивида, так и к  характеру общества,

в котором живет человек.

Э. Эриксон проводил полевые этнографические  иссле-

дования воспитания детей в двух индейских племенах и

пришел к выводу, что стиль  материнства всегда опреде-

ляется тем, что именно ожидает  от ребенка в будущем та

социальная группа, к которой  он принадлежит. Если ин-

дивид отвечает ожиданиям общества, он включается

в него и наоборот. Эти соображения  легли в основу двух

важных понятий его концепции - ≪групповой идентично-

сти≫ и ≪эго-идентичности≫.

Групповая идентичность формируется благодаря тому,

что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро-

вано на включение его в данную социальную группу.

Эго-идентичность формируется параллельно с группо-

вой идентичностью и создает  у субъекта чувство устойчи-

вости и непрерывности своего ≪Я≫, несмотря на те изме-

нения, которые происходят с человеком в процессе его

роста и развития.

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности,

для каждой из них характерна специфическая задача, ко-

торая выдвигается обществом.

Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.

Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомне-

ние, стыд.

Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -

чувство вины.

Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не-

полноценность.

Подростковый возраст (латентная  ст.) - идентич-

ность - диффузия идентичности.

Молодость - интимность - изоляция.

Зрелость - творчество - застой.

Старость - интеграция - разочарование  в жизни.

Формирование всех форм идентичности сопровожда-

ется кризисом развития.

 

Теория социального научения

Концепция социального научения показывает, как ре-

бенок приспосабливается в современном  мире, как он

усваивает привычки и нормы современного общества.

Представители этого направления  считают, что наряду

с классическим обусловливанием и  оперантным научением

существует также научение путем имитации, подражания.

Так, А. Бандура считал, что награда  и наказание недо-

статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб-

ретают новое поведение благодаря  имитации модели.

Научение происходит через наблюдение, имитацию (под-

ражание авторитетным образцам) и  идентификацию

(процесс, в котором личность  заимствует мысли, чувства

или действия от другой личности, выступающей  в ка-

честве модели).

Известный американский психолог Р. Сире предложил

принцип диадического анализа развития личности. Посколь-

ку действия каждого человека всегда зависят от другого и

ориентированы на него, то многие свойства личности перво-

начально формируются в так  называемых ≪диадических си-

туациях≫. Он выделил три фазы развития ребенка:

- фаза рудиментарного поведения - основывает-

ся на врожденных потребностях и  научении в раннем мла-

- фаза первичных мотивационных систем - ос-

новывается на научении внутри семьи (основная фаза со-

циализации);

- фаза вторичных мотивационных систем - ос-

новывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу, центральный компонент  научения - это

зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя

игнорировать.__

Главное понятие концепции Б. Скиннера - подкреп-

ление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятности

того, что соответствующий акт  поведения повторится

снова. Подкрепление может быть положительным  и отри-

цательным, первичным (пища, вода, холод) и условным

(деньги, знаки любви, внимания  и т. д.).

Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению

условий возникновения социальной мотивации и привя-

занности младенца к взрослому  и взрослого к ребенку.

Источником мотивации поведения  ребенка, по его мне-

нию, служит стимулирующее влияние  среды и научение

на основе подкрепления.

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив  известные (кросс-

культурные) исследования М. Мид, показал  плодотвор-

ность сравнительного изучения детей  в разных культурах.

Изучив в культурах способы  ухода за младенцами, иссле-

дователи пришли к выводу о детерминирующем  влиянии

этих аспектов жизни ребенка  на его восприятие мира.

 

 Когнитивная теория развития

(концепция Ж. Пиаже)

В центре концепции Ж. Пиаже - положение  о взаимо-

действии между организмом и окружающей средой, или

равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по-

этому субъект стремится к установлению равновесия

с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу-

тями: либо путем приспособления субъектом  внешней

среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-

ний в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого  приспособления;

ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает

новую информацию к существующим у  него схемам дей-

ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - меха-

низм, когда индивид приспосабливает  свои прежде

сформированные реакции к новой  информации, т. е. он

вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел-

лекта - это процесс вызревания операциональных струк-

тур (понятий), постепенно вырастающих  из предметно-

житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух

основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит

из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го-

да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого

периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя

как субъекта, не понимая своих  собственных действий.

На этой стадии происходит становление  и развитие чув-

ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-

торных способностей.

Период конкретных операций (2—11/12 лет).

В этом возрасте происходит постепенная  интериориза- ция схем действий и превращение их в операции, кото-

рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси-

фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент-

ральными характеристиками умственной деятельности

ребенка в этот период его познавательного  развития

являются эгоцентризм мышления и представление о со-

хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил до-

операциональную стадию, которая характеризует ин-

туитивное, наглядное мышление в  возрасте от 2 до

6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7—

11/12 лет).

Период формальных операций (11/12-14/15 лет).

В рамках формально-логического интеллекта мыслитель-

ные операции могут совершаться  без опоры на чувствен-

ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого

уровня мышления позволяет подросткам решать задачи

в уме, как бы ≪прокручивая≫ в  голове все возможные ва-

рианты решения задачи, и только после этого опытным

путем проверять предполагаемые результаты.

 

 Культурно-историческая концепция

В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой  сотрудников

(А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия,  А. В. Запорожцем, Л. И. Бо-

жович и др.) стал проводить развернутую  серию экспе-

риментальных исследований, результаты которых поз-

волили ему в последующем  сформулировать основные

положения культурно-исторической теории - теории

развития специфических для человека психических функ-

ций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих со-

циальное, культурное, прижизненное происхождение  и

опосредованных особыми средствами - знаками, возни-

кающими в ходе человеческой истории. При этом знак,

с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека

прежде всего социальным средством, своего рода ≪пси-

хологическим орудием≫.

Л. С. Выготский сформулировал общий  генетический

закон существования любой психической функции чело-

века: ≪...Всякая функция в культурном развитии ребенка

появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - со-

циальном, потом - психологическом, сперва между

людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва скла-

дываются в коллективе в виде отношений детей, затем

становятся психическим функциями личности≫.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"