Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
Согласно __________Л. С. Выготскому два типа психического раз-
вития - биологическое и историческое (культурное), -
представленные в разделенном виде в филогенезе и свя-
занные отношением преемственности и последователь-
ности, реально существуют в слитом виде и образуют
единый процесс в онтогенезе.
Основные законы психического развития, сфор-
мулированные Л. С. Выготским
• Детское развитие имеет сложную организацию во
времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом вре- мени (год в младенчестве не равен году жизни в отро-
честве).
• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не
просто маленький взрослый, а существо с качественно
отличной психикой).
• Закон неравномерности
в психике ребенка имеет свой оптимальный период раз-
вития.
• Закон развития высших психических функций ≪извне
внутрь≫. Отличительные качества высших психических
функций: опосредованность, осознанность, произволь-
ность, системность; они образуются в результате овладе-
ния специальными орудиями, средствами, выработанны-
ми в ходе исторического развития общества.
Обучение - движущая сила психического развития,
которая создает зону ближайшего развития ребенка (рас-
стояние между уровнем актуального развития и уровнем
возможного развития).
Концепция психического развития ребенка
Д. Б. Эльконина
Ценность этого подхода
тался охватить и связать между собой два основных век-
тора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ре-
бенка с миром вещей, что предполагает познание и
овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ре-
бенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут-
ри этих двух векторов представляет единый процесс,
в котором формируется личность. Однако в ходе разви-
тия этот единый по своей природе процесс раздваивает-
ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини-
рует над другим, а в рамках следующего возрастного
этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми-
нирующего вектора на субдоминантный и определяет на-
чало нового возрастного этапа в психическом развитии
ребенка. По своему психологическому содержанию век-
тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку
в данный момент, другими словами - ведущая деятель-
ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности
не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее
продуктов, т. е. психологических
фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил
Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи-
ческого развития, в которой последовательно сменяются
два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как не-
посредственно-эмоциональное общение младе
нца со
взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, обще-
ние младших подростков, развивается преимущественно
мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-
тельности в раннем детстве, учебной деятельности
младших школьников и учебно-профессиональной дея-
тельности старших подростков идет преимущественно
освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском
развитии есть периоды, в которых происходит преиму-
щественное развитие потребностно-мотивационной сфе-
ры и как результат этого - освоение задач, мотивов и
норм отношений, и периоды преимущественного разви-
тия интеллектуально-познавательных сил, результатом
чего становится освоение общественно выработанных
способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в веду-
щей деятельности данного периода.
Методы ВП:
Методами исследования возрастной психологии являются:
1) наблюдение; 2) опрос; 3) эксперимент; 4) моделирование.
Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.
Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).
В эксперименте
экспериментатор проводит опыт, осуществляет
наблюдение за психическими явлениями,
процессами испытуемого. Если при наблюдении
исследователь пассивно ждет проявления
интересующих его психических процессов,
то в эксперименте он, не дожидаясь,
пока наступят интересующие его процессы,
сам создает необходимые
Метод
моделирования применяют в
В психологии выделяется четыре группы методов.
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Эксперимент–изучение
психического явления, условия проявления
и развития которого создаются искусственно,
специально, поэтому они могут
строго учитываться и при
Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».
В зависимости от того, что является задачей эксперимента – качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом. Тесты – это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности.
(Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.
греч. Methodos - исследование + Logos - учение
Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Методология - В психологии выделяется четыре группы методов.
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).